Конспект урока риторики по теме: "Темп речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать у детей знание о темпе речи, умение применять темп речи в зависимости от ситуации;
  • развивать речь учащихся, память, мышление;
  • прививать навыки культуры поведения.

Оборудование: картинки с изображением поезда, самолета, ракеты, Незнайки.

Опоры: темп речи, виды темпов речи, текст скороговорки.

ТСО: магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Улыбнитесь друг другу. Здравствуйте.

II. Речевая разминка

– Сначала выполним речевую разминку.

Упражнение “Вкусное варенье”, “Щетка”, “Лошадка”, “Надуй шарик”.

– Посмотрите, ребята, кто к нам пришел на урок! Он хочет научиться правильно говорить.

III. Постановка проблемы

На доске картинки с изображением самолета, ракеты, поезда.

– Посмотрите на доску.

– Назовите одним словом.

– Помогите Незнайке определить самый медленный вид транспорта. А самый быстрый?

– А наша устная речь имеет скорость? Попытайтесь доказать.

– Кто знает, как называется скорость речи?

– Скорость речи по-другому называется темпом. Прочитаем вместе. (Темп.)

– А теперь прочитаем, что такое темп речи.

IV. Сообщение темы урока. Постановка цели

– Какая тема сегодняшнего урока? Чему будем учиться?

V. Совместное открытие нового

– Послушайте внимательно три почти одинаковых текста.

– Определите, чем они отличаются.

Звучит магнитофонная запись текста, прочитанного в трех темпах.

Однажды я нашел белый гриб. Из него получился хороший наваристый суп. Мы его ели с превеликим удовольствием. Вечером я еще сходил в лес, нашел 30 грибов: маслят и сыроежек.

– Чем отличались тексты? (Темпом их чтения)

– В каком темпе я читала 1-й раз? 2-й раз? 3-й раз?

– Повторим виды темпов.

VI. Физкультминутка

– Незнайка предлагает поиграть. Если я укажу на поезд, то вы произнесете фразу в медленном темпе. Если я покажу на ракету – в быстром. И, наконец, если я укажу на самолет, вы произнесете фразу в среднем темпе.

– Прочитаем эту фразу и запомним ее.

Скачет сито по полям, а корыто по лугам.

– Молодцы! Ни разу не ошиблись.

– Как вы считаете, а в каком темпе эту фразу следует читать? Почему?

VII. Конкурс скороговорок

– В каких случаях нужно говорить быстро?

– Какие скороговорки знаете?

– Кто желал бы поучаствовать в конкурсе скороговорок?

Желающие рассказывают скороговорки.

– Аплодисментами покажите, насколько вам понравилось чтение каждого из ребят.

– Незнайка предлагает разучить новую скороговорку. Прочитайте ее.

Хорош творожок, внутри пирожок.

– Что заметили?

– Наш Незнайка опять все напутал.

– Прочитаем скороговорку в правильном варианте и запомним ее.

– Шепотом повторите скороговорку в медленном, затем в среднем, и, наконец, в быстром темпе.

– Ребята, представьте себе , что вы были свидетелями пожара. В каком темпе вы расскажите о том, как люди тушили пожар?

VIII.Физкультминутка

– Вспомните стихотворение “Кошкин дом.”

– Повторяйте за мной движения и слова.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом.
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром
Заливать кошкин дом.
А лошадка – с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас.

– Огонь погас, а мы продолжаем работать.

– Общаясь друг с другом, вы в каком темпе говорите?

– А в каких случаях нужно говорить медленно?

IX. Инсценирование стихотворения С.Я. Маршака “Усатый-полосатый”

– Вам предлагалось по желанию выучить отрывок из стихотворения Маршака “Усатый-полосатый”.

– Кто выучил?

– Вспомните слова девочки.

– А что ей ответил котик?

– Как вы считаете, а чьи слова “А он говорит?”

– Кто бы хотел сыграть девочку? А котика?

– Разрешите мне побыть в роли автора.

– Спасибо всем актерам, сыгравшим в сценке, а также спасибо зрителям, внимательно смотревшим игру актеров.

X. Отгадывание задки

– Ребята, как вы думаете, а в каком темпе нужно загадывать загадки?

– Почему в медленном?

Учитель читает загадку.

В темном подвале лежит мокрый теленок,
Все время ворочается, а встать не может.

Если дети затрудняются отгадать загадку, то учитель предлагает подсказки: 1) он есть у каждого из вас; 2) показывать его не культурно.

– Это, действительно наш язык, без которого мы не могли бы говорить красиво.

XI. Подведение итогов

– Повторим для Незнайки, что такое темп речи.

– Назовите темпы речи.

– От чего зависит темп?

XII. Рефлексия

– У вас на парте лежат два воздушных шарика. Кто считает, что поработал активно на уроке, поднимет желтый шарик. А кто не был активным – синий.