Урок риторики по теме: "Текст и заголовок". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Класс: 3


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Дать учащимся понятия «тема текста», «заголовок.
2. Закрепить представление о структуре текста.
3. Продолжить работу над голосовым тренингом.
4. Учить оценивать чужие и свои высказывания.

ХОД УРОКА

1. Голосоречевой тренинг.

1. На одном выдохе усиление – ослабление звука:

М-м-м - гудок приближается
Н-н-н - удаляется
В-в-в - шум ветра
Ж-ж-ж - жужжание пчел
З-з-з - писк комара

2. Упражнение:

«Свеча» - ровный медленный выдох,
«Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох.

3. Прочитай на одном дыхании:

Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает.
Щечки моет, шейку трет.

- Какой Хомка? Чем он занимается с утра?

- А как вы начинаете свой день?

- Для чего это необходимо делать ежедневно? (Быть сильным, здоровым)

2. Повторение изученного, проверка домашнего задания.

Беседа.

- Прочитайте текст на доске (жужжит)

«Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом ОТЕЧЕСТВО. Но все

таки можно сказать: понятие «Родина» - это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней».

Вопросы:

а) тематический:

- О чем текст?

б) смысловые:

- Почему именно о Родине?

Из чего это следует?

в) прогнозирующие:

- Что бы вы добавили к этому тексту?

- Это текст или предложения? Докажите.

- Назовите структуру (части) текста. (Зачин, основная часть, концовка)

Выставка схем-рисунов:

- Как вы дома в схеме-рисунке передали яркие признаки текста? (Цветок ромашка, паровозик)

У всех разные схемы. Дети показывают и дают пояснения к своим схемам. Класс дает оценку и выбирает самый удачный рисунок – схему.

Вывод:

-Что такое текст? (Единый организм, у него своя структура)

3. Работа над новой темой по учебнику

Беседа.

- Дети, скажите, пожалуйста, кто из вас любит слушать интересные истории, читать книги? О чем? Постарайтесь ответить кратко. (Ответы детей)

- Вы заметили, что не каждый сумел кратко и ясно сказать, о чем же он любит читать и слушать?

- Это не простая задача – кратко определить, о чем книга, фильм, сообщение. Сегодня мы будем определять, о чем книга, рассказ, история и тогда вы сумеете объяснить, о чем вы любите слушать, читать.

Работа по учебнику.

Упражнение № 133

- Прочитайте текст на странице134 (упражнение №133)
- О чем этот текст?
- Определите главную мысль текста.
- Какова его тема?
- Озаглавьте текст так, чтобы понятна была его тема. («Древние зеркала»)
- Сделайте вывод. Продолжите предложение: тема – это то, что скрепляет отдельные предложения, заголовок – это как бы «вывеска» текста, он говорит, о чем пойдет в тексте речь.
- Хорошо прочитайте правило в учебнике.

Упражнение № 137

- Прочитайте текст упражнения №137
- Определите тему, озаглавьте ее (коллективно), из всех предложенных вариантов выбрать самый удачный.

Упражнение № 138 на странице 137. (Работа в парах)

- Прочитайте, запишите в тетради свое название текста и тему. Докажите, что ваш вариант наиболее точный и краткий. Дайте оценку одноклассникам, себе.

Обобщение.

- Что такое тема, заголовок? Как они связаны между собой?

4. Придумывание ситуаций по теме урока и разыгрывание их.

- А теперь мы с вами объединимся в подгруппы и разыграем ситуации.

- Я вам даю несколько заголовков, выбирайте любой, определите тему, подберите текст и разыграйте ситуацию.

Темы:

- «Как я обучал щенка…»;
- «Мама спит…»;
- « На горке»;
- «Контрольная по математике».

Дети готовятся, затем разыгрывают ситуацию, определив тему.

Оценивание детьми:

- Соответствует ли тема заголовку?
- Как сыграли выбранные роли?

5. Обобщение

Записать на доске и в тетради все ключевые слова, которые усвоили на уроке: текст, заголовок, основная мысль (с устным пояснением – что это такое).

6. Домашнее задание

Найти в детской энциклопедии интересную ситуацию, определить тему, озаглавить и предложить детям.