ЦЕЛИ УРОКА:
1. Дать учащимся понятия «тема текста», «заголовок.
2. Закрепить представление о структуре текста.
3. Продолжить работу над голосовым тренингом.
4. Учить оценивать чужие и свои высказывания.
ХОД УРОКА
1. Голосоречевой тренинг.
1. На одном выдохе усиление – ослабление звука:
М-м-м - гудок приближается
Н-н-н - удаляется
В-в-в - шум ветра
Ж-ж-ж - жужжание пчел
З-з-з - писк комара
2. Упражнение:
«Свеча» - ровный медленный выдох,
«Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох.
3. Прочитай на одном дыхании:
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает.
Щечки моет, шейку трет.
- Какой Хомка? Чем он занимается с утра?
- А как вы начинаете свой день?
- Для чего это необходимо делать ежедневно? (Быть сильным, здоровым)
2. Повторение изученного, проверка домашнего задания.
Беседа.
- Прочитайте текст на доске (жужжит)
«Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом ОТЕЧЕСТВО. Но все
таки можно сказать: понятие «Родина» - это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней».
Вопросы:
а) тематический:
- О чем текст?
б) смысловые:
- Почему именно о Родине?
Из чего это следует?
в) прогнозирующие:
- Что бы вы добавили к этому тексту?
- Это текст или предложения? Докажите.
- Назовите структуру (части) текста. (Зачин, основная часть, концовка)
Выставка схем-рисунов:
- Как вы дома в схеме-рисунке передали яркие признаки текста? (Цветок ромашка, паровозик)
У всех разные схемы. Дети показывают и дают пояснения к своим схемам. Класс дает оценку и выбирает самый удачный рисунок – схему.
Вывод:
-Что такое текст? (Единый организм, у него своя структура)
3. Работа над новой темой по учебнику
Беседа.
- Дети, скажите, пожалуйста, кто из вас любит слушать интересные истории, читать книги? О чем? Постарайтесь ответить кратко. (Ответы детей)
- Вы заметили, что не каждый сумел кратко и ясно сказать, о чем же он любит читать и слушать?
- Это не простая задача – кратко определить, о чем книга, фильм, сообщение. Сегодня мы будем определять, о чем книга, рассказ, история и тогда вы сумеете объяснить, о чем вы любите слушать, читать.
Работа по учебнику.
Упражнение № 133
- Прочитайте текст на странице134 (упражнение
№133)
- О чем этот текст?
- Определите главную мысль текста.
- Какова его тема?
- Озаглавьте текст так, чтобы понятна была его
тема. («Древние зеркала»)
- Сделайте вывод. Продолжите предложение: тема
– это то, что скрепляет отдельные предложения, заголовок
– это как бы «вывеска» текста, он говорит, о чем
пойдет в тексте речь.
- Хорошо прочитайте правило в учебнике.
Упражнение № 137
- Прочитайте текст упражнения №137
- Определите тему, озаглавьте ее (коллективно),
из всех предложенных вариантов выбрать самый
удачный.
Упражнение № 138 на странице 137. (Работа в парах)
- Прочитайте, запишите в тетради свое название текста и тему. Докажите, что ваш вариант наиболее точный и краткий. Дайте оценку одноклассникам, себе.
Обобщение.
- Что такое тема, заголовок? Как они связаны между собой?
4. Придумывание ситуаций по теме урока и разыгрывание их.
- А теперь мы с вами объединимся в подгруппы и разыграем ситуации.
- Я вам даю несколько заголовков, выбирайте любой, определите тему, подберите текст и разыграйте ситуацию.
Темы:
- «Как я обучал щенка…»;
- «Мама спит…»;
- « На горке»;
- «Контрольная по математике».
Дети готовятся, затем разыгрывают ситуацию, определив тему.
Оценивание детьми:
- Соответствует ли тема заголовку?
- Как сыграли выбранные роли?
5. Обобщение
Записать на доске и в тетради все ключевые слова, которые усвоили на уроке: текст, заголовок, основная мысль (с устным пояснением – что это такое).
6. Домашнее задание
Найти в детской энциклопедии интересную ситуацию, определить тему, озаглавить и предложить детям.