Обобщающий урок по предмету "Окружающий мир" на тему: "Что такое кровь?" 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Формировать у учащихся новые понятия о составе крови.
2. Развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки).

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации состава крови, пластилин (красный, белый, коричневый)

ХОД УРОКА

I. Повторение.

Какие органы кровообращения вы знаете? (сердце, сосуды)
Какую работу выполняет сердце? (сокращаясь, приводит кровь в движение)
Какие типы сосудов вам известны? (артерии, вены, капилляры)

II. Проблема

- Бывает, что раненый в ногу или руку воин, может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.
- Почему человек без крови погибает? (Кровь поддерживает внутри организма условия, благоприятные для жизни клеток)
- Как называют группу клеток, выполняющую общую задачу в организме? (Ткань)
- Кровь – особая ткань. Она составляет 1/14 часть от общего веса тела, у мужчин – 5л, у женщин меньше.
- Определите тему урока.

Говорим о крови, ее особенностях и составе.

III. Открытие знаний.

Мини-сценка: диалог Лены и Миши (с.39)

 

Вывод:Кровь – особая ткань, ее клетки не соединены друг с другом, плавают в жидкости.

Жидкость называется – плазма. Всего в организме 3 литра плазмы – густой жидкости светлоянтарного цвета, состоящего в основном из воды с небольшими примесями солей и глюкозы. В каждой капле крови содержится около 100 миллионов живых клеток. Среди них больше всего красных кровяных клеток, они обязаны своим алым цветом пигменту, называемому гемоглобином. Каждая клеточка похожа на круглую подушечку с отверстиями по бокам. Гемоглобин захватывает кислород из легких и разносит его по всем клеткам организма. Отдав кислород, гемоглобин из алого становится темно-красным, затем, прихватив из клеток углекислый газ, доставляет его в легкие, откуда тот выводится из организма с выдохом. Эритроциты (прикрепляются на рис. 1) живут 3-4 месяца. Из огромного количества эритроцитов каждую секунду погибает около 5 000 000. Нехватка эритроцитов приводит к целому ряду недугов, имеющих общее название – анемия. Белые кровяные клетки лейкоциты (прикрепляются на рис. 1). Они крупнее эритроцитов и могут сами перемещаться подобно амебе. Их можно назвать клетки-солдаты, т.к. они являются защитниками организма от бактерий. Атакуя, проникшие в тело микроорганизмы, лейкоциты окружают их и пожирают. Словно отряд быстрого реагирования, они всегда готовы к бою. Гной, скопившийся в ранке – это и есть погибшие бактерии и лейкоциты. Когда человек болен, для постановки диагноза часто делают анализ крови. Небольшая порция подвергается исследованию, при котором подсчитывают число различных клеток. Боль в животе – несварение или аппендицит, если лейкоцитов больше нормы, то это, скорее всего, аппендицит. С помощью анализа определяется и уровень гемоглобина в крови. При любом повреждении кровеносной системы открывается кровотечение. Большая потеря крови очень опасна. Человек может без особого вреда для себя потерять 15% крови, но превышение этого порога часто приводит к смерти. В организме есть особая система, не допускающая избыточной потери крови. Это механизм свертывания. В состав крови входят особые клетки – тромбоциты (прикрепляются на рис. 1), которые по величине меньше эритроцитов. При малейшем повреждении кровеносного сосуда тромбоциты устремляются к прорыву и прикрепляются к стенкам и друг другу, образуя пробку. Питательные вещества, витамины, растворимые газы, различные отходы, путешествуют по кровеносным сосудам вместе с плазмой. Кровь транспортирует не только вещества, но и тепло.

Вывод: учебник страница 40.

Какие клетки крови встречаются?
Подумайте, какие клетки крови изобразил художник, докажи.

IV. Закрепление. Практическая работа.

- Делим класс на 4 группы – лаборатории.

- Задача каждой лаборатории – рассмотреть капельку крови в увеличенном состоянии.

Порядок работы:

Плазма: красный пластилин – эритроциты, белый пластилин – лейкоциты, коричневый пластилин – тромбоциты.

- 1 лаборатория рассматривают каплю крови заболевшего человека.

- 2, 3, 4 лаборатории рассматривают каплю крови здорового человека.

- Каждой лаборатории достается 1 вид клеток крови, подготовьте сообщение по вопросам.

1. Название составной части крови.
2. Содержат ли какие-то вещества?
3. Могут ли двигаться?
4. Какую роль выполняют?

V. Итог.

- Почему кровь – особая ткань организма!