Урок по предмету "Окружающий мир" на тему: "Охрана водного сообщества". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

1. Расширение знаний учащихся по вопросам экологии.
2. Развитие познавательного интереса, монологической речи.
3. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: демонстрационная таблица «Водное сообщество», рисунки водных растений и животных, сообщения учеников о водных растениях и животных.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Наблюдение за погодой.

- Как обычно, на уроке природоведения мы должны сделать сообщение о погоде сегодня. Но составим мы его необычным способом. Сделаем иллюстрированное сообщение, которое прокомментирует дежурный синоптик.

3. Постановка учебных задач урока.

- Сегодня на уроке мы будем заниматься проблемами экологии. Что же такое экология? В переводе с греческого «экос» - дом, «логос» - наука, следовательно, экология – это наука о доме. О каком доме? О том, который строители построили из кирпича и бетона? Нет, речь пойдет о природном доме, о связях между человеком и природой. Эта наука подскажет людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

- Поговорим сегодня об охране водоемов – этом удивительном доме, населенном многочисленными жителями. Создадим модель водоема, заселим его обитателями, которые нуждаются в бережном отношении, в охране. Узнаем много нового о, казалось бы, хорошо известных нам растениях и животных. К концу урока вы должны будете сделать вывод: как вести себя на водоемах, чтобы не нарушалось природное равновесие.

- Помогать мне вести урок будут ученые-исследователи, которые подготовили доклады об обитателях водоемов.

4. Актуализация опорных знаний.

- Прежде, чем заниматься вопросами экологии, давайте вспомним:
- Какое значение имеют водоемы в жизни людей?
- Что вредит водоему?
- Какое значение имеют водоемы в природе?

Вывод:

- Водоем – это сообщество. Т.е. то место, где живут взаимосвязано разнообразные живые существа: растения, рыбы, моллюски и другие животные.

5. Новый материал.

Водные растения

- Вот водные растения. Некоторые из них своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой. Перечисли эти растения. (Рогоз, камыш, тростник, стрелолист.)

- Ученые-ботаники подготовили сообщения о растениях, которые нуждаются в охране.

Рогоз. Сообщение-реферат учащегося.

- У других растений так же корни на дне, а их широкие листья плавают на поверхности водоема. (Кубышка желтая, кувшинка белая.)

Кубышка. Сообщение-реферат учащегося.

Вывод:

- Все водные растения нуждаются в охране, поэтому рвать их нельзя. Тем более, что вынутые из воды, они быстро увядают.

- Значение растений для водоемов очень велико. Какое? (Источник кислорода, пища для животных, убежище для водных обитателей.) Поэтому, чтобы не нарушилось природное равновесие, не рви растения.

Животные водоемов

- А теперь поговорим о животных. Животные водоемов обитают на всех уровнях.

а) так, по поверхности стремительно бегают клопы-водомерки, над водой летают стрекозы.

Стрекозы. Сообщение-реферат учащегося

Вывод:

- Непременное условие для личинок насекомых – заросли подводных растений. Стрекозы очень древние насекомые. 300 млн. лет назад на земле не было ни ос, ни пчел, ни бабочек. Не было птиц и зверей, не было цветов. А вот стрекозы уже летали. Многие их них были громадными, достигали в размахе крыльев почти метра.

- Действительно, трудно представить насколько стрекозы старше человечества! Но с ними происходит то же, что и с подавляющим большинством животных. Под натиском человека стрекоз становится все меньше. Ведь личинки стрекоз могут жить только в чистой воде, а чистых водоемов почти не осталось.

- Стрекозы заслуживают бережного отношения. И вы, ребята, многое можете для них сделать, например, остановить того, кто хочет помыть машину в водоеме, т.к. это очень загрязняет воду. Не ловить стрекоз, а наблюдать за ними. Может кто-нибудь из вас увидит то, чего не знают ученые.

б) во всех водоемах много моллюсков. Если уничтожить моллюсков, то вода помутнеет, следовательно, будет проникать в нее меньше света, трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут, следовательно, меньше кислорода будет поступать в воду, следовательно, будет нелегко дышать рыбам.

Вывод:

- Береги моллюсков, не лови их.

в) обитают на дне чистых водоемов и раки. Кормятся останками мертвых животных, служат санитарами. Если раков уничтожать в больших количествах, то и больной рыбы станет больше.

Вывод:

- Не лови раков.

Земноводные

- Поговорим о земноводных.

Лягушки. Сообщение-реферат учащегося

Вывод:

- Лягушка – важное звено в цепях природы. За год лягушка съедает больше тысячи всевозможных

комаров, мух, мошек. Тем самым не допускают, чтобы эти существа размножились сверх меры. Но природное равновесие зависит и от того, кто и в каком количестве поедает самих лягушек. А поедают их аисты, цапли, чайки и другие хищные птицы, барсуки, выдры, а так же хищные рыбы.

- Что произойдет с природной цепочкой, если уничтожить лягушек? (Больше комаров, меньше аистов)

Птицы

- Жизнь многих птиц связана с водоемами.

Серый журавль. Сообщение-реферат учащегося.

Вывод:

- Серый журавль и краснозобая казарка (гусеобразное) занесены в красную книгу. Кулик, чибис, цапля.
- Наблюдая за околоводными птицами, можно узнать много интересного об их повадках, а значит помочь им, когда они окажутся в беде.

Млекопитающие

- Живут в водоеме и млекопитающие.

Бобры. Сообщение-реферат учащегося.

- К сожалению, за густоту, красоту шубок бобрам пришлось расплачиваться жизнью. К 20 годам ХХ века в нашей стране осталось не более 1000 бобров.

- Наконец, стало ясно: еще немного и бобры совсем исчезнут с лица земли. Было принято решение – полностью запретить охоту на них, создать несколько заповедников, где восстановить численность бобров. Наш Ильменский заповедник тоже занимается этим.

Вывод:

- Не разрушай жилища бобров.

- Выхухоль – очень редкое животное, занесенное в Красную книгу Челябинской области.

Живет по берегам чистых рек, озер. Длина до 20 см. Тело вытянутое, оканчивается небольшим хоботком. Им выхухоль ощупывает разные предметы. Хорошо плавает, ныряет, на задних лапах имеются перепонки. У зверька очень красивый мех серебристого цвета, не намокающий в воде.

- Интересно наблюдать как охотится: 1-2 минуты под водой, всплывает, съедает добычу, ныряет за следующей. Питается насекомыми, их личинками, моллюсками, мелкой рыбой, некоторыми водными растениями.

- Этого зверька ученые нередко называют «живым ископаемым». Сохранился в наше время лишь в немногих местах. В 10953 году выхухоль был выпущен в водоемы Ильменского заповедника.

6. Итог.

- Какие обитатели водоемов нуждаются в особой охране?

- Как вести себя на водоеме, чтобы не нарушить природное равновесие?

7. Домашнее задание:

- Составь памятку «Как вести себя у водоема?»