Урок русского языка по теме: "Большая буква: имена собственные". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Закрепление понятия «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, географических названиях.
2. Развитие внимания, мышления.
3. Воспитание любви к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ:

а) кроссворд,
б) карточки со словарными словами (воробей, корова, петух, молоко), предметное изображение предметных слов,
в) таблица «Животные севера»

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Чистописание.

- Сегодня мы будем путешествовать по стране Больших букв.
- Как вы познакомились с большой буквой?
- Что нового узнали? Об этой букве?

Л М Я А и слово Анна

На доске - буквы:

- Придумайте и запишите еще имена, начинающихся с этих букв.
- С какой буквы вы записали имена? Почему?

3. Орфографическая минутка.

Кошечка Пушинка,
Девочка Маринка,
Курочка Пеструшка,
Поросенок Чушка.
Жили, не тужили,
Чай из чашек пили.
Ну а вы, друзья мои,
Сколько правил здесь нашли?

4. Словарная работа.

Задание 1: разгадать кроссворд.

  1. Маленький мальчишка
    В сером армячишке
    По двору шныряет,
    Крохи собирает. (Воробей)
  2. Голодна – мычит,
    Сыта – жуёт,
    Малыш ребятам молоко дает. (Корова)
  3. Жидко, а не вода,
    Бело, а не снег. (Молоко)
  4. Хвост с узорами
    Сапоги со шпорами. (Петух)

<Рисунок1>

<Рисунок2>

<Рисунок3>

Задание 2:

воробей корова молоко петух

 

- Поставьте ударение, подчеркните безударную букву.
- Какое слово лишнее? Почему?
- Придумайте клички животным.
- С какой буквы их надо записывать? Почему?

5. Работа над новой темой.

Задание 1:

- Продолжим работу по рядам.

На доске текст:

«Очень любит Галочка быструю скакалочку серый волк в густом лесу встретил рыжую лису волки там по лесу рыщут, пищу ищут»

- В этом тексте три предложения. Первый ряд записывает первое предложение, второй ряд – второе, третий ряд – третье.

- С какой буквы начнем записывать предложения?

- Что ставим в конце предложения?

(Дети записывают)

- На какие правила встретились слова?

Задание 2:

Михаил Денис Сергей

 

- Образуйте от имени фамилию.
- С какой буквы будем записывать? Почему?

Задание 3:

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребенка,
А еще была у них курица Буренка.
А еще у них была собачонка Мурка,
А еще – два козла – Сивка да Бурка.

- Правильно ли дали животным клички? Давайте наведем порядок и запишем клички животных правильно.

(Выполняется задание)

- Почему только кошке можно давать кличку Мурка?

- Кого называют Буренкой?

- Любую ли корову можно называть так?

Физминутка.

Эй, кузнец, - молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
Отчего ж не подковать?
Вот гвоздь, вот подкова
Раз, два и готово.

- Какую кличку можно дать жеребцу?

Задание 4:

- Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать только с большой буквы?

Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

(Остаются слова: Ваня, Петров, Барсик, Сосновка, Москва.

Остальные слова стираются с доски).

- Что вы можете сказать об оставшихся словах? (Имена собственные)

- О чем говорят слова Москва, Сосновка?

- Приведите свои примеры географических названий. (Челябинск, Южный Урал – наш край)..

6. Выборочный диктант.

- I вариант записывает слова, которые пишутся с большой буквы.

- II вариант записывает слова, обозначающие предметы, которые пишутся с маленькой буквы.

«Город Орел – родина моей мамы. На ветке дерева сидел орел. Белое море находится на севере нашей страны. Белое платье у Кати».

- В каком значении слово «Орел» употребляется в предложениях?

- Почему в обоих предложениях слово «белое» написано с большой буквы?

- Какие животные живут на севере?

<Рисунок4>

7. Итог урока.

- Кого мы встретили во время нашего путешествия?

- Где встречалась нам большая буква? Приведите свои примеры.

8. Домашнее задание.

- Сочините сказку о большой букве.