Некоторые приемы работы с лексикой по английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Более чем за 20 лет работы в школе я накопила довольно большой опыт. В течение последних 7 лет я руковожу районным методическим объединением учителей английского языка. Поэтому часто бываю на уроках других учителей, участвую в их аттестации. Из собственного опыта и из наблюдений прихожу к выводу, что в последнее время всё больше обостряется проблема невыполнения учениками домашних заданий. Конечно, речь идёт о простых школах. Особенно остра эта проблема в среднем звене. В начальной школе ещё силён контроль родителей за детьми, старшеклассники становятся серьёзнее, понимают важность изучения иностранного языка и готовятся для поступления в ВУЗы, поэтому в этих классах подобная проблема не так видна. А среднее звено – это, как известно, проблемный возраст. Вот и выражают подростки свою самостоятельность, как могут. И здесь особенно важно организовать работу на уроке таким образом, чтобы ребята унесли с урока как можно больше знаний. Конечно, это прописные истины. Тем не менее, на своих уроках я стараюсь использовать не только традиционные методы и приёмы работы, а придумываю и апробирую что-то своё.

Например, при изучении лексики я отошла от практики, когда первое предъявление слова делает учитель. На моих уроках учащиеся сами читают слова по транскрипции, а мне остаётся только подправить, если есть ошибки. Применяю этот приём уже в начальных классах, поэтому у моих учеников нет проблем с чтением транскрипции.

Затем, если есть возможность, даю объяснение слова на английском языке, а учащиеся пытаются догадаться о его значении. Это старый приём, но довольно эффективный. А дети воспринимают его как своего рода игру.

Затем традиционная фоноотработка, игры на запоминание лексики. На определённом этапе опять возвращаюсь к объяснению слов, а учащиеся догадываются, о чём я говорю. Этот приём часто используется в УМК Верещагиной ИН и Афанасьевой ОВ. А следующим шагом будет объяснение слов учениками в виде игры в режиме Р1– Рn .

Большое внимание я уделяю словообразованию. Например, на дом часто даю задание найти значение частей сложных слов, а иногда это делаем прямо на уроке. Ведь с таким заданием может справиться даже слабый ученик.

Eg. Eyesight, landmark, strawberry, etc.

Таким образом, дети учатся анализировать и видеть, как образовалось слово, из чего вытекает его значение.

Обращаю внимание на случаи конверсии, и дети самостоятельно определяют, какой частью речи является то или иное слово в предложении.

Ещё одно из часто используемых мною заданий: при помощи суффикса, заменяя или убирая его (всё зависит от конкретного случая), образуйте другую часть речи, например, из глагола – существительное: develop – development. Другой пример: цепочка слов imagination – imagine – image.

Учащимся приходится искать синонимы, подбирать антонимы к изучаемым словам.

Одним из важных аспектов при изучении лексики являются интернациональные слова. Они помогают увидеть то, что все языки взаимосвязаны, развиваются, влияют друг на друга. Оказалось, что такой подход поднимает интерес учащихся к изучению иностранного языка, их увлекает сравнивание языков, поиски родственных слов, анализ того, как изменяется значение слова при переходе из иностранного языка в русский.

Например, при знакомстве со словом “condition”, даю задание: “Подберите русское слово, родственное данному”. Ребятам нужно совсем немного времени, чтобы найти: кондиция, кондиционер. А затем прослеживаем цепочку значений этих слов.

Со словом “protect” иногда возникает затруднение, тогда приходится подсказывать, что это понятие связано с машинами, с колёсами. Поэтому слово “протектор” возникает быстро, и что оно обозначает, определяем незамедлительно.

Благодатная почва для подобной работы при изучении темы “Спорт”. Очень люблю работать с лексикой по этой теме. Привожу пример: слово ‘goalkeeper’.

Спрашиваю, как образовано это слово, что означает каждая из его частей, каково его общее значение. Это слово уже вошло в русскую спортивную лексику, и дети его узнают – голкипер. И теперь учащиеся знают, что оно означает. Но слово ‘goal’ – полисемантичное, многозначное. Кроме значения “ворота” оно ещё обозначает “гол”, “цель”. А теперь всем очевидно, что русское слово “гол” родственное ему. Детям это очень интересно.

Я привела всего лишь несколько примеров для того, чтобы показать только принцип работы. Конечно, использование подобных приёмов требует дополнительных усилий при подготовке к урокам. Нужно продумать, как можно доступно объяснить то или иное слово, как оно меняется, в каких ситуациях может встретиться, есть ли у него родственные слова в русском языке. И по словарям полазить приходится. Но всё это окупается тогда, когда видишь результаты своей работы, заинтересованные глаза детей. К 9-му классу, не говоря о старшеклассниках, такая работа не представляет никакой трудности для ребят. Они увлечённо этим занимаются.

Предлагаю конспект урока по УМК Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В. (V класс) по теме “Flowers”.

Этот урок был проведён в 8-м классе, как сама автор предлагает распределить учебный материал, если по этому УМК ведётся преподавание английского языка в обычной школе. Этот урок я провела как открытый при подготовке к педсовету по теме “Организация творческой деятельности учителя на уроке”. Данный урок был вторым по теме. На первом уроке прошло ознакомление с названиями цветов по учебнику, пошла работа с текстом: отработано чтение и проверка понимания его содержания.

Цель урока: тренировка употребления лексики по теме и знакомство с новой лексикой.

Задачи, которые я ставила перед собой, такие: проверить правильность чтения текста, расширение словарного запаса учащихся за счёт знакомства с новой лексикой, взятой дополнительно, и отработка использования её в речи, восприятие речи на слух, развитие монологической речи, отработка произношения звуков.

Развивающие и воспитывающие задачи: воспитание любви к природе и родному краю, эстетическое развитие, развитие догадки, воспитание внимательности на уроке, развитие памяти.

Для урока необходимо приготовить картинки с изображением цветов:

Poppy Water lily Cornflower Sweetbrier
Carnation Camomile Daffodil Daffodil, mimosa and violet
Rose and lily Rose Peony Tulip
Mimosa Rose Gladiolus Chrysanthemum
Morning glory

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Беседа с дежурным.

II. Фонетическая зарядка

Упражнение из учебника № 21, страница 135.

I like flowers that are bright,
I like flowers that are white.
I like flowers with a nice smell,
That blossom in gardens so well.

Чтение стихотворения учителем, выделение звуков, их отработка, чтение учениками за учителем, чтение стихотворения учениками индивидуально, чтение наизусть.

III. Вступительное слово учителя

– You have guessed that our theme for today’s lesson is ”Flowers”. I called it “Our Flowerbed”. How can you understand this word? We shall make our own flowerbed from the flowers we are going to speak about at our lesson.
Flowers follow us during all our life. They are beautiful. We see them not only in gardens but also in forests, in fields, in mountains. And even at home we grow flowers to make our life cosy and beautiful.

На доске несколько картинок с цветами, с названиями которых учащиеся познакомились на прошлом уроке.

IV. Работа со сложными словами

– Look at the board and name all the flowers you see there (chrysanthemum, daffodil, poppy, lily, water lily, morning glory). What other flowers from the text do you know? (snowdrop, honeysuckle, primrose, hawthorn, hop, holly). Some of these words are not simple, they consist of two parts. Name them. Let’s work with these words. Your hometask was to find the meaning of the separate parts of these words. What are they?

  • Honey – мёд, suckle – вскармливать. Общее значение – жимолость.
  • Snowdrop – снежная капля (подснежник).
  • Morning glory – утренняя красота, великолепие (вьюнок). And now you know what the name Gloria means.

V. Работа с текстом

a) отработка чтения трудных фраз из текста;
b) чтение текста учащимися;
c) нахождение фраз и предложений из текста:

1 – один из самых ранних цветов (What word is translated as “самый ранний? Define the degree of comparison);
2 – воды тихого озера (чем выражен родительный падеж существительного?);
3 – растение имеет длинные листья и сладкий приятный запах (What is the other meaning of the word “plant”?);
4 – они часто растут дикими в горах (In the name of what popular TV program do we meet the word “wild”? How is it translated in the word combination “wild world”?)
5 – когда там всё ещё лежит снег (What word is translated as “всё ещё”?)

d) перевод предложений и фраз из текста:

1 – The flowers look like stars. Find other sentences with words “look” and “like”. Translate them. What other meanings do these words have? Give examples.
2 – That island country. What letter is unreadable in the word “island”?

e) guess what flower I mean:

1. It’s leaves look like green hearts and blossoms are like bells (morning glory).
2. People use this plant to make beer. (hop)
3. This flower appears when there is still snow on the ground. (snowdrop)
4. Leaves of this flower are used by frogs as chairs. (water lily)

VI. Ознакомление с новыми словами

Слова записаны на доске. Рядом с ними в произвольном порядке расположены картинки с изображениями тех цветов, с которыми происходит ознакомление. Учащиеся самостоятельно читают транскрипцию слов и по описанию, которое даёт учитель, пытаются догадаться, какой это цветок. После ознакомления происходит фоноотработка этой лексики. Этот список можно расширить за счёт тех изображений цветов, которые есть в наличии у учителя.

  • Carnation (гвоздика) – it may be red, pink, or white or even yellow. The blossom consists of a lot of petals tied together. This flower is often presented on the 7th of November or the Victory Day.
  • Cornflower (василёк) – This flower can be seen in the fields. Russian people like it very much. The colour of the blossom is bright purple.
  • Lily of the valley (ландыш) – This flower appears in the forests in May. It smells very pleasant. It looks like a lot of small white bells hanging on a stem.
  • Dandelion (одуванчик) – This flower is in blossom in May and June. All the ground around the houses and in fields becomes bright yellow when the flower is in blossom.
  • Camomile (ромашка) – We all like this flower very much. It has white petals and a yellow middle.
  • Willow (верба) – It is not a flower, as we understand it, but a tree, which is in blossom in February or March. And one of Sundays of this time is called in its honour.

VII. Подготовка к монологическому высказыванию

Описание цветка. Выбирается один из цветов, и учащиеся отвечают на вопросы по его описанию:

  • What season (month) does it appear?
  • What colour can it be?
  • How does it look like?
  • How does it smell?

Один из сильных учеников соединяет все услышанные ответы и описывает цветок. Если позволяет время на уроке, эта работа может быть продолжена. А вопросы используются в качестве плана описания.
Затем подводятся итоги урока, объявляются и комментируются оценки.

VIII. Задание на дом

Cильным ученикам описать любимый цветок, слабые ученики могут выучить описание по учебнику.