Урок-концерт: "В поисках истины и красоты"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Тип урока: Урок-концерт.

Цель: Возрождение традиций духовного искусства.

Задачи урока:

  1. Формирование глубокого уважения к религиозной культуре, как духовному источнику.
  2. Совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желание служить и исполнять её.

Подготовка к уроку.

1. Выучить вокальной группе учащихся и учителей музыки:

- «Благодатный дом». Запись и обработка М.Медведевой.
- Молитву пролию ко Господу. Старый напев.
- «Аве Мария» Каччини. ( соло – учитель музыки).
- «Храмы» из репертуара Е.Шавриной (соло – учитель музыки).
- Художественное чтение стихотворений «Благовест» А.К.Толстого, «Покаяние» В.Беляевой.

2. Оборудование:

- Музыкальный центр
- Микрофон
- Слайд-проектор
- Телевизор, видеомагнитофон
- Видеокассета - православные духовные песнопения Ж. Бичевской
- Аудиокассета

3. Оформление:

- Портреты композиторов И.С.Баха, Ф.Шуберта
- «Сикстинская мадонна» Рафаэля
- Храмы

Ход урока

Среди тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой» так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворённому всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела. Вера в людях не умирала никогда: это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них. И точно так же, как велика созидательная сила веры для человека, для становления личности, так же велика она и для искусства с его извечным стремлением к гармонии и красоте.

Вокальная группа исполняет «Благодатный дом». Запись и обработка Медведевой. После исполнения песни звон колоколов.

В православной России с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси.

Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти. Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события.

Чтение стихотворения А.К.Толстого «Благовест».

На самой знаменитой колокольне - Ивана Великого – некогда располагалось 52 колокола замечательных по своему звуку. Москвичи хорошо знали их голоса и с удовольствием узнавали как старых знакомых.

Колокольную симфонию Москвы однажды описал в своём учебном сочинении юный Лермонтов: (Музыка 8 кл. стр.84).

Музыка утренних колоколов старинной Москвы передаётся в произведениях многих композиторов.

Например:

- Опера «Хованщина», «Рассвет на Москве - реке» М.П.Мусоргского

- Опера «Борис Годунов» М.П.Мусоргского

- Опера «Война и мир» С.С.Прокофьева

Красота храмов, красота колокольного звона и церковных песнопений. Всё это привлекало верующих и дарило особую радость. И это не удивительно: ведь именно церковь некогда была колыбелью музыки.

История нашей страны представляет собой уникальный опыт – впервые в мире возникло государство, официально отвергшее духовный мир и , когда религия была практически уничтожена, совершились злодеяния, по масштабу не имевшие аналога в мировой истории. Сегодня наше общество мучительно и покаянно осознаёт причины этой трагедии.

Болью раскаяния, горечью обиды за отнятые идеи, разрушенные святыни и опустошённые души наполнены наши сердца…

В последнее время возник огромный стихийный интерес к религии, к истории Отечества. Сейчас много говорят о возрождении России. Но до этого ещё очень далеко, ибо возрождение должно начаться с покаяния, с осознания нашей общей вины.

Чтение стихотворения Беляевой.

По равнинам дальним,
По степям бескрайним
На святое поле одиноко выйду
И ветрам студёным,
И снегам печальным
Сотворю молитву, выплачу обиду.
Самым древним камням,
Самым дальним звёздам,
Самым светлым душам,
Буду слать заклятья.
О России сирой помолите Бога
Для России милой попросите счастья.
Горькою осиной на краю пропасти
Молю за Россию, прости нас, Господи…

Вокальная группа учащихся и учителей музыки поют «Молитву пролию ко Господу», старый напев.

Дух возрождения дошёл до самых Российских глубин, и в нашем небольшом городке тоже построена церковь, где служит отец Михаил. (выступление отца Михаила).

Покаяние – очень сильное и глубокое чувство, это очищение души, а оно возможно только при наличии культуры как у отдельной личности, так и у общества в целом.

Что такое культура? Культ -это почитание, ур – свет. Следовательно – почитание света. А что почитается сейчас в нашем обществе. Тьма зла и насилия, вседозволенности и пошлости, наживы и жестокости, переполняет нашу жизнь. И лишь привнесением света уничтожится тьма. Высокая духовная музыка, может быть той свечой, которая не погаснет во тьме.

Духовная музыка – это религиозная музыка, которая нашему поколению совсем неизвестна. Церковное пение – это целый пласт забытой культуры. Это музыка, предназначенная для церковного богослужения. Она призвана эмоционально выражать смысл и содержание проводимой службы, обогащать, углублять и усиливать чувства и переживания верующих. Отличительные черты этой музыки – чистота и открытость, красота и гармония.

Такая музыка, песни, помогают нам учиться прощать, просить прощения, раскаиваться искренне и открыто, помогают вернуть забытые нравственные истины.

Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно- музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и тестах священного Писания. (Библии).

В России: Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов…

За рубежом: Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Каччини. Иногда разные композиторы писали музыку на один текст.

Звучит «Аве Мария» Каччини. Исполняет учитель музыки.

Звучит «Аве Мария» Ф.Шуберта (аудиокассета). На фоне картины «Сикстинская мадонна».

Информация учащегося о произведении Ф.Шуберта «Аве Мария».

Сегодня вспомним ещё одного Западноевропейского композитора от музыки которого исходит облагораживающая сила, способная переродить человека. Это И.С.Бах. Он с детства почувствовал величие музыки.

Высоко судил о людях. В 13-летнем возрасте думал об очень серьёзных вещах. Первые мысли о жизни и смерти. Желание понять и узнать многое из того, что делается в мире, проникнуть в его тайны. С какой силой выражает всё это музыка Баха! Недаром её любят философы, учёные, поэты – все те, кому открылся беспередельный мир мысли. Перед музыкой Баха преклонялся великий учёный Энштейн. Он слышал в ней гармонию вселенной. Бесконечное богатство чувств и мыслей заключено в сочинениях Баха.

Исполнение произведения И.С.Баха. Играет учитель музыки (фортепиано).

Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных русских композиторов, есть свидетельство той неодолимой силы, какую всегда имела и продолжает иметь над душами людей светлая и высокая православная вера. Никакие запреты, никакие гонения не смогли загасить этот животворящий свет. И наверное не случайно, что в наши дни, возвращение к самым дорогим отечественным традициям, происходит именно в музыке. И не важно инструментальная это музыка или молитва, или народная лирическая песня. Важно только, чтобы она дошла до вашего сердца и вызвала бы эмоциональный отклик.

«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, дубравами чистыми, горами крутыми, полями широкими, холмами высокими, реками быстрыми, городами великими, садами монастырскими, храмами дивными – всего ты исполнена земля Русская, о православная вера христианская.»

На фоне слайдов с изображением храмов звучит песня из репертуара Е.Шавриной «Храмы». Поёт учитель музыки.