Тема урока: "Мастерская Деда Мороза"

Разделы: Технология, Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • развитие мелкой моторики и координации движений рук
  • способствовать развитию коммуникативных способностей, умение работать индивидуально и в команде
  • закрепить знания и умения учащихся при создании новогодних украшений в технике «оригами», «аппликация»
  • развить воображение, фантазию, чувство композиции
  • совершенствовать умение работать по технологическим картам, эскизам

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  • оформление доски: тема урока «Мастерская Деда Мороза», новогодняя гирлянда, снежинки
  • музыкальное оформление: «Времена года» - очарование классических концертов Антонио Вивальди, «Ридерз Дайджест»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

  • класс разделен на три команды, соответственно расставлены столы
  • команды выбирают капитана

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Вот проходит очередной год …

И вновь на пороге самый желанный и всеми любимый праздник – НОВЫЙ ГОД.

Это особый праздник.

Почему?

В этот день по нашей планете самым законным образом шагает СКАЗКА. Она совершает путешествие к нарядным елкам, гремит раскатами фейерверков, сияет разноцветными фонариками.

А чем пахнет Новый год?

«ЕЛКОЙ!» - скажет каждый. Зеленое деревце, занесенное с мороза и оттаявшее, постепенно наполняет дом хвойным ароматом, завоевывает каждый уголок. Но запах Нового года, ребята, не только свежесть зимнего леса, благоухание смолистой хвои. К нему примешивается легкий запах пыли от пролежавших целый год в шкафу или темной кладовой игрушек – бумажных зайцев и хлопушек, коробок с золотыми шарами и серебряными шишками.

А знаете ли вы, что новогодняя елка, которую сегодня любят все мальчишки и девчонки (да и взрослые тоже!), появилась в России при Петре 1. Елка к нам, как и в другие европейские страны пришла из Германии. Вечная зелень ели была символом вечной, обновляющейся жизни. В России рождественские елки по началу устраивались только на главных городских площадях. Елки в том виде, как мы их знаем теперь (украшенные свечами, игрушками, сладостями, фруктами) в России известны с начала XIX века.

А чем же еще пахнет Новый год?

К пряному запаху смолы добавляется горьковатый запах мандаринов, конфетный аромат, душистый запах свечного воска …

А кто главный герой новогодних праздников?

Спору нет – ДЕД МОРОЗ! Он живет в каждой новогодней сказке, стоит в ватной шубе под каждой новогодней елочкой, играет самого себя в мультфильмах.

Наш, российский Дед Мороз вот уже несколько лет, как обосновался в старинном городе ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ. Здесь для Деда Мороза построили деревянный дворец. Круглый год (но особенно в конце декабря!) приходят адресованные ему письма от мальчиков и девочек, живущих в разных уголках нашей страны.

А вы знаете, что жизнь у Деда Мороза не такая уж легкая?

В течение всех каникул его ждут на тысячах новогодних елок во всех городах страны.

Ребята, а вы готовы к встрече Деда Мороза?

Вы совершенно правы, чтобы встретить весело праздник к нему нужно подготовиться заранее. И вот в одно мгновение мы из обыкновенного класса попадаем в мастерскую Деда Мороза, где изготовим своими руками украшения и создадим новогоднее настроение! В помощь вам Дед Мороз прислал ценные бандероли.

Если вы угадаете загадку, то узнаете название первой мастерской, в которых одна команда будит сегодня работать. Первая загадка и первая бандероль:

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (елка)

Конечно, что за праздник без такой красавицы! (ставиться табличка с названием мастерской «НОВОГОДНЯЯ ЕЛОЧКА» и вручается бандероль капитану команды, в которой большинство мальчиков).

Чтобы вручить вторую бандероль, вам необходимо ответить на вопрос: «Чем раз в год наряжают елку?»

Правильно! Это елочная игрушка (ставиться табличка с названием мастерской «НОВОГОДНЯЯ ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА» и «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА», вручаются бандероли капитанам команд).

Капитаны откройте бандероли, ознакомьтесь всей командой с заказом Деда Мороза и сообщите об открытии своей мастерской.

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Мои пальчики расскажут, Мячик бросают,
Все умеют, все покажут. Белье стирают,
Пять их на моей руке. Пол подметают,
Все делать могут, Они считают,
Всегда помогут. Щиплют, ласкают,
Они на дудочке играют, Мои пальцы на руке.

Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ

  • Мастерская «НОВОГОДНЯЯ ЕЛОЧКА»

Содержимое первой бандероли:

- письмо от Деда Мороза:

« Дорогие мои ребята, ученики 4 «а» класса! Я с большим нетерпением жду встречи с вами и надеюсь, что вы готовитесь к приходу самого любимого и сказочного праздника, как Новый Год! Хотел бы увидеть красиво оформленную школу, класс и поэтому выслал вам заранее бандерольку с материалами для изготовления новогодней ЕЛОЧКИ.
Дорогие мои, удачи вам!
Ваш Дед Мороз».

- ватман, один лист
- зеленая цветная бумага
- красная цветная бумага
- коричневая цветная бумага
- новогодний дождик
- степлер
- клей ПВА
- кисточка для клея

Технологическая карта изготовления новогодней елочки

  1. На ватмане нарисовать карандашом контуры трехъярусной елочки и внутри направление больших и маленьких веток елки
  2. Из зеленой цветной бумаги нарезать полоски, сложить вдоль пополам и под углом 45* к сгибу, не доходя до него примерно 1 см, нарезать «иголки».
  3. Из коричневой цветной бумаги вырезать прямоугольник и приклеить как ствол елки.
  4. Вырезать контур елочки.
  5. Начать сборку веток с нижнего яруса елки. Кисточкой нанести клей на центр зеленой веточки и приклеить.
  6. На верхушке елки прикрепить степлером полоску новогоднего дождика
  7. По шаблону изготовить наконечник на елку. Прикрепить степлером на верхушку елки.
  8. Новогодняя елочка готова!

  • Мастерская «НОВОГОДНЯЯ ЕЛОЧНАА ИГРУШКА»

Содержимое второй бандероли:

- письмо от Деда Мороза:

« Дорогие мои ребята, ученики 4 «а» класса! Я с большим нетерпением жду встречи с вами и надеюсь, что вы готовитесь к приходу самого любимого и сказочного праздника, как Новый Год! Хотел бы увидеть красиво оформленную школу, класс и поэтому выслал вам заранее бандерольку с материалами для изготовления новогодней елочной ИГРУШКИ.
Дорогие мои, удачи вам!
Ваш Дед Мороз».

- квадраты 10*10 см – 20-28 штук (из расчета два квадрата на одну игрушку)
- медная проволока 15 см – 10-14 штук
- большие бусины – 20-28 штук
- новогодний дождик

Технологическая карта изготовления новогодней елочной игрушки

  1. Для изготовления игрушки необходимо два квадрата
  2. Наметить центр квадрата
  3. Выполнить базовую форму квадрат
  4. Остальные операции выполнить по схеме
  5. Так же сделать вторую половинку игрушки
  6. Готовые половинки вставить друг в друга, проталкивать заостренные концы одной половины игрушки под плоские концы второй половины. Проталкивать по одной за раз (так легче).
  7. Из проволоки, новогоднего дождика и бусин изготовить подвес для игрушки
  8. Собрать игрушку

  • Мастерская «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Содержимое третей бандероли:

- письмо от Деда Мороза:

« Дорогие мои ребята, ученики 4 «а» класса! Я с большим нетерпением жду встречи с вами и надеюсь, что вы готовитесь к приходу самого любимого и сказочного праздника, как Новый Год! Хотел бы увидеть красиво оформленную школу, класс и поэтому выслал вам заранее бандерольку с материалами для изготовления новогодней ГИРЛЯНДЫ.
Дорогие мои, удачи вам!
Ваш Дед Мороз».

- атласная лена 1,5 см – длинна 2 метра
- стиплер
- цветной картон
- самоклеющаяся цветная бумага
- новогодний дождик
- шаблоны

Технологическая карта изготовления новогодней гирлянды

  1. Перевести по шаблону на цветной картон нужное количество новогодних шариков
  2. Вырезать шарики
  3. Перевести буквы по шаблону на цветную самоклеющуюся бумагу в зеркальном отображении
  4. Вырезать буквы и разложить ил на шарики
  5. Аккуратно снять подложку (обратную сторону у цветной бумаги) и приклеить на шарики
  6. На атласную ленту, равномерно расположить новогодние шарики в порядке последовательности
  7. Степлером прикрепить шарик к атласной ленточке
  8. Новогоднаа гирлянда готова!

СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ НОВОГОДНЕЙ КОМПОЗИЦИИ НА КЛАССНОЙ ДОСКЕ

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

Ребята, вы довольны результатом своего труда?

А наша новогодняя елочка довольна? Нет?

Конечно, мы забыли зажечь новогодние огни! Давайте громко крикнем: «Елочка зажгись!»

Посмотрите, какая она у нас добрая, пушистая, нарядная, ну просто красавица! И не нужно рубить в лесу живую!

Молодцы! У вас все отлично получилось. Посмотрите, как красивы игрушки и новогодняя гирлянда. Они сказочны!

Какие у вас возникли трудности во время работы?

Вам понравилось работать в «мастерской Деда Мороза»?

5.ВЫВОД

Мы сегодня увидели, что человек может творить чудеса, превращая сказку в быль. В наших мастерских работали прекрасные мастера-умельцы. Мы с вами занимались не только интересным, но и полезным делом. А ведь это так важно, когда результат твоего труда кому-то нужен, приносит пользу, и будет радовать ваших друзей, учителей и родных.

«Новый год зимою – праздник главный!
Ждут подарки, и украшен дом!
Будет год чудесным, ярким, славным,
Все мечты осуществятся в нем!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаврилина С.Е, Кутявина Н,Л, Топоркова И.Г. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. /Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2005.
2. Детская энциклопедия №12, 2005/Познавательный журнал для девочек и мальчиков.
3. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, К*: Академия Холдинг, 2000.