Уроки математики по теме: "Числа 1–7". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


УРОК 1

Тема: Числа 1 – 7

Цель: закрепить знания нумерации чисел 1 – 7.

Задачи:

  • Формировать умение образования чисел, научить учащихся писать цифру “7”, закрепить умение сравнивать числа, повторить знание геометрических фигур, познакомить с некоторыми морскими терминами.
  • Развивать внимание, творческую активность. Через игру прививать интерес к математике.
  • Воспитывать доброту, чуткость, сострадание, стремление оказать помощь.

Оснащение урока: изображения почтальона Печкина и кота Матроскина, рыбок, корабликов, мышек, лягушат, огурцов, котят, утят, свинок, воробышек, цыплят, зайцев, которые помещаются на магнитную доску по ходу урока.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке математики мы отправляемся с вами в путешествие за знаниями. Почтальон Печкин (рис. 2) принёс разрешение директора отправиться в морской круиз. В плавание с нами просится кот Матроскин (рис. 3). Из мультфильма мы помним, что ещё его бабушка плавала на корабле “Иван Крузенштерн”, а он всё живёт с дядей Фёдором в Простоквашино и моря так ещё и не видел. Возьмём его?

А для того, чтобы наше путешествие было удачным, нужно выполнять следующие условия:

- быть очень внимательными;

- правильно выполнять задания;

-не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение.

Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:

Плыви, плыви, кораблик, на запад, на восток.
Канаты – паутинки, а парус – лепесток.

3. Геометрический материал.

Вот наш корабль покинул бухту и дрейфует в открытое море. Давайте вспомним, из каких геометрических фигур состоит наше судно. (рис. 4)

Сколько в нём треугольников?

Сколько четырёхугольников?

Назови эти фигуры одним словом. (Многоугольники).

4. Работа над числовым рядом.

Раньше на нашем корабле жили мыши. А с появлением кота Матроскина они исчезли. Видимо, мышки испугались кота и попрятались. Мне кажется, что они где-то у вас. Поищите у себя на партах. Нашли? Так берите же мышек и выходите к доске.(рис.5)

Сколько всего мышек? (6) (Счёт хором).

У каждой мышки на фартуке есть свой номер. Расставь их по порядку

Какое число стоит за числом “3”? Какое перед “5”?

Назовите соседей числа “4”.

Мышки помогли нам поработать с числовым рядом. И кот Матроскин их обижать не будет.

5. Подготовка к решению задач.

А теперь проведём математическую разминку.

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал окуней.
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки натаскали их реки? (7)
Саша с колей рыб удили и шесть рыбок наловили.
Кот к рыбкам подобрался, одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей, сколько рыб осталось у друзей. (5)
На магнитной доске вывешиваются числа “7” и “5”, даётся задание сравнить числа.

6. Работа над образованием и составом числа “7”.

Рыбаки наловили рыбы, пора бы подумать и об обеде. Морской повар, кок, решили с котом Матроскиным сварить уху. Сколько надо взять рыбок, чтобы каждой мышке досталось по одной? (На доске вывешиваются изображения рыбок (рис.6)) (6) Да ещё коту?

(Проговаривается хором) 6+1=7

7-1=6

Пока варится уха, сделаем салат. (Индивидуальная работа со счётным материалом).

Возьми 6 огурчиков. Что нужно сделать, чтобы их стало 7?

6+1=7 (Проговорить хором)

Разложи их в две тарелки по-разному. (Запись появляется на доске).

На что похожа цифра “7”?

Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.

Выложите из подручного материала, например, из палочек, цифру “7”.

Покажите цифру “7” на циферблате.

7. Физкультминутка.

Пришло время отдохнуть.

Приседаем столько раз,
Сколько лодочек у нас. (5)
Сколько солнышек у нас,
Столько мы подпрыгнем раз. (4)

А какую форму имеет солнышко?

8. Решение примеров.

А) Игра “Точно по курсу”.

Мы далеко от родного берега. Небо здесь тёмное и много кораблей. Видимо, был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести корабли в свой порт. (На каждом кораблике написан пример, а числа – это порты).

б) Игра “Отпусти рыбку в море” (рис.6)

Морской царь Нептун просит отпустить в море рыбок, которые попали во время шторма в аквариум. На каждой рыбке написан пример, и если он решён правильно, рыбка выпускается в море.

9. Физкультминутка.

Порадуемся вместе с рыбками и отдохнём.

Рыбки весело плескались в чистой голубой воде:

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.

10. Работа в тетради.

Наше путешествие подходит к концу. Мы плывём к берегу. Нам необходимо сделать записи в бортовом журнале.

А) С какой цифрой мы познакомились? (Показ написания, написание цифры учениками в тетрадях). Проверьте своё рабочее место. Сядьте удобно и правильно. Постарайтесь, чтобы тетрадь лежала наклонно, и записи были аккуратными

Б) Скорому нашему возвращению радуются рыбки и лягушата (рис. 7) Посмотрите, какая запись подходит к рисункам. 6–1; 5+1; 2+2; 5-2

11. Физкультминутка.

Подняться, потянуться,
Согнуться, разогнуться.
Мы считали и устали.
Дружно тихо все мы встали.
Ручками похлопали, 1,2,3.
Ножками потопали, 1,2,3.

12. Соотношение числа с группой предметов.

SOS! Пришла радиограмма с острова “Весёлых друзей”. Был сильный ураган, и ветер унёс число, которое показывает, сколько членов в каждой семье. Они так расстроились, что стали делать всё наоборот:

Замяукали котята: “Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, хрюкать!”

Давайте поможем котятам сосчитать, сколько их. (4)

А за ними и утята:“Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!”

Сосчитайте утят (2).

Свинки замяукали: “Мяу! Мяу!” Каким числом мы обозначим свинок. (3)
Цыплята закрякали: “Кря, кря, кря” Сколько их? (6)
Воробышки прилетели, очень весело запели: “Му-у-у”. Сколько их? (7)
А вот заиньки были паиньки: не мяукали и не хрюкали.
Наш корабль встречали и весело танцевали.
Сколько их? (5)

Назовите числа в порядке возрастания, а затем в порядке убывания.

Звери и птицы снова веселы, мы прощаемся с жителями острова и плывём домой.

Плыви, плыви, кораблик, на запад, на восток.
Канаты – паутинки, а парус – лепесток.

Понравилось вам наше путешествие? Коту Матроскину очень понравилось путешествовать с вами, и он решил остаться в классе, чтобы и дальше вместе с вами изучать состав числа. Теперь он кот учёный и мудрый. А в знак благодарности дарит вам открытки с числами “6” и “7”, чтобы вы считали предметы и запоминали их. (Детям раздаются открытки).

13. Итоги урока.

Путешествие наше успешно завершилось. Благодаря дружной работе команды мы снова на родной земле. Во время путешествия мы работали над: числовым рядом, готовились решать задачи, решали примеры, повторили состав чисел, соотносили числа с группами предметов, вспомнили геометрические фигуры.

Всем большое спасибо!

Скоро прозвенит звонок. Собери же ты, дружок,
Аккуратно, по порядку книги, ручки и тетрадки.

УРОК 2

Тема: “Урок-путешествие в мир зимующих птиц”

(интегрированный урок: математика - окружающий мир)

Цель: закрепление умения решать примеры и задачи типа

 

± 3.

Задачи: учить сравнивать и сопоставлять предметы и числа, расширять знания о зимующих птицах, формировать умение по составу числа, воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к зимующим птицам.

Ход урока:

1. Устный счёт.

Счёт предметов и сравнивание их количества.

Отгадывание ребусов: (рис.8 и 9)

2. Устное упражнение: Задачи – шутки

1) Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок? (4 -1)

2) Пять ворон на крышу сели. Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело, сколько всех их прилетело? (5+2)

3) Семь воробышков сели на грядки и чего-то клюют без оглядки.
Кот – хитрюга внезапно подкрался, вмиг схватил одного и умчался.
Да, опасно клевать без оглядки.
Сколько птичек осталось на грядке? (7-1=6; все улетели)

О каких птицах шла речь? (Зимующих)

Чтобы помочь зимующим птицам, нам на уроке нельзя ловить ворон.

Отгадайте, какие ещё птицы остаются зимовать у нас. Для этого надо прочитать по строчкам: вначале буквы под высокими колышками одной строки, затем – под низкими колышками этой же строки и т.д. (рис. 10 )

Воробей, снегирь, щегол,
Мы для вас накрыли стол.

-Как вы поняли эти стихи?

-Какой стол мы должны накрыть для птиц? (Сделать кормушки, рис. 11)

-Чем любят лакомиться птицы? (Семечки, семена, ягоды, зерно…, рис. 12)

3. Загадка:

Крыша в шапке меховой, белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла …(зима)

Зима бела и холодна. Пушистый снег несёт она.

Зимой птицам холодно и голодно, но мы им можем помочь. Как? Правильно, мы их подкормим, насыплем зёрнышек, семечек. (На доске вывешиваются изображения семян, на каждом из которых написано число от 1 до 10)

-Прочитайте числа.

-Назовите самое маленькое число.

-Прочитайте числа в порядке возрастания.

-Назовите самое большое число.

-Прочитайте их в порядке убывания.

4. “Спаси птичек”

Голодно, холодно, галки, воробьи.
Голодно, голуби – гуленьки мои.
Прилетайте в гости.
Полны наши горсти.
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте
“Гуль –гуль – гуль”.

Реши примеры:

5. Физкультминутка.

Птица хочет пробудиться, запевает песню птица.
Потому, что птице с песней пробуждаться интересней.

“Птичий домик”

Гуси

Га – га - га

Голуби

Гули - гули

Кукушки

Ку - ку

Воробьи

Чик - чирик

Кенар

Тью – ир – р -р

-Кто в этом домике живёт? (Каждый ряд отвечает по отдельности – игра на внимательность)

6. Составить по рисунку и решить задачу

Страница 100, №1

А) составить задачу, чтобы она решалась так: +

Б) задача на вычитание:

(На доске написано: дятел-7, клёст-8, аист-6)

- Прочитайте слова.

- Назовите одним словом.

- Назовите лишнее слово.

- А какая птица не только не боится холода и голода, но даже выводит зимой птенцов?

(Дети решают криптограмму, затем даются сведения о птицах)

Клёст ( рис. 13) – небольшая, ярко окрашенная птица. Встречается в еловых лесах. Клеста легко обнаружить по обрывочному, но очень звучному, с металлическим оттенком крику, который он почти всегда издаёт, перелетая с дерева на дерево. Питается клёст семенами шишек сосен, елей, ясеня. Иногда употребляет ягоды и семена травянистых растений.

?-Раздели слово на слоги

-Соотнеси слово со схемой:

Название птицы “клёст” произошло от слова “клестить”, что значит “сжимать”, “сдавливать”, “стискивать”.

Клюв у этой птицы загнут крест-накрест. Он как будто сжат, сдавлен. От слова “клестить” произошло и слово “клещи”. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

7. Физминутка “Птичья зарядка”.

Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку, быстро делаю зарядку.

-Гуси – вытянули шеи и покрутили ими 3 раза.

-Голуби – 3 прыжка вперёд, 3 шага назад.

-Кукушки – помашите крыльями.

-Воробьи – на корточках 2 шага вперёд и назад.

-Кенар – 3 хлопка над головой, 2 приседания.

1.Устная работа.

В чаще лесной у полянки рада вечерней поре

Птичка лесная зорянка песню запела заре.

-Как иначе называют зорянку (рис. 14) – маленькую птичку в желтовато-красном, малиновом нагруднике? (показать картинку) (малиновка)

2. Геометрический материал.

-Из каких геометрических фигур состоит птица? (рис. 15)

3. Работа над числовым рядом.

На доску вывешиваются изображения семян с написанными на них числами: 10, 8, 6 и 0, 3, 6, расположенными в два ряда.

-Подумай, как получается следующее число и продолжи ряды.

Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке,
Мимом голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается –
Неплохо получается.

4. Устная работа и новый материал о птицах.

-Что за птица прилетает весной и улетает осенью в холодное (зяблое) время?

Зяблик… ( рис. 16) Почему называют так эту птицу? Потому что зябнет? Так ли? Послушайте, что говорится об этом в одной сказке.

“Упрямый зяблик” (Занимательная азбука, с. 116)

Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон – хоть бы ей что! Каркает. Галки остались, воробьи. Ну да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочём! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у него такая – Зяблик, и должны они Октября бояться. Взялся – и всех разогнал. Один только остался, самый упрямый.

- Зяблик ты, так зябни, - рассердился Октябрь и стряхнул термометр. А зяблик не зябнет.

- Небось, озябнешь, - разбушевался Октябрь и давай Зяблику в перо ветром дуть. А Зяблик не зябнет. У него от озноба верное средство – тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склёвывает то жука, то семечко. А раз живот тугой, то и температура у него нормальная, птичья – плюс 44. А с такой температурой и в октябрь – май! (Н. Сладков)

Оказывается зяблик – совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Да и улетает осенью в холодное, “зяблое”, как говорят в народе, время. Поэтому и назвали эту птицу зябликом.

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак, и по признаку дали название.

5. Подведение итогов урока.