Цели:
повысить уровень и качество подготовки
выпускников III ступени обучения,
Задачи:
- достижение обязательного образовательного уровня по русскому языку и литературе выпускниками 11-х классов,
- руководство деятельностью учителей русского языка и литературы по формированию навыков лингвистического и литературоведческого анализа.
Методы: экспертиза, консультирование, информирование, беседа, инструктаж.
Заместителем директора Едренниковой С.И. была выработана и реализована система мер по достижению обязательного образовательного уровня по русскому языку и литературе выпускниками III ступени обучения:
I. Совещания учителей русского языка и литературы при заместителе директора по УВР.
II. Тематические контроли преподавания русского языка и литературы.
III. Критерии достижения обязательного образовательного уровня по русскому языку и литературе выпускниками 11-х классов:
1. Сформированность навыков письменной речи (по
итогам экспертизы творческих работ):
а) оценка раскрытия учащимися избранной темы,
б) уровень развития лексических, стилистических,
грамматических умений и навыков.
2. Типичные ошибки, обнаруженные в сочинениях
выпускников.
3. Рекомендации по обучению литературоведческому
анализу.
4. Рекомендации по формированию навыков
лингвистического анализа.
IV. Тренировочные тесты по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.
I. Совещания при заместителе директора по УВР проводятся с периодичностью один раз в месяц:
1) Инструктивно-информационные:
а) ознакомление с Приказом Минобразования России от 16.03.01 №1022 “О внесении дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации”;
б) ознакомление с письмом Минобразования РФ от 18.04.2002 № 13-51-40/13 “О выставлении итоговых отметок по русскому языку”;
в) о ходе эксперимента МО РФ, связанного с проведением Единого государственного экзамена по русскому языку и литературе;
г) ознакомление с письмом Минобразования РФ от 28.02.2005 №01-81/07-01 “О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации по русскому языку и литературе в традиционной форме в 2004-2005 учебном году”.
2) Методические:
а) рекомендации по проведению лингвистического анализа текста и литературоведческого анализа художественных произведений;
б) требования к заполнению бланка ответов №1, бланка ответов №2, которые используются на Едином государственном экзамене по русскому языку;
в) изучение норм выставления оценок за сочинения и изложения (Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Л.М. Рыбченкова. – 6-е изд. – М.: Дрофа, 2002;
г) критерии достижения обязательного образовательного уровня по русскому языку и литературе выпускниками 11-х классов.
3) Контрольно-аналитические:
а) итоги экспертизы уровня и качества подготовки выпускников 11-х классов по русскому языку и литературе (по результатам пробных экзаменов);
б) реализация требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по русскому языку и литературе;
в) выполнение учителем 11-х классов Ф.И.О. типовой общеобразовательной программы по литературе и реализация практической части Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 (12) классы. / Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002.
II. Тематические контроли преподавания русского языка и литературы в течение года:
1 | октябрь |
Реализация обязательного минимума содержания образования по русскому языку в процессе преподавания предмета в 5-11-х классах. |
2 | ноябрь |
Уровень и качество овладения лексическими, грамматическими, стилистическими нормами литературного языка учащимися 5-11-х классов в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла. |
3 | февраль |
Уровень сформированности читательской компетенции и развития коммуникативных навыков учащихся 5-11-х классов на уроках литературы. Формирование основных умений учащихся, определенных Программой для общеобразовательных учреждений. 5-11 (12) классы. / Под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. |
4 | март |
Экспертиза выполнения обязательного минимума содержания образовательных программ по русскому языку и литературе в 5-11-х классах. |
5 | май |
Реализация практической части программы по русскому языку и литературе в 5-11-х классах. |
III. Критерии достижения обязательного образовательного уровня по русскому языку и литературе выпускниками 11-х классов.
1. Сформированность навыков письменной речи (по итогам экспертизы творческих работ):
Изложения и сочинения – это контрольные работы, с помощью которых проверяется:
а) коммуникативные умения, а именно: раскрыть тему и основную мысль, излагать материал последовательно и связно, находить соответствующую жанру и замыслу автора композиционную и языковую форму;
б) языковые навыки, или соблюдение в речи норм литературного языка;
в) орфографические и пунктуационные навыки.
Оценка раскрытия учащимися избранной темы:
- тема понята, полно и целенаправленно раскрыта (% учащихся);
- тема понята, полно и подробно раскрыта, но имеются незначительные отклонения в раскрытии темы (%);
- тема понята, но в работе допущены существенные отклонения от темы (%).
- соблюдают идейно-тематическое единство (% учащихся),
- правильно и последовательно излагают содержание, соблюдая логику, (% учащихся),
Уровень развития лексических, стилистических, грамматических умений и навыков:
- выражают мысль в соответствии с нормами литературного языка:
- лексическими (%);
- стилистическими (%);
- грамматическими (%);
- соблюдают стилевое единство (%);
- практически владеют орфографической и пунктуационной грамотностью %.
2. Типичные ошибки, обнаруженные в сочинениях выпускников:
- отступление от авторской идеи либо неполное ее раскрытие;
- нарушение логики повествования или рассуждения;
- вступление и заключение не содержат основной мысли, утверждаемой в сочинении;
- вступление далеко от темы, включает лишнюю информацию;
- основная часть содержит лишний материал, не входящий в тему;
- перегруженность сочинения второстепенными деталями (биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);
- основная мысль выражается только в заключительной части;
- заключение работы не является выводом по сказанному;
- в последнем предложении заключительной части содержится новая тема;
- отсутствие эстетического восприятия произведения, анализа художественной формы;
- отсутствие авторского отношения к раскрываемой проблеме;
- сочинение не отличается самостоятельностью учащегося;
- наличие речевых (лексических, стилистических) и грамматических ошибок.
3. Рекомендации по обучению литературоведческому анализу.
Литературоведческий анализ художественного текста предполагает:
а) определение:
- родовой и жанровой принадлежности произведения;
- тематики, а также этической, социально-исторической и нравственной, философской проблематики произведений;
- авторской идеи;
- жанрового своеобразия;
- особенностей основного конфликта;
- группировки действующих лиц вокруг главного конфликта;
- взаимосвязи развития конфликта и сюжета;
- сюжетно-композиционного единства в его причинно-следственных связях;
- композиции художественного произведения;
- подчинения композиции жанру;
- взаимосвязи главных и второстепенных действующих лиц;
- эстетической функции языковых средств и художественных деталей произведения;
- соответствия изобразительно-выразительных средств языка жанру и авторской идее;
- авторского отношения к героям и событиям, к читателю;
- авторской концепции и творческого метода писателя;
- историко-культурных и литературных традиций и новаторства.
в) умение:
- объяснить субъективное нравственно-эмоциональное переживание, читательские впечатления;
- дать нравственно-эмоциональную оценку прочитанному;
- передать сюжет, особенности взаимоотношений героев;
- обосновать отношение к героям и событиям;
- интерпретировать произведение в контексте художественной культуры и традиции, т.е. соотносить произведения одного или различных авторов на основе проблемно-тематического и историко-литературного подходов.
4. Рекомендации по формированию лингвистических умений и навыков.
Необходимо выработать у старшеклассников умения:
- применять лингвистические знания к анализу текста;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- различать разговорный, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- композицию функционально-смыслового типа речи;
- применять лингвистические знания в работе с языковым материалом;
- решать орфографические задачи;
- применять морфологические знания к решению орфографических задач;
- владеть нормами литературного языка, синтаксическими нормами;
- применять синтаксические знания при решении пунктуационных задач;
- развивать выразительность речи.
IV. Предлагаю составление и проведение тренировочных тестов по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.
Цели:
- контроль сформированности орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков;
- контроль развития умения производить комплексный анализ текста.
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А32) поставьте знак “? ” в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
А1 |
В каком слове произносится гласный [ а ]?
1) заскрипеть
2) счастье
3) частичка
4) звездочка
А2 |
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) замедленно
2) учительница
3) перевозчики
4) вынырнуть
А3 |
Какое из перечисленных слов имеет значение “способствующий успешному развитию”?
1) успешный
2) преуспевающий
3) удачный
4) плодотворный
А4 |
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) на блестящ..й плоскост.., в будущем времен..
2) смиривш..мся течени..м, интереснейш..м комментари..м
3) без главнейш..й задач.., о появивш..ся гордост..
4) в трепещущ..м зарев.., созревающ..й пшениц..
А5 |
В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?
А. упал навзнич.., не смог удержат..ся, лиш… чуть-чуть
Б. слышиш…, доч…, ветер могуч…, уж… рассвет
В. гоняет стаи туч…, сплош… , камыш…, печ…
Г. отреж…те, убереч..ся от болез..ни, телепередач…
1) А 2) А, Б 3) В 4) Г
А6 |
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ант..патия, аббр..виатура, сд..рет
2) план..метрия, пр..оритет, хамел..он
3) одухотв..ренный, р..стовщик, пл..вец
4) про..ьба, бе..церемонно, дер..кий
А7 |
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бе..смысленно, и..чезать, бе..печно, ра..гадать
2) непр..одолимый, пр..возмочь, инт..ллект, соб..рётся
3) меж..нститутский, прим..риться, зам..реть
4) в..южный, с..емка, об..явление, л..ётся
А8 |
В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
1) они просмотр..т, дремл..щий щенок
2) бор..щиеся отряды, они догон..т
3) та..щий снег, травы стел..тся
4) они кол..т дрова, стро..щийся дом
А9 |
В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква И?
А. гор..вать
Б. замораж..вать
В. кресл..це
Г. заносч..вый
1) Б, В, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г
А10 |
На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?
Я решил идти дальше н(1)взирая на н(2)погоду. Н(3) ветер, н(4) град колосьям н(5) страшны.
1) 1, 3, 5 2) 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 3
А11 |
В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (время)препровождение, (молочно)кислый, (контр)предложение
2) (вице)премьер, (пол)света, (как)будто
3) (пол)лодки, едва(ли), кого(то), (кое)где
4) (пол)утра, (пол)Новосибирска, одет (по)весеннему
А12 |
Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё после шипящих).
1) дешЁвый – в суффиксе прилагательного под ударением
2) освежЁнный - в суффиксе причастия
3) общО - в суффиксе наречия под ударением
4) свечОй – в окончании существительного под ударением
Прочитайте текст и выполните задания А13, А14, А15, А16. |
А. Человек должен уметь с достоинством
принять свою победу, не злорадствуя над
побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя
самолюбия оппонента. Б. Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. В. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. Г Прежде всего он внимательно выслушает своего собеседника, не соглашающегося с его мнением, задаст ему дополнительные вопросы. |
А13 |
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) Г, А, Б, В 2) В, Г, Б, А 3) А, В, Г, Б 4) А, В, Б, Г
А14 |
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?
1) проявляет воспитанность
2) выслушивает
3) человек должен уметь принять
4) нет
А15 |
Укажите сложноподчиненное предложение.
1) А 2) Б 3) В 4) Г
А16 |
В каком слове ударение на третьем слоге?
1) августовская
2) несказанно
3) приподняла
4) красивее
А17 |
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) директора заводов
2) к сорока сантиметрам
3) несколько граммов
4) пара туфлей
А18 |
Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Отправляя телеграмму,
1) требуется обратный адрес.
2) обязательно укажите обратный адрес.
3) без обратного адреса её не примут.
4) мне не хватило денег.
А19 |
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Журнал “Юность” опубликовал новую повесть Ф. Искандера.
2) На обед мы заказали салат из помидоров, овощной суп и гуляш.
3) Согласно приказу рота переправилась на левый берег.
4) На кубке были изображены трое юношей, играющими в мяч.
А20 |
Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
С востока надвигались тучи ( ) и оттуда потягивало влагой.
1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21 |
В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Легкие облака (1) облитые золотистыми лучами (2) заходящего солнца (3) плыли (4) по синеющему небу.
1) 1, 2, 3 – выделяются два причастных оборота.
2) 1, 4 – выделяются два причастных оборота.
3) 1, 3 – выделяется причастный оборот.
4) 2, 3 – выделяется деепричастный оборот.
А22 |
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Дождь лил с раннего утра беспрестанно, и это (1) казалось (2) совершенно невыносимым.
Миновал январь (3) кажется (4) самый суровый месяц зимы.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 2, 3
А23 |
Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Отзвенели капели и подсохла земля и грачи полетели на родные поля.
2) Надулся он и негодуя поклялся Ленского взбесить.
3) Месяца не было звезды тоже не светили.
4) На полках стояли книги и лежали журналы.
А24 |
В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
1) Самое трудное познать самого себя.
2) Северное солнце неяркое.
3) Люблю я землю тень её лесов и моря рокоты и звезд узоры и странные строенья облаков.
4) Все просматривалось с небольшого пригорка поле ложбина за лесом соломенные крыши домов.
А25 |
Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:
Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого осуществилась так очевидно (3) который достиг цели в жизни (4) который был доволен своею судьбой и самим собой.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 2, 4
А26 |
Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:
Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика (3) то уж (4) впоследствии (5) трудно мне будет освободиться от его опеки.
1) 1, 2, 4 2) 2, 4, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 3
Прочитайте текст и
выполните задания А27, А28, А29, А30, |
Орел и воробьи. (1) Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. (2) Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет. (3) И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. (4) Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (5) Тогда вышел вперед один воробей и сказал: “Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах”. (6) Окинул Орел своим зорким оком окрестность и увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, хрюкающие животные. (7) Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, чавкали и визжали. (8) И сказал тогда Орел воробьям: - Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (9) Но нашел я, к сожалению, не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь перебиться. (10) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней. (11) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре и в их сердце. (12) Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (13) Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: “Короткое крыло – низкий полет”… (14) А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах. (15) Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. (16) Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется. (Сказка-притча) |
А27 |
Какая проблема затрагивается в сказке-притче?
1) В чем цель и смысл жизни?
2) Обывательская, мещанская жизнь – это настоящая жизнь.
3) Столкновение двух крайних точек зрения на цель и смысл жизни.
4) Жизнь, наполненная смыслом, есть подлинная, достойная жизнь.
А28 |
Определите стиль и тип речи:
1) научно-популярный стиль; повествование;
2) публицистический стиль; рассуждение;
3) художественный стиль; повествование и рассуждение;
4) научный стиль; описание и рассуждение.
А29 |
Укажите, в каких предложениях используются контекстуальные антонимы.
1) 2, 3 2) 4, 5 3) 9, 10, 4) 15, 16
А30 |
В каком предложении использована метафора?
1) 5 2) 6 3) 9 4) 13
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв (не более 17 знаков! ). Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами ставьте запятую. |
В1 |
Из предложений 11-12 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.
В2 |
Среди предложений 5-7 найдите такое, в котором употребляется определительное местоимение. Напишите номер этого предложения.
В3 |
Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью примыкание.
В4 |
Среди предложений 12-15 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
В5 |
Среди предложений 5-10 найдите предложение с вводной конструкцией. Напишите номер этого предложения.
В6 |
Среди предложений 2-8 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных.
В7 |
Какие из предложений 11-16 связаны параллельной связью и анафорой?
В8 |
Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в последних четырех абзацах? Напишите порядковые номера этих средств:
1) инверсия
2) ряды однородных членов
3) аллегория
4) публицистическая фразеология
5) перифраза
Часть 3 (С1)
Напишите сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию или эссе) по прочитанному тексту. Выразите свое отношение к проблеме, затронутой в сказке-притче. Считаете ли вы её актуальной, важной в наше время? Выскажите свое мнение о содержании текста, аргументируйте свою позицию.
Оцените речевое оформление текста: отметьте 3-4 наиболее характерных языковых средства, позволивших автору точно и выразительно передать свои мысли.