1. Цель работы
2. Поставленные задачи:
3. Актуальность работы
Сегодня преподавая курс географии в 6 классах, учителя не могут достичь полного понимания и усваивания тем со стороны учеников. Одна из причин – это отсутствие наглядности в таких темах как: “Рельеф местности”, “Реки”, “Подземные воды”, “Почвы”, “Биосфера” - данная экскурсия поможет упростить восприятие ребенком новых тем в курсе географии 6 класса, а также покажет взаимосвязь математики и географии.
4. Границы исследования (территориальные, временные)
Работы проводятся в 20 минутах ходьбы от станции Ромашково (Белорусское направление) на реке Чагинка. Зона с ярко выраженной поймой и речными террасами. Полевая практика проводится в один день. Для данной работы выбирается суббота (чтобы не нарушать учебный процесс) в первые выходные сентября.
Все математические расчеты и построения на компьютере проходят уже в школе во время уроков математики и информатики.
5. Материалы
Положенные в основу исследования: описание физико-географическое московской области Вагнер Б.Б.и др., атлас МО, учебные пособия по Московскому столичному региону,учебник “Математика- 6”, геометрия 7-9 класс, учебник “Информатика- 6 класс” Л.Босовой, таблицы Брадиса.
6. Методы исследования
Полевые наблюдения и замеры, лабораторный анализ почв, статистические, картографические, аналитические.
7. Оборудование и материалы:
- Измерительные рейки – 8 шт;
- Угломеры – 4 шт;
- Рулетка – 6 шт;
- Определитель растений – 2 шт;
- Походная лопатка – 2 шт;
- Веревка – 200 метров;
- Колышки – 35 шт;
- Термометры спиртовые – 5 шт;
- Гигрометр – 2 шт;
- Ветровые ленты – 1 шт;
- Компас – 1 шт;
- Секундомер – 3 шт;
- Таблица Брадиса.
- Фломастеры
- Карандаши
- Поплавки
- Блокноты
- Компьютер
- Программа Microsoft Excel
- Принтер
- Бумага А4
8. Подготовка учеников (практикум к выезду)
Перед выездом ученикам читается подготовительный курс в течение трех уроков, где дается точное описание каждого этапа полевой практики:
- Участок реки. Выбирается отрезок реки длиной в 15 метров, вдоль натягивается основная стропа (веревка) длиной 15 метров. Перпендикулярно через речку на расстояние друг от друга в 1 м. протягиваются стропы, один конец привязывается к основной стропе, а другой конец привязывается к кольям, которые вбивают в грунт. На перпендикулярных стропах на расстоянии в 50 см друг от друга (начинают от основной стропы) привязывают бантики. (рисунок 1)
- Для проведения батеометрических работ необходимо взять линейку, длина которой должна быть больше максимальной глубины реки. При помощи линейки у каждого бантика замеряется глубина, и полученные данные записываются в полевой дневник.
- Для измерения скорости течения реки необходимо использовать поплавки (футляр от киндер-сюрприза). У каждого бантика находящегося над водной поверхностью поплавок опускается и в момент, когда он тронулся с места, включается секундомер до момента пересечения этим поплавком следующей стропы. Полученное время записывается в полевой дневник. Так необходимо делать по три раза у каждого бантика. После найти среднее время, необходимое для того, чтобы высчитать с какой скоростью двигался поплавок по формуле.
S=V*T
- Построение профиля склонов (долины реки). На рисунке 2 показано как правильно можно построить профиль, не имея для этого специального оборудования. Необходимо иметь две линейки длинной не менее 1м., два угломера и рулетку.
- Измерение температуры, влажности, направление ветра, определение типов облаков и баллов облачности.
Для проведения данного наблюдения за погодой понадобятся 5 термометров на веревке, 2 гигрометра, 1 лента на рейке и компас для определения направления ветра. Замеры проводятся на пяти точках измерения одновременно с интервалом в 15 минут. Типы облаков определяются по специальной табличке. Облачность измеряется в баллах от 0 до 10, или в процентах от 0 до 100%.
- Нанесение на профиль растительности
После измерения склонов реки и нанесения профиля на лист миллиметровки, также по ходу от реки к бровке долины реки наносится растительность. Необходимо выделить пойму, террасы, склоны террас (даже экспозиция склона повлияет на растительность) и бровку. Снизу вверх растительное сообщество наносится участками, отделяя, их друг от друга и подписываются все виды растений на данном отрезке под линией профиля.
- Забор проб почв
Забор проб почв производится в почвенных разрезах по горизонтам. Для каждого горизонта используется отдельный пакет, куда кладется паспорт (писать простым карандашом): описание по плану от 1 до 10 (см. приложение 2).
- Расчет угла поворота реки (Рисунок3). Для определения угла необходимо в получившемся прямоугольном треугольнике АВС измерить катеты ВС и АС и найти соотношение катетов ВС:АС. Затем получившийся результат найти в таблице Брадиса и записать угол поворота в таблицу расчетов, находящуюся в приложении.
- Распределение обязанностей между учениками и учителями
Каждая группа шестиклассников получает одно из заданий по определению физико-географических свойств реки, собирает необходимое оборудование. В группу назначается помощник из старшего класса. Учащиеся получают маршрут выезда, место и время сбора, расписание электричек, карту (рисунок 4).
Учителя также распределяются на участки: учитель географии осуществляет помощь учащимся при построении профиля склонов реки и взятия пластов почвы, учителя математики производят вместе с группами расчеты глубины реки и скорости течения, измерение температуры, влажности воздуха, скорости ветра и облачности, учитель биологии определяет растительность склонов реки, собирает растения для гербария.
- Место проведения выезда и проезд до него.
Место проведения выезда- поселок Ромашково, Одинцовского района Московской области.
Проезд: Электричка с Белорусского вокзала до станции Ромашково, далее пешком
- Техника безопасности при работе на объектах.
Учащиеся перед выездом получают инструктаж и расписываются за правила соблюдения техники безопасности.
1. Во время движения к месту проведения урока- практикума необходимо:
- Двигаться колонной за преподавателем по левой стороне дороги.
- Переходить улицу только по команде учителя колонной между взрослыми, перегородившими дорогу.
- Неукоснительно соблюдать правила дорожного движения.
- Строго соблюдать правила поведения в общественном и железнодорожном транспорте.
- При обнаружении признаков какого-либо заболевания, обратиться к учителю.
- Запрещается перемещаться по составу, а также выходить из поезда на остановках.
- Запрещается выкидывать мусор из окна поезда.
2. Во время работы групп необходимо:
- Соблюдать все распоряжения преподавателей.
- Начинать практическую работу по команде учителей.
- Результаты работы фиксировать в блокнотах для дальнейшей обработке в школе на компьютере.
- Четко выполнять инструкции каждой команде, выданные в портфолио.
- Все вещи, необходимые для работы и привезенные из школы, вернуть обратно в школу.
Запрещается:
- Ломать деревья и рвать цветы.
- Близко подходить к реке без взрослых.
- Брать с собой спички, завжигалки и т.д.
- Разбрасывать по лесу мусор.
- Проведение работ на местности.
По прибытию на место участники выезда располагаются на заранее приготовленном месте, им дается время для подготовки к исследовательским работам.
Затем по команде преподавателей группы расходятся на точки измерения. Работы проводятся в течение двух часов. Измерения вносятся в портфолио, полученные группами, находящимися в приложении к данной статье. Затем группы возвращаются в лагерь.
- Дополнительная часть выезда.
Так как выезд совершается на целый день, необходимо продумать распорядок всего дня, по возможности обеспечить учащихся питанием, например, приготовленным на костре, а также продумать занятие после обеда.
Наша школа заранее обсуждает меню обеда и игры, в которые ребята будут играть. Мы берем мячи, ракетки и т.д.
- Обработка материалов.
После выезда на уроке информатике и математике в программе Microsoft Excel учащиеся рассчитывают углы поворота реки, строят профиль реки и склона. На уроке географии проводят исследование почвы. На уроке биологии составляют гербарий.
- Подготовка отчета
Отчет предоставляется в виде портфолио каждой группой. (смотри приложение), затем результаты работы всех групп сводятся воедино.