Цели:
- Отрабатывать и формировать умения и навыки работы с бисером, учить красиво выполнять плетение, правильно подбирать цвета.
- Развивать эстетический вкус, аккуратность при выполнении работ, терпеливость и трудолюбие.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любви к окружающему миру и ее красоте, гордости за свой труд.
Материал: бисер, проволока, ножницы, ткань, схемы.
Наглядные пособия: выставка книг; коллекция бабочек в рисунках; аппликации, поделки, детские работы из бисера; схемы.
Ход работы:
I. Организационный момент.
II. Подготовительная работа.
Учитель: Сегодня наше занятие посвящено работе с бисером. Но в начале давайте вспомним, где впервые появился бисер и что означает это слово?
Дети: Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, а наутро они нашли слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче - так появился бисер. Кстати, его название происходит от арапского слова “бусра”, что значит “фальшивый жемчуг”.
В начале XX века в Богемии бисер делали следующим образом: мастера выдували толстостенные трубки маленького диаметра из окрашенного стекла, затем разрезали на кусочки, которые помещали в раскаленный цилиндр с горячим песком и быстро крутили, чтобы придать им круглую форму.
Секреты стеклоделия нельзя было разглашать, а если такое все же случилось, то наказание следовало очень суровое.
Учитель: На предыдущих занятиях мы с вами говорили об истории бисера. Кто из вас помнит, когда впервые бисер появился в России?
Дети: Уже в IX веке в Киеве были маленькие стекольные мастерские, а в XII веке появились цветные стеклянные бусы. В ХVII веке были построены первые стекольные заводы, где работали немецкие, венецианские и русские мастера.
Большое внимание стеклоделию уделял Петр I, однако никаких свидетельств об изготовлении бисера нет. Он доставлял бисер из-за границы. Конечно, М.В. Ломоносов тоже оставил свой след в истории “бисероделания” в России: он изучил свойства стекла и открыл завод, который выпускал бисер, стеклярус и стекло для мозаик. Но после смерти Ломоносова завод закрылся, проработав всего 10 лет.
Учитель: Действительно, вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были “золотым веком” бисера в России. Так что же все таки умельцы изготовляли из бисера?
Дети: Церковные украшения, кошельки, чехлы для шкатулок, чернильниц, бисером вышивали платья и даже целые картины. Потом это искусство забыли, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
Учитель: Но это все “дела минувших дней”. Что же представляет из себя бисер сейчас?
Дети: Это великолепный материал для украшений, игрушек и отделки — кому что нравится.
Учитель: Мы с вами рассматривали рисунки и говорили о цветах бисера. А помните ли вы значения цветов бисера?
Дети: Каждый цвет имеет свое значение. Красный цвет обозначает любовь, голубой цвет - дружбу, синий цвет - спокойствие, белый - свободу, оранжевый и желтый - это очень яркие, вызывающие цвета, которые подходят раскованному и веселому человеку, черный цвет указывает на одиночество, зеленый цвет обозначает природу.
Учитель: Ребята, а какой бывает бисер?
Дети: Бисер различается по размеру. Он бывает от 1 до 5мм в диаметре. От размера бисеринок зависит то, как будет выглядеть работа: маленькая и изящная или крупная экстравагантная. Кроме того, разным может быть и размер отверстия. Например, для бисеринок - связок надо брать бисер отверстиями побольше, чтобы через него можно было протянуть нитку или леску несколько раз.
Стеклярус тоже бывает разной длины от 2 до 8 мм. Диаметр стекляруса обычно приблизительно 1,5-2 мм.
Бисер и стеклярус бывает матовый и блестящий. От этого зависит то, как будет выглядеть работа. Разными бывают цвета и оттенки. Так же бисер бывает разного качества. Самый частый дефект, который не видно при покупке, это нестойкость цвета.
Учитель: Как и почему нужно всегда проверять прочность окраски бисера?
Дети: Проверить качество бисера можно потерев бисеринки мин. 3-4 во влажных руках или просто завернуть бисер во влажную мыльную тряпочку и время от времени потирать бисеринки друг о друга. Необходимо это для того, что сплетенная работа не потеряла свою красоту при ее изготовлении.
III. Правила по технике безопасности при работе с бисером.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы будем работать с бисером, но что мы будем делать, узнаете, когда отгадаете загадку.
Утром ползает,
В полдень недвижима,
А вечером летает. (Бабочка)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
Учитель: Какие стихи или загадки о бабочках вы еще знаете? (Ответы детей.)
Учитель: Давайте с вами рассмотрим фотографии (приложение 1), рисунки с бабочками из представленных образцов. Вы видите, что бабочку можно нарисовать, сделать из цветной бумаги и картона в виде аппликации, из природного материала (из листьев и ракушек). А мы сегодня с вами научимся плести бабочку из бисера, которую можно использовать как украшение на одежду, волосы. (Рассматривание представленных поделок и образцов, обращаем внимание на симметричность узоров на крыльях бабочек)
Учитель: Посмотрите внимательно и подумайте, какие цвета будут сочетаться друг с другом?
Дети: Красный с синим, желтый с зеленым (и т.д.)
V. Работа со схемами. (приложение 2)
Учитель: Посмотрите на схемы, которые лежат у вас на столах. Давайте посчитаем, сколько рядов в крылышках.
Дети: по 11 и 14, на туловище 15 рядов
Учитель: Посмотрите весь свой бисер, кто каким цветом будет плести? Каким бисером будете работать?
Дети: Круглым.
Учитель: Какие виды плетения вы знаете?
Дети: Простое плетение, крестиком, полотном, жгутом и т.д.
Учитель: Как вы думаете, каким способом мы будем плести бабочку?
Дети: Простым плетением.
Учитель: Подойдет ли рубленый бисер? Почему?
V. Проведение физ. минутки.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
Дети самостоятельно выполняют плетение бабочки из бисера. Учитель индивидуально оказывает помощь отдельным учащимся, указывает на ошибки, недочеты, хвалит за красивое и правильное выполнение работы. По необходимости проводит физминутки.
V. Подведение итогов.
Самооценка своих работ. Рассматривание работ своих одноклассников, выбор лучших поделок для выставки.
Использованная литература:
- Н.Гусева "365 фенечек из бисера"
- А.Петрунькина "Фенечки из бисера"
Электронная "Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия".
Приложение 1
парусник |
сенница |
тропическая |
немеобиит |
данаид 2 |
геликонида |
данаид |
немеобиит |
итомиид |
гарпия |
бражник винный |
геликонид |
Приложение 2
Большое крыло 2 дет. |
Маленькое крыло 2 дет. |
Туловище 1 дет. |