Классный час "Первобытная живопись" для детей с задержкой психического развития

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, МХК и ИЗО


Цель: проследить зарождение искусства в первобытном обществе и дать возможность применить технику первобытной живописи на практике.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными теориями зарождения искусства.
  2. Познакомить детей с основными образами первобытной живописи и принципами их практического воплощения. Продемонстрировать образцы первобытной живописи. Применить технику первобытной живописи в создании детских работ.
  3. Дать сведения о самых известных первобытных пещерах.

Место данного классного часа в воспитательном процессе класса: Дети с задержкой психического развития едва ли не больше нуждаются в эстетическом воспитании, чем остальные дети. Поэтому в план воспитательной работы следует включить цикл классных часов эстетической направленности. Первым из них является урок, посвященный первобытной живописи. Особенностью работы в классах VII вида является обязательное наличие физкульт-минутки, которая в данном случае проявляется в форме игры. В ходе урока осуществляется опора на актуальные знания по истории (жизнь первобытного общества, исторические памятники). Для детей важным в данной работе является возможность почувствовать сопричастность к процессу зарождения творчества у первобытного человека.

В дальнейшем эстетический цикл классных часов планируется продолжить темами “Искусство Древнего Египта”, “Искусство Древней Греции” и т.д.

Оборудование и оформление: оформление доски – рисунки зверей, отпечатки ладоней, макароническая роспись <Приложение 1>; репродукции первобытной живописи <Приложение 2>; листы ватмана (по одному на парту), сосуды с жидкой краской, полиэтиленовые перчатки, трафарет “Мамонт”, угольки, игрушка мамонта.

Содержательный компонент классного часа:

Вступительная часть:

Были ли вы когда-нибудь в музее? Или в картинной галерее? Как они обычно выглядят? Это просторные светлые залы, на стенах которых развешаны картины или вдоль стен расставлены экспонаты.

Но сейчас мы с вами представим, что оказались в необычном музее. Представим, что мы в пещере. Неровные, холодные стены, низкий свод – находиться здесь не очень-то уютно. Но что это?! На одной из стен, прямо на голой скале нарисованы животные: антилопы, медведи, мамонты. Все эти звери были нарисованы 20-30 тысяч лет назад.

Вы скажете, что таких музеев не бывает? Бывают. Их очень много по всему миру. Например, в одной только Испании имеется более 120 пещер с такими рисунками. (Демонстрируются репродукции). Это рисунки, которые несколько десятков тысяч лет назад сотворили древние люди.

По истории вы уже изучали, как жили первобытные люди, как они охотились, как делали оружие, вещи. Но сегодня мы с вами будем говорить о том, как и зачем первобытный человек начал рисовать. Или шире: как и почему зародилось искусство.

Основная часть:

Когда ученые нашли в пещерах эти “картины” древних художников, они долго ломали голову над тем, как же возникло искусство. Они создали разные теории. С двумя из них мы сегодня познакомимся.

С этого момента вы уже не ученики 5 класса, а первобытные охотники, которые стали художниками. Вы – те самые первые люди, которых потянуло взять в руки уголек из костра и начать рисовать на стене пещеры. Кроме угля, древние художники использовали и краски, которые делали из минералов, смешивая их с животным жиром. Чаще всего краска была красного, желтого или темно-коричневого цветов.

Так вот. Надеваем перчатку. И первое, что мы сделаем – это окунем два пальца в краску и проведем этими пальцами по бумаге так, как вам хочется, как вам велит фантазия.

То, что вы сейчас нарисовали, - это первые картины людей каменного века. Что вам напоминают эти линии? Ученым, которые впервые увидели эти линии в пещерах, они напомнили макароны, поэтому они назвали теорию происхождения искусства – “теория макарон”.

Сначала человек просто водил пальцами по поверхности пещеры, а затем у него линии начали складываться в контуры и фигуры, чаще всего фигуры зверей.

А теперь окунем всю ладошку в краску и поставим несколько отпечатков. Вот и вторая картина первобытного человека готова. Ученые называют эту теорию происхождения искусства “теория руки”.

Существовало два способа изображения рук:

  1. как это сделали мы: человек покрывал ладонь краской и делал отпечаток;
  2. как это показано на доске: человек прикладывал руку, а затем обводил ее по контуру. Получался своеобразный трафарет.

Такие композиции, состоящие из следов рук, найдены во многих древних пещерах. Как и в случае с макаронами, человек сначала оставлял следы вразброс, а потом из отпечатков начал складывать композиции.

Но вообще-то, если быть точными, рисунки на камне люди сначала процарапывали резцом, а потом уже покрывали краской. Именно поэтому рисунки так долго сохраняются, а еще потому, что в пещеру не проникает солнечный свет, способный уничтожить древние росписи.

Так зачем же человек начал рисовать? И почему в центре его внимания всегда оказывались животные?

Ученые считают, что древние художники вкладывали в рисунки глубокий смысл, росписи имели магическое значение.

Вспомним, чем большую часть времени занимался первобытный человек? Почти все его время занимала добыча еды – охота. Вот и мы сейчас с вами отправимся на охоту. Например, на мамонта. Но прежде чем отправиться на охоту первобытный человек должен был это животное изобразить. Изобразить животное – значило получить над ним власть. Поэтому рисуем мамонта (обводим трафарет).

Все готовы? Теперь я уверена, что охота ваша будет удачной, а добыча легкой.

Разминка “Охота на мамонта”.

Встали. “Первобытный человек осмотрелся (движения глазами вверх-вниз, влево-вправо, круговые) и подумал: “Что бы взять с собой на охоту?” Подумал и сказал про себя: “Возьму-ка я лук и стрелы”. Но нет, человек идет охотиться на мамонта, и лук со стрелами здесь не подойдут (повороты головы “Нет-нет”). Мамонт такой большой! Ай-ай! (повороты головы “Ай-ай!”). Здесь больше подойдет копье. “Да-да, именно копьё”, - закивал головой человек (повороты головы “Да-да”).

Для удачной охоты человек исполнил ритуальный танец (свободное потряхивание всеми частями тела). И вот он уже пробирается сквозь заросли. Дует ветер (упражнение “Ветер”), качаются деревья (наклоны в стороны с вытянутыми вверх руками), ползают змеи (упражнение “Змейки”), летают птицы (широкие махи руками).

Внезапно человек увидел мамонта! (у доски выставляется игрушка слона). Он подходит к нему поближе, осторожно, на цыпочках (шаги на месте на цыпочках). А теперь резко подбегает (бег на месте с ускорением), напрягает все тело и пускает в мамонта копьё.

Одно копьё ничего бы не сделало мамонту. Но вы охотились как настоящие первобытные люди – всем племенем, поэтому мамонта побороли.

Вы принесли добычу в пещеру. Теперь женщины займутся разделыванием туши, охотники будут отдыхать. Но в следующий раз, когда люди снова пойдут на охоту, они нарисуют новых животных. И на стенах пещер будут появляться все более красивые рисунки, потому что мастерство художников росло.

С тех самых пор эти рисунки украшают стены пещер. А ведь прошло уже 20 тысяч лет…

Как же называются самые известные пещеры, в которых есть “картины” древних людей?

Об одной из них вы уже говорили на уроке истории. Это испанская пещера, которую открыл в 1879 г. Марселино де Саутуола (показ репродукций). Точнее, первой заметила рисунки на стене его дочь. Это пещера Альтамира. Больше всего в ней изображений животных: бизонов, лошадей, кабанов, ланей. Есть разные знаки и отпечатки рук. Обратите внимание, как по-разному древние люди рисовали одно и то же животное - бизона. В каких позах он изображен? Какие линии используют первобытные художники?

Еще одна знаменитая пещера – пещера Ласко во Франции. Она была обнаружена в 1940 г. Четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Попав внутрь и осветив фонариками стены, мальчики сначала испугались – настолько похожими на настоящих были звери, нарисованные на стенах. Наскальная живопись в пещере Ласко – самое совершенное художественное произведение каменного века. Наиболее красивыми здесь являются изображения лошадей. Здесь также показаны сцены покорения человеком природы – показаны дикая и уже одомашненная коровы. Всего в пещере изображено 350 животных. Некоторые из них размером около двух метров.

Но не только за границей есть эти удивительные пещеры. Одна из них находится рядом с нами, на Южном Урале, в Башкирии. Это Капова пещера. Ее открыли в 1959 г. Рисунки в ней находятся на большой глубине – далеко от входа. Здесь также изображены животные. В основном, нарисованы они красной краской. Как вы думаете, почему первобытный человек любил использовать этот цвет? (Цвет солнца, цвет крови, цвет жизни).

Однако, какие удивительные животные изображены в Каповой пещере! Помимо двух лошадей, здесь есть 7 мамонтов и два носорога! То есть по земле, на которой мы сейчас живем, когда-то ходили мамонты и носороги!

Заключительная часть:

Что же дают нам эти древнейшие музеи? Пещеры, в которых сохранились рисунки людей каменного века? Ученые благодаря им узнают, как жили первобытные племена: как и на кого охотились, какое было оружие, какими умениями обладали люди.

Для нас же эти удивительные рисунки являются произведениями искусства. Мы восхищаемся тем, как точно и правдиво первобытные художники изображали животных, и затем и людей. Древнего человека интересовал мир вокруг него, живая природа. Наблюдая за ней, он переносил свои впечатления в рисунок. Древний художник обладал великолепным вниманием, памятью и вкусом. И если сначала он рисовал только для того, чтобы охота прошла удачно, то впоследствии для удовольствия и красоты. Поэтому мы можем с уверенностью говорить, что искусство зародилось в каменном веке.

Используемые источники:

Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. /Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2000.

Парч Сусанна. Домашний музей: История искусств от наскальной живописи до граффити / Пер. с нем. Н. Матюхиной. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999.

Искусство зарубежного искусства. Изд. 3-е дополн. / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: “Изобразительное искусство, 1983.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Учеб. 3-е изд. перер. и доп. – М.: Высшая школа, 2000.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1. От древнейших времен до XVI века. – М.: “Искусство”, 1986.

История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, Античность). / Под ред. М.В. Доброклонского, А. М. Чубовой. – М.: “Изобразительное искусство”, 1979.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2