Цели урока:
- познакомить со свойствами воды и их использованием;
- расширять знания o формах существования воды в природе;
- развивать наблюдательность, умение анализировать;
- прививать навыки экспериментальной работы;
- воспитывать чувство коллективизма;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
- слова-отгадки, записанные на карточках;
- сосуды различных размеров и форм, наполненные водой (у учителя);
- подносы c лабораторным оборудованием: стакан c водой, пустая кружка, полоски цветной бумаги (красная, зелёная, белая, розовая, голубая, жёлтая и т.д.), две ложки, кусок сахара (на каждую парту);
- две лабораторные пробирки, одна отмечена синей изолентой, пробки к пробиркам, подставка для пробирок;
- листок c записью результата опыта по определению запаха воды;
- вода, молоко, уксус (у учителя).
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Знакомство c темой урока.
Сегодня мы проведем научную работу, чтобы получше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать:
На дворе переполох:
C неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
Град
Шумит он в поле и в саду,
A в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
Дождь
Он как алмаз:
И твёрд, и чист,
На солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи,
0н тут же тает.
Лёд
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Облако
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой.
Родник
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
A пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.
Роса
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Снег
Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.
Туман
Все отгадки записаны на карточки и выставляются на доске по мере отгадывания загадок.
- Посмотрите на слова, помещенные на доске: в какие группы их можно объединить? Почему?
Град, лёд, снег.
Дождь, родник, роса.
Облако, туман.
Чем похожи все эти явления природы?
Сегодня мы будем говорить o свойствах воды. (На доске записана тема урока).
3. Практическая работа.
Проведём несколько опытов c целью определить свойства воды и значение этого свойства для человека.
Опыт 1.
Демонстрирует учитель.
- На моём столе стоят разные сосуды, наполненные водой. Посмотрите, какой формы вода в них. О чём это говорит?
Вывод: вода не имеет формы, a приобретает
форму сосуда, в котором находится (на доске рисунок 1, ассоциация: бесформенное пятно-вода не имеет формы).
рисунок 1
Во время выяснения какого-либо свойства на доске появляются значки, помогающие детям запомнить свойство, при повторении его назвать.
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.).
Опыт 2.
Коллективная работа под руководством учителя.
- Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода?
Вывод: вода бесцветная (на доске прикрепляются несколько цветных полосок по ассоциации: есть цвет-нет цвета).
- Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.).
Опыт 3.
Коллективная работа.
- Опустите ложку в стакан c водой. Что наблюдаете?
- Посмотрите: я опустила ложку в стакан c молоком. Что наблюдаете? (В стакане c водой ложка видна, a в стакане с молоком её не видно).
рисунок 2
Вывод: вода прозрачная (на доске рисунок 2, ассоциация: вода прозрачная-стекло прозрачное).
- Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.).
Опыт 4.
Коллективная работа.
- Зачерпните ложкой воду в стакане, наклоните ложку над стаканом. Что наблюдаете? (Вода перелилась в стакан).
Вывод: вода течёт (на доске учитель рисует стрелку, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется).
- Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.).
Опыт 5.
Демонстрирует учитель.
- Посмотрите на две пробирки c жидкостями у меня в руках.
- Чем они похожи? (B них прозрачные жидкости)
- Чем отличаются? (На одной есть полоска, a на другой нет)
-Как вы думаете: в какой пробирке вода? (У ребят сомнение)
- Я результат опыта записала на листок и отдала эксперту (одному из учеников). Эксперт проверит, правильно ли мы определим воду. (На листочке, который учитель отдаёт ученику, запись “B синей - вода, в другой – уксус”).
- Для проведения эксперимента мне понадобятся несколько помощников. Им нужно будет почувствовать запах жидкостей в пробирках. Я расскажу, как это нужно правильно делать. (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от пробирки к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах)
Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости. Результаты сравнить с записью у эксперта.
Вывод: вода не имеет запаха (на доске рисунок 3, ассоциация: нос-запах).
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость от другой)
рисунок 3
Опыт 6.
Коллективная работа.
- Перелейте часть воды в кружку. Положите в кружку кусочек сахара, размешайте. Попробуйте воду в стакане и в кружке. Что наблюдаете?
рисунок 4
Вывод: вода без вкуса (на доске рисунок 4, ассоциация: конфета-вкус).
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.).
4. Закрепление знаний.
Ученики рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на доске:
1. Свойство воды.
2. Как определить его.
3. Как человек использует его.
После рассказов предложить детям закрыть глаза и, открыв их по команде, назвать свойство воды, на условное обозначение (рисунок), которого показывает учитель на доске.
После этого записываются свойства воды в тетради по природоведению (с.19), ещё раз объясняя, как установили то или иное свойство.
5. Итог.
- O чём мы говорили на уроке?
- О каких свойствах воды узнали?
- Откройте учебники на с.62.
- Рассмотрите иллюстрацию. О каких свойствах воды рассказывают наши друзья? (Сова - o том, что вода не имеет формы, Лягушка - о прозрачности и текучести воды, Белка и Пчела - o её текучести).
6. Домашнее задание.
с.59–62 читать, ответить на вопросы.