Практическое использование инструментальной мотивации на уроках английского языка в 5–6-х классах

Разделы: Иностранные языки


В наше время методисты и школьные психологи все больше внимания уделяют “методике учащихся”. Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. В данном случае речь пойдет об одном из способов вооружения учащихся приемами овладения иностранным языком,   рациональный смысл которого детям очевиден и импонирует им. То есть о применении на практике в 5–6 классах такого важного вида внутренней мотивации как инструментальная мотивация, т.е. мотивация,  вытекающая из положительного отношения учащихся к определенным видам работы.

Особенности психофизического развития учащихся 5–6 классов приводят к тому, что они не в состоянии выдержать сильные и длительно действующие однообразные раздражители. Конкретно-образные компоненты продолжают играть существенную роль в структуре мышления. У учащихся этого возраста мотивы деятельности очень часто определяются не такими факторами, как,  например, чувство долга, жизненные планы, а интересом к самой деятельности. Поэтому наряду с разучиванием стихов, песен, игр, драматизацией диалогов, одним из любимых видов деятельности детей на занятиях является работа с использованием наглядности, особенно, если эту “наглядность” можно подержать в руках. В большинстве случаев чувственные впечатления (в данном случае не только зрительные, но и тактильные) оказывают более сильное воздействие, нежели словесные.

В данной работе речь пойдет об активном привлечении самих учащихся к придумыванию, изготовлению наглядных пособий, раздаточного материала по темам программы.

В настоящее время учащимся предлагается большое количество упражнений в учебниках и тетрадях с печатной основой. Из года в год они становятся все разнообразней . Однако в большинстве случаев ученику нужно произвести действия с предложенным фрагментом текста или отдельными предложениями или словосочетаниями. И не секрет, что такая пассивная роль не всегда удовлетворяет учащихся. Да и учителей тоже. Тем более, что индивидуальные особенности группы (или отдельных учащихся) требуют подчас дополнительных упражнений на определенные темы. И учителя начинают придумывать и составлять дополнительные упражнения, карточки, схемы и т.п. Вот тут-то и приходят на помощь сами учащиеся, с их неуемной фантазией и жаждой творчества.

Рассмотрим какие виды и формы пособий и раздаточных материалов учащиеся могут успешно выполнить.

Прежде всего это всевозможные карточки с прорезями для вписывания ответов. Тематический спектр таких карточек обширен, он зависит от конкретной ситуации в классе. Особенно полезно использовать такой вид карточек (см. <Рисунок 1>) при работе над грамматическими структурами, состоящими из нескольких элементов (например, при закреплении темы “Настоящее продолженное время”, где учащиеся “забывают” использовать глагол-связку). Наличие прорезей в карточке, куда необходимо вписать глагол-связку в нужной форме, концентрирует внимание именно на этой проблеме. Одновременно с этим самостоятельное изготовление карточки побуждает учащихся осмысленно подбирать материал (например, из текста, данного в учебнике, выписать в карточку только предложения с глаголами в данном времени). В некоторых случаях полезно детям поручать изготовить по 3–4 карточки на одну тему, т. к. это заставляет искать дополнительный материал (с постепенным усложнением предложений).

Работа над созданием подобного вида карточек (как индивидуальное задание – проработать плохо усвоенный материал, так и задание для всей группы – как итоговая работа по грамматической теме) решает целый ряд задач методического и воспитательного значения.

Если в начале работы учитель сам предлагает карточку-образец, то потом учащиеся сами придумывают подобные карточки, изготавливают образцы, среди которых можно даже провести своеобразный конкурс “ Чья карточка поможет лучше усвоить тему?” или даже выставку лучших работ. Возникает некий дух соревнования, который в этом возрасте всегда приносит положительный результат. Одновременно решаются следующие задачи:

- развивается самостоятельность учащихся в решении учебных задач;

- вырабатывается положительное отношение к своей деятельности, т.к. дети видят результаты своего труда в действии (карточки используются многократно при закреплении и итоговом контроле грамматических тем и письменно, и, что более важно, устно);

- осуществляется индивидуальный подход к учащемуся, т.к. каждый их них выполняет посильную задачу, сильные ученики получают шанс проявить свои знания, а слабые – поверить в себя. Таким образом, получаем наборы карточек для разных групп учащихся, которые потом удобно использовать в индивидуальных заданиях;

- попутно решаются задачи орфографии и чистописания (что на данном этапе тоже очень актуально). Необходимость писать не в тетради, где мы часто встречаем небрежность, а на отдельном листке и “для кого-то” стимулирует аккуратность и орфографическую зоркость.

В связи с этим полезными являются карточки на списки слов, являющихся трудными в написании, имеющими расхождения в произношении и графике. В таких карточках слова пишутся с пропусками букв, а сама карточка “одевается” в полиэтиленовую обложку, но которой и записывается правильная буква, которая после проверки стирается, и карточку можно использовать снова. И наиболее простой вид карточек –  карточки-транспаранты с одним словом. Они изготавливаются учащимися (по 1–2 на одного ученика) и затем используются для зрительных диктантов. Этот вид работы практикуется в начальной школе, где такие карточки обычно готовит учитель но, как показывает практика работы в 5–6 классах, такая работа необходима и в средней школе, где резко возрастает объем лексики, а времени на ее закрепление (а тем более на отработку правописания) практически нет. А дети этого возраста уже успешно сами справляются в такими карточками, тем более,  что задание значимо для них, например, подготовить зрительный диктант для всей группы и получить за это хорошую отметку.

При систематической работе в данном направлении из лучших работ учащихся можно составить комплект карточек по различным грамматическим темам курсов 5–6 классов для кабинета иностранного языка. Их легко использовать в грамматических 5-минутках при итоговом повторении и текущем контроле. Как показывает практика, задания в различных карточках, особенно изготовленных самими учащимися, вызывают интерес даже у старшеклассников, которые иногда сами предлагают свои формы карточек.

Необходимо упомянуть еще об одном виде работы, который очень нравится детям и развивает у них грамматическую и, при необходимости, лексическую зоркость. Это составление всевозможных тестов. Учащиеся уже привыкли к заданиям с выборочным ответом . С не меньшим интересом они начинают составлять свои задания. За внешней легкостью – непростой труд. Необходимость подобрать несколько ответов заставляет вспоминать синонимические ряды, формы глаголов, предлоги и т.п. Необходимо однако провести тщательную подготовку к этому виду работы, чтобы не подбирались случайные слова и задания служили определенной грамматической или лексической цели. При успешном выполнении задания, при нынешнем уровне оргтехники, легко изготовить необходимое количество копий с указанием автора теста и использовать тесты на уроках. Такая мотивация “срабатывает” иной раз лучше, чем отметка.

Все вышеперечисленное в большей мере относится к работе над грамматическими темами. Однако с большим интересом учащиеся готовят пособия для себя и для группы по развитию устной речи.

Полезно поручать детям подготовку лексических таблиц по пройденным устным темам, которые потом используются как опоры при устных высказываниях. Таблицы могут готовится как индивидуально (и отражать индивидуальный уровень подготовки учащегося, который при необходимости корректируется), так и группой учащихся (и даже классов – на больших листах бумаги, с использованием не только слов и выражений, но и всевозможных карточек и схем). Такой вид работы близок к современному проектному методу работы, который в наше время выходит на первое место по результативности.

Несомненно, пользу приносят и индивидуальные (или парные) папки, в которых в течении четверти (или времени, отведенного программой) собирается материал по определенной устной теме, выполненный на отдельных листах. Набор материалов может быть следующим:

- список слов и выражений по теме;

- выполненная самостоятельно карточка для их закрепления;

- листок с вопросами по теме;

- листок с записью диалогов(составленных самостоятельно, по возможности, с иллюстрациями или рисунками);

- иллюстрации с опорными словами (на обороте) для описания ситуаций;

- дополнительная интересная информация по теме и.т.д.

Папки могут хранится в кабинете, пополняться по мере прохождения материала и выдаются перед устным зачетом или во время специальных уроков (“Speaking workshops”). Такой способ “хранения информаций” представляется более эффективным, чем традиционные тетрадки, т.к. дают возможность не только пополнять материал из года в год, но и редактировать его и перекомпоновывать его при необходимости для разных видов работ. Не говоря уж о его “наглядной” сущности. Ребята с удовольствием дают таким папкам современные названия, такие как “Лингвофайлы” или “Лингвоклипы”. Способ это, конечно, трудоемкий, но позволяет учащимся проявить самостоятельность в подборе материалов и оформлении работ.

Выше говорилось о работе учащихся с материалами на письменной основе. Безусловно, “письмо – универсальный закрепитель” (И.А. Грузинская). Однако с не меньшим успехом дети участвуют в подготовке фономатериалов к урокам. Тем более при современном уровне оборудования кабинетов иностранного языка в каждой школе это легко может сделать каждый педагог, а старшеклассники с удовольствием помогут разобраться с техническими трудностями.

К такому виду деятельности, конечно, следует привлекать сильных учеников с хорошо поставленным произношением. Дети с удовольствием “озвучивают” данные в учебниках диалоги, сценки (которые отсутствуют на кассетах или дисках – приложениях к учебникам), а также дополнительный материал, предложенный учителем, или подобранный самостоятельно. Это могут быть небольшие тексты или сообщения познавательного характера. Такие записи вносят в урок элементы “заинригованности”: учащиеся с гораздо большим интересом слушают тексты, если нужно не только понять, о чем речь, но и отгадать говорящего (а если это диалог, то “кто о чем”). Конечно, перед записью проводится традиционная подготовка, ведь ошибок быть не должно. Замечено, что возможность принять участие в подобной работе побуждает даже самых слабых учеников обратить внимание на свое произношение (а в дальнейшем и на другие аспекты учебной деятельности).

И, естественно, что все виды вышеперечисленной деятельности учащихся оцениваются учителем, лучшие работы (и аудиозаписи) хранятся в кабинете, а главное – используются на уроках, т.е. приносят конкретную практическую пользу при обучении всем аспектам иностранного языка: чтения, говорения, письма, аудирования.