Цели:
- отрабатывать письмо с пропуском орфограмм слабых позиций;
- формировать коллективный диалог при фронтальной работе;
- учить излагать свои мысли правильно и грамотно;
Этап акта учебной деятельности: этап решения частных задач
Тип урока: конкретизация понятия.
Результат: умение использовать обобщённый способ действия при решении частных задач.
Ход урока
1. Оргмомент
Учащиеся здороваются с гостями, которые пришли на урок и садятся на свои места.
2. “Пятиминутка” (дети читают каждый свою книгу 5 минут)
3. Первая частная задача. Замена звуковой записи на буквенную с пропусками орфограмм слабых позиций.
(Входит Карлсон с письмом.)
- Привет, друзья! А вот и я! Что делаете? Читаете. Закрывайте книжки.
Вы меня узнали? Да, я Карлсон.
Целый день хожу по школе, ищу второклассников. В соседнем классе сказали, что это вы.
А это ваше? (Показывает письмо).
[ пр’ив’эт карлсан]! [ ты был ф гас’т’ах у п’ирваклашик ]. [ пр’ихад’и к нам, оч’ин’ прос’им]! [фтараклашк’и]. |
У: - Да, наше!
К: - Запись какая-то странная…
У: - Это транскрипция
К: - А что такое транскрипция?
У: - Это звуковая запись
К: - А вы что не умеете писать буквами?
У: - Умеем!
К: - Ну так запишите, только расскажите, как вы это будете делать.
У: - Сначала мы поставим ударение, затем определим позиции звуков.
К: - А для чего вы определяете позиции звуков?
У: - Чтобы на месте слабых позиций сделать пропуск.
К: - Расскажите подробнее о слабых позициях, а то я что-то ничего не понимаю.
У: - В слабой позиции могут стоять гласные и согласные звуки. Для гласного слабая позиция, когда на него не падает ударение. Согласные в сильной и слабой позиции могут стоять только парные по звонкости-глухости.
Слабая позиция:
1. Парный по звонкости-глухости стоит в конце слова
2. Парный по звонкости-глухости стоит перед глухим согласным
3. Парный по звонкости-глухости стоит перед звонким согласным, кроме звуков [в],[в’] и сонорными
К: - Где в вашем письме слабые позиции?
У: - В слове [пр’ив’эт] ударение падает на звук [э], звук [и] стоит в слабой позиции, потому что на него не падает ударение, звук [т] стоит в слабой позиции, потому что он в конце слова.
(Во время объяснения учащиеся выходят к доске ставят ударение и подчёркивают звуки в слабых позиция, так разбирается каждое слово письма).
К: - Теперь я понял про слабые позиции звуков, а зачем вам нужно письмо с пропусками?
У: - Чтобы у нас не было ошибок при письме, мы не знаем какую точно букву надо писать на месте звука, который стоит в слабой позиции.
К: - Ну теперь то вы можете заменить звуковую запись на буквенную?
У: - Да!
К: - Вы запишите, а я пройду посмотрю в ваши тетради, можно?
Только вы тетрадь положите правильно, спинки выпрямите, записывайте аккуратно.
4. Физминутка
К: - Слушайте я вспомнил, как я воров напугал на крыше! (Хохочет)
А вы помните, как мне это удалось?
У: - Да! Ты был привидением!
(Карлсон надевает простынь с прорезанными глазами, читает стихотворение, показывает движения, дети повторяют за ним).
Привидение весёлое, на крыше я живу
И воров проказников быстро проучу.
Напугаю досмерти этих чудаков,
Чтоб не воровали вещи всех жильцов.
5. Вторая частная задача.
Запись с пропуском орфограмм слабых позиций под самодиктовку.
(Карлсон садится на стул и держится за голову).
К: - Ой, что-то у меня голова разболелась. Помогите, срочно напишите мне рецепт!
Надеюсь, вы помните, чем меня надо лечить.
У: - Варенье, конфеты, печенье и т.д.
К: - Правильно, записывайте!
(Дети записывают самостоятельно, затем все вместе проверяют, записывая на доске)
6. Третья частная задача.
Исправление ошибок в данном задании.
(Из-под стола слышится лай собаки)
К: - Кто это там?! (Достаёт щенка, у которого в зубках таблички со словами)
Ты что тут делаешь? Малыш просит проверить задание, которое выполнил сам.
Поможете ему, ребята?
У: - Конечно.
(Дети обсуждают ошибки, затем записывают в тетради без ошибок).
М_л_шы, ко_тачк_, др_ _ , хле_ , д_у_б_ , брава, м_лыш.
У: - В слове малыши орфограмма сильной позиции жи-ши
В слове косточка на месте буквы А должен быть пропуск, потому что это слабая позиция и т.д.
К: - Есть ли среди этих слов изменение одного и того же слова?
У: - Малыш и малыши - это изменения одного и того же слова
К: - А слова друг и дружба?
У: - Это разные слова. А я думаю, что это изменение одного и того же слова.
- Изменение это когда изменяют по числу: один друг, много друзей или есть друг, нет друга.
Есть дружба, нет дружбы.
К: - Правильно. Это разные слова. Друг - это человек, который с кем-то дружит, а дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
7. Итог урока
К: - Наш урок подошёл к концу, оцените по шкале вашу работу.
Спасибо вам за приглашение, за хорошее объяснение. Теперь я тоже знаю сильные и слабые позиции звуков. В знак благодарности примите от меня маленькие сувениры.