Нестандартный урок русского языка по теме: "Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- отрабатывать письмо с пропуском орфограмм слабых позиций;

- формировать коллективный диалог при фронтальной работе;

- учить излагать свои мысли правильно и грамотно;

Этап акта учебной деятельности: этап решения частных задач

Тип урока: конкретизация понятия.

Результат: умение использовать обобщённый способ действия при решении частных задач.

Ход урока

1. Оргмомент

Учащиеся здороваются с гостями, которые пришли на урок и садятся на свои места.

2. “Пятиминутка” (дети читают каждый свою книгу 5 минут)

3. Первая частная задача. Замена звуковой записи на буквенную с пропусками орфограмм   слабых позиций.

(Входит Карлсон с письмом.)

- Привет, друзья! А вот и я! Что делаете? Читаете. Закрывайте книжки.

Вы меня узнали? Да, я Карлсон.

Целый день хожу по школе, ищу второклассников. В соседнем классе сказали, что это вы.

А это ваше? (Показывает письмо).

[ пр’ив’эт карлсан]!

[ ты был ф гас’т’ах у п’ирваклашик ].

[ пр’ихад’и к нам, оч’ин’ прос’им]!

[фтараклашк’и].

У: - Да, наше!

К: - Запись какая-то странная…

У: - Это транскрипция

К: - А что такое транскрипция?

У: - Это звуковая запись

К: - А вы что не умеете писать буквами?

У: - Умеем!

К: - Ну так запишите, только расскажите, как вы это будете делать.

У: - Сначала мы поставим ударение, затем определим позиции звуков.

К: - А для чего вы определяете позиции звуков?

У: - Чтобы на месте слабых позиций сделать пропуск.

К: - Расскажите подробнее о слабых позициях, а то я что-то ничего не понимаю.

У: - В слабой позиции могут стоять гласные и согласные звуки. Для гласного слабая позиция, когда на него не падает ударение. Согласные в сильной и слабой позиции могут стоять только парные по звонкости-глухости.

Слабая позиция:

1. Парный по звонкости-глухости стоит в конце слова

2.  Парный по звонкости-глухости стоит перед глухим согласным

3. Парный по звонкости-глухости стоит перед звонким согласным, кроме звуков [в],[в’] и сонорными

К: - Где в вашем письме слабые позиции?

У: - В слове [пр’ив’эт] ударение падает на звук [э], звук [и] стоит в слабой позиции, потому что на него не падает ударение, звук [т] стоит в слабой позиции, потому что он в конце слова.

(Во время объяснения учащиеся выходят к доске ставят ударение и подчёркивают звуки в слабых позиция, так разбирается каждое слово письма).

К: - Теперь я понял про слабые позиции звуков, а зачем вам нужно письмо с пропусками?

У: - Чтобы у нас не было ошибок при письме, мы не знаем какую точно букву надо писать на месте звука, который стоит в слабой позиции.

К: - Ну теперь то вы можете заменить звуковую запись на буквенную?

У: - Да!

К: - Вы запишите, а я пройду посмотрю в ваши тетради, можно?

Только вы тетрадь положите правильно, спинки выпрямите, записывайте аккуратно.

4. Физминутка

К: - Слушайте я вспомнил, как я воров напугал на крыше! (Хохочет)

А вы помните, как мне это удалось?

У: - Да! Ты был привидением!

(Карлсон надевает простынь с прорезанными глазами, читает стихотворение, показывает движения, дети повторяют за ним).

Привидение весёлое, на крыше я живу
И воров проказников быстро проучу.
Напугаю досмерти этих чудаков,
Чтоб не воровали вещи всех жильцов.

5. Вторая частная задача.

Запись с пропуском орфограмм слабых позиций под самодиктовку.

(Карлсон садится на стул и держится за голову).

К: - Ой, что-то у меня голова разболелась. Помогите, срочно напишите мне рецепт!

Надеюсь, вы помните, чем меня надо лечить.

У: - Варенье, конфеты, печенье и т.д.

К: - Правильно, записывайте!

(Дети записывают самостоятельно, затем все вместе проверяют, записывая на доске)

6. Третья частная задача.

Исправление ошибок в данном задании.

(Из-под стола слышится лай собаки)

К: - Кто это там?! (Достаёт щенка, у которого в зубках таблички со словами)

Ты что тут делаешь? Малыш просит проверить задание, которое выполнил сам.

Поможете ему, ребята?

У: - Конечно.

(Дети обсуждают ошибки, затем записывают в тетради без ошибок).

М_л_шы, ко_тачк_, др_ _ , хле_ , д_у_б_ , брава, м_лыш.

У: - В слове малыши орфограмма сильной позиции жи-ши

В слове косточка на месте буквы А должен быть пропуск, потому что это слабая позиция и т.д.

К: - Есть ли среди этих слов изменение одного и того же слова?

У: - Малыш и малыши - это изменения одного и того же слова

К: - А слова друг и дружба?

У: - Это разные слова. А я думаю, что это изменение одного и того же слова.

- Изменение это когда изменяют по числу: один друг, много друзей или есть друг, нет друга.

Есть дружба, нет дружбы.

К: - Правильно. Это разные слова. Друг - это человек, который с кем-то дружит, а дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

7. Итог урока

К: - Наш урок подошёл к концу, оцените по шкале вашу работу.

Спасибо вам за приглашение, за хорошее объяснение. Теперь я тоже знаю сильные и слабые позиции звуков. В знак благодарности примите от меня маленькие сувениры.