I. Организационный момент.
Напомнить ученикам правила поведения на занятии.
- Правило “правой руки”.
- Выслушивание одноклассников.
- Ценить другое мнение.
II. На доске отдельные буквы.
Рисунок 1
- Составьте из этих букв слово.
- Какое слово у вас получилось?
- Правильно, получилось слово “помощь”. Мы сегодня будем говорить о помощи. Как вы это понимаете?
III. “Ожидание”.
Детям даются листочки в виде капелек.
- Напишите на листочках, что вы ждете от занятия, что нового узнаете, о чем будем рассуждать. По мере написания, учитель прикрепляет на большой лист сверху капельки (в виде дождя). Затем учитель зачитывает слова детей.
- Вот пошел дождь. А что вырастет под нашим дождем, вы узнаете позже.
Рисунок 2
IV. Рассказ.
Жили – были две мышки – соседки – Тим и Дим. Однажды налетел ураган и разрушил домик Тима. Опечалился он: теперь ему негде было жить. Увидел Дим, что произошло, и пожалел Тима. “Не печалься, - сказал он , - мы построим тебе новый домик, а пока поживи у меня.” Он отвел Тима к себе домой и напоил горячим чаем. На следующий день Тим и Дим построили новый домик. И с тех пор стали они еще дружнее. Не забывай помогать друг другу в трудную минуту!
- Что такое помощь?
- Зачем нужно стремиться помогать друг другу?
- В чем проявляется помощь?
Детям раздается текст. Они читают его самостоятельно несколько раз.
Помогать людям – значит делать что-то полезное для них. Помогать – значит стараться облегчить людям жизнь. Это значит брать на себя то, что они не в силах сделать сами.
Помогать – не значит угождать людям или делать только то, что от вас хотят.
Настоящая помощь – это когда делаешь людям то, что действительно нужно им, а не просто выполняешь все их прихоти. Тот, кто готов помочь, внимательно относится к нуждам других людей. Он готов сотрудничать с ними. Людям часто бывает нужна помощь – и на работе, и в повседневной жизни. Многие вещи невозможно сделать в одиночку. Если люди не будут приходить друг другу на помощь, они не смогут вместе жить и трудиться.
- Что вы узнали нового? О чем вы не сказали?
V. На доске цитата: “По мере сил своих помогайте человечеству”.
- Прочитайте несколько раз цитату. Что значит “По мере сил”? Что значит “По мере своих сил”?
VI. Разминка - бодрячок “Я могу”.
В центре стоит учитель, ставит руку на пояс (сначала правую, затем левую) и говорит: “Я могу…”. Дети выбирают, что для них подходит, встают рядом ставят на пояс руку и говорят: “Я тоже могу…” Затем ставят на пояс другую руку со словами: “ А еще я могу …”
Так дети находят пару по своим возможностям.
- Посмотрите, как много мы можем сделать все вместе своими силами!
VII. Тест проверочный.
Ответьте на вопросы: да или нет.
Можно ли назвать человека стремящегося помогать, который …
- делает что-то полезное для людей
- делает домашнее задание за кого-то
- думает, что он не в состоянии никому помочь
- дает людям то, что им действительно нужно, а не выполняет их прихоти
- не ждет, когда его попросят о помощи, а сам умеет найти того, кто в ней нуждается
VIII. Ситуация “ Моя помощь”
На столе учитель ставит две коробки. На них надписи: “Улучшение территории школы” и “Одноклассник не сделал домашнее задание”.
Детям выдаются листочки.
- Вы должны обдумать каждую проблему, и выбрать ту, где вы можете помочь. Затем запишите ваше предложение – помощь на листочках и положите в соответствующую коробку.
Дети самостоятельно выполняют задание в течение 10 минут. Учитель зачитывает предложения по каждой проблеме.
- Что интересного и ценного предложили? (С помощью детей учитель обобщает и конкретизирует предложения).
- Сейчас вы предложили свою помощь по решению двух проблем. Это реальная помощь.
IX. Результат.
Детям раздаются листочки в виде разрезанных грибочков (шляпки и ножки).
- Напишите, что вы узнали ценного, чему будете следовать, что вам понравилось?
Учитель прикрепляет листочки с высказываниями на листе в виде грибов. Затем зачитывает высказывания детей.
- Под нашим дождем выросли вот такие грибы. Помощь каждого из вас может дать хорошие плоды. Важно выбрать правильно проблему и рассчитать свои силы. “По мере сил своих помогайте человечеству”.
Рисунок 3
Х. Домашнее задание:
определите кому нужна ваша помощь и как вы можете помочь. Подготовьте отчет о вашей работе.