Роль внеклассной работы в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Английский язык рассматривается в настоящее время как средство познания других народов, стран, социальных систем и групп, средство ознакомления с достижениями национальных культур, как способ осмысления родного языка и родной культуры, коммуникативного развития личности, как учебная база для обучения нормам межкультурного общения в важных сферах жизнедеятельности.

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к его изучению резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными из них являются: недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения.

Обучение иностранному языку в нашей школе включает в себя: классную (урочную) и внеклассную работу. Внеклассная работа представлена и осуществляется клубами английского языка и кружками. Именно во внеклассной работе на фоне отсутствия англоязыковой среды дети имеют практику в применении английского языка, в овладении коммуникативной компетенции, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка, сколько, сколько практическому овладению иностранного языка.

В нашей школе работают два клуба английского языка. “Клуб юных переводчиков” ( для учащихся 5-6 классов) и “Леди и Джентельмены” (для учащихся 7-10 классов). В своей работе мы практикуем не только отдельные заседания каждого клуба, но и совместные заседания. Такие совместные занятия дают возможность осуществить:

- разноуровневое обучение;

- активизировать коммуникативные функции (повысить интерес к предмету);

- разновозрастное обучение;

- развитие личностных качеств и т.д.

Следует отметить и тот факт, что школьники посещают клубные занятия 2- 3 раза в неделю, зачастую не имеют домашних заданий. И в данном случае очень важно применение разнообразных опор, которые одновременно исключали бы возможность языковых ошибок, подсказывали бы языковой материал и давали бы максимум возможности для самовыражения. Например, на совместном заседании клубов по теме “Мир сказок”, дети получили список фраз и конструкций для построения предложений, чтобы принять участие в дискуссии, посвященной сказкам.

I agree with........ Я согласен.
I think so too....... Я тоже так думаю.
In my opinion....... На мой взгляд.
As for me............ Что касается меня.
I disagree with....... Я не согласен с...
I have different opinion.... У меня есть другое мнение.

Fairy-tails teach us to be.... Сказки учат нас.

И еще, говоря о формах и методах клубной работы, следует отметить и то, что работа проводится в сотрудничестве, как учителя и ученика, так и учеников друг с другом. Ибо совместная работа детей как раз и дает хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Ведь недостаточно сформировать группы, дать им соответствующие задания, опоры, предложить тот или иной лексический материал. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Напомню известное изречение мудрецов: “Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться”. Поэтому проблема мотивации самостоятельной деятельности учеников не менее, а может быть, и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Учитель может уделить значительно больше времени и внимания отдельным ученикам, поскольку у всех есть работа и опоры в помощь.

Думается, что сказанное подтверждает большое значение внеклассной работы по языку. Использование различных форм и методов ее организации и безусловно обучение в сотрудничестве позволяет решить указанные в начале статьи проблемы.

В результате систематической и целенаправленной (разумеется, хорошо продуманной и подготовленной) внеклассной работы удается значительно увеличить время устной практики каждого ученика, дать шанс каждому сформировать в своем сознании систему изучаемого языка. Это неплохой фундамент для овладения языком.