Тема: “Закрепление изученных букв”.
Цели:
- учить правильно интонировать предложение, читать слияния и слова с изученными буквами, обогащать словарный запас детей;
- развивать фонематический слух, речь, память учащихся, умение соотносить печатную букву с письменной, совершенствовать умение различать звуки и буквы;
- воспитывать усидчивость, внимание, интерес к языку, чувство товарищества.
Оборудование:
- карточка с названием “Антарктида”, схема слова;
- карточка-рисунок ледокола;
- 6 карточек с буквами: У, М, Н, И, К, И;
- глобус;
- кораблик-сувенир с конфетами на борту;
- бескозырки;
- бинокль;
- индивидуальные наборные полотна с буквами, карточки для чтения;
- индивидуальные зеркальца, раскраски “Любимая азбука и пропись” (издательство “Розовый слон”), “волшебные досочки” (пособия, выполненные каждым родителем для своего ребенка, картон размером 27*21 см, обтянутый самоклеящейся плёнкой, расчерченный с одной стороны на клетки 3*3 см, с другой – две узкие линейки для письма), губки, маркеры на водной основе у учащихся;
- книги: Г. Снегирев “Про пингвинов”, И. Маллвиц “Арктика и Антарктика” из серии “Что есть что” (издательство “Слово/Slovo”);
- игрушка пингвин;
- аудиозапись песни Бориса Емельянова “По ягоды”.
I. Организационный момент.
Учитель: Как живешь ты, первый “А”?
Дети: (показывая движения) Вот так!
У. Утром в школу как идешь?
Д. (показывая движения) Вот так!
У. Дома ночью как ты спишь?
Д. (показывая движения) Вот так!
У. А за партой как сидишь?
Д. (показывая движения) Вот так!
II. Сообщение темы и цели урока.
У. Сегодня мы совершим путешествие к далекой земле, покрытой толстым слоем льда и снега. Называется она Антарктида (карточка с названием). В путешествие отправимся на мощном атомном ледоколе (карточка-рисунок) под названием ... , которое узнаем в конце урока (на доске появляются 6 карточек с буквами обратной стороной).
Антарктида – южный полюс Земного шара. Это место вечного холода, морозов и никогда не тающего льда и снега (показ глобуса детям). На борту у нас много пассажиров (другие учителя, родители, гости), оглянитесь, посмотрите на них, улыбнитесь. Вы, мальчики и девочки, юнги. Я капитан судна. Цель путешествия: учиться читать слова с изученными буквами, развивать свой слух, речь и память, быть дружными и внимательными.
III. Логопедическая зарядка
У. Юнги, внимание! Включить все турбины и механизмы, завести моторы!
Д. Есть, завести моторы!
- Упражнения для язычка:
“иголочка”,
“маятник”, - Разучивание скороговорки: Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
- У. Какие еще скороговорки вы знаете? (Дети четко произносят изученные скороговорки.)
“чистим зубки”,
“горка”.
Дети выполняют упражнения, осуществляя контроль
над правильностью, используя индивидуальные
зеркальца.
И матросы две недели карамель на мели ели. (Трехкратное повторение скороговорки с убыстрением темпа речи. Показ кораблика-сувенира с конфетами на борту.)
Д. У Маши на кармашке маки и ромашки.
Д. Прошка Тимошке крошит крошки в окрошку.
Д. Проворонила ворона воронёнка.
Д. Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Д. У Кондрата куртка коротковата.
Д. Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
Д. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
Д. У зайки Бубы заболели зубы.
Д. Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.
Д. Раз – дрова, два – дрова, три – дрова.
Д. На дворе трава, на траве –дрова. Не руби дрова посреди двора.
Д. За рекой шумел камыш. За стеной шуршала мышь.
Д. Аист с аистятами на ясени сидит.
Д. У Тамары – тараторки 33 скороговорки. Самая простая, знаете какая?
Вышел кот из ворот. Кот рябой, хвост трубой.
А ну попробуй повтори, да не один раз, целых три.
Учитель делает вывод и открывает карточку с буквой “М”.
IV. Развитие речи
1. Учитель дает индивидуальные задания:
“Исключи лишнее” в наборных полотнах:
1-ый ученик: А, О, У, и, С, Т ( строчная буква среди заглавных);
2-ой ученик: И, О, А, У, К ( согласная буква среди гласных).
Прочитать карточки:
3-ий ученик: Кто, угадай – ка, седая хозяйка?
Тряхнёт перинки, над миром пушинки?
4-ый ученик: Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила.
2. У. Я знаю, что в свободное от вахты время вы можете рассказать удивительные истории. Послушаем ваши рассказы по букве “С” по раскраскам “Любимая азбука и пропись” (издательство “Розовый слон”). На капитанский мостик приглашаются ……… (на головы детей учитель надевает бескозырки).
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Учитель делает вывод и открывает карточку с буквой “И”.
3. Физминутка. Эти 10 пальцев-братцев
Нам нужны, чтоб умываться, (сжимают и
разжимают пальцы)
Чтоб лепить из пластилина
И пингвина, и дельфина, (разминка для пальцев)
Строить в парке космодром,
Дом, в котором мы живем. (показ высотности здания)
Солнце, тучки рисовать (рисование в воздухе)
И слова в тетрадь писать (письмо в воздухе)
4. Проверка индивидуальных заданий, анализ выполнения работ.
5. Чтение всем классом слияний НА, НО, НУ, НИ, НЫ, СА, СО, СУ, СИ, СЫ и договаривание их до слов.
Д. Насос, ножи, нос, носок, нутрия, нитки, сани, сапог, сосны, соска, сок, сук, сила, силач, сын, сыч, сыр, солома.
6. У. Назовите все изученные буквы.
Д. А, О, У, ы, И, Э, Н, С, К, Т.
У. На какие две группы их можно разделить?
Д. Гласные и согласные, заглавные и строчные, письменные и печатные.
У. Какие звуки обозначают буквы А, О, Н, С?
Д. Буква А обозначает звук [а]. Буква О обозначает звуки [а] и [о]. Буква Н обозначает звуки [н] и [н’]. Буква С обозначает звуки [с] и [с’].
У. Какую особенность имеет буква “Ы”?
Д. Не имеет заглавной буквы.
У. Какую особенность имеет буква “И”?
Д. Из изученных гласных единственная буква, которая обозначает мягкость предыдущего согласного звука.
У. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Учитель открывает карточку с буквой “К”.
V. Письмо изученных букв
Учитель смотрит в бинокль.
У. Отплыли уже далеко-далеко. Пошлем сообщение в родную школу. Положите перед собой индивидуальные “волшебные досочки”, возьмите маркеры. Я показываю печатную строчную букву, вы пишите в верхней строке строчную письменную, в нижней – заглавную.
Учитель показывает буквы: о, и, э, у, а.
У. Лучшие связисты, на капитанский мостик! (анализ детских письменных работ)
У. У директора нашей школы на экране появилась расшифровка:
ответственные
инициативные
энергичные
уверенные
активные
Мы в пути!
Учитель анализирует работы и открывает карточку с буквой “И”.
VI. Физминутка
(проводится под аудиозапись песни “По ягоды”)У. Совсем стало холодно. Вспомним о прошедшем лете. ( Дети выполняют танцевальные движения, “греются”)
VII. Это интересно
У. Вперевалочку со льдины в гости к нам идут пингвины. (Показ игрушки пингвин, составление схемы слова)
Что вы знаете об этих птицах?
Д. (подготовленное сообщение) Пингвины – это птицы особенные. Они не умеют летать, зато отлично плавают. Крыльями пользуются как ластами. Пищу добывают в воде. Эти птицы живут большими группами из взрослых птиц и маленьких птенцов.
У. Самые крупные – императорские пингвины – достигают высоты 1 м 20 см (сравнение с ростом детей в классе). Много нового вы узнаете, если прочитаете интересные книги: Г. Снегирев “Про пингвинов”, И. Маллвиц “Арктика и Антарктика” из серии “Что есть что” издательство “Слово/Slovo”. (Показ книг.)
VIII. Интонирование
У. Наш главный герой Слоненок из раскраски решил узнать, что такое снег, зима и познакомиться с пингвинами.
Чтение детьми предложений с разной интонацией:
У СЛОНА САНИ.
У СЛОНА САНИ?
У СЛОНА САНИ!
Учитель делает вывод и открывает карточку с буквой “Н”.
IX. Чтение текста и словарная работа
На доске: Слон на санках с горки мчится, торопись скорей уйти!
Сторонись и зверь, и птица, а нето сметёт с пути!
У. Объясните значение слова “сторонись”.
Д. Отходи в сторону, освободи место для прохода, проезда.
У. Объясните значение слова “сметёт”.
Д. Сбросит, снесёт.
Учитель делает вывод и открывает карточку с буквой “У”.
X. Итог урока
У. Как называется наш ледокол?
Д. “Умники”.
У. Что нового вы узнали в путешествии?
С какими знаниями вы уйдете из класса?
(Выслушиваются ответы детей)
У. Я, капитан, благодарю вас за службу. Спасибо. Урок окончен.