Психологическое сопровождение профильного обучения в Межшкольном учебно-производственном комбинате

Разделы: Школьная психологическая служба


Есть два способа выбирать профессию. Один - метод “проб и ошибок”, когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий - десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку - и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.

Правильный выбор профессии - профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по проблеме профессионального самоопределения, так как зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, мнение друзей и родителей, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствии и он сам, и его родители.

Рассматривая эту проблему, хотелось бы поделиться своими достижениями.

Психологическая служба в Межшкольном учебно-производственном комбинате образовалось в 2001 году.

Межшкольный УПК как один из важнейших социальных институтов должен оказывать учащимся помощь в профессиональном самоопределении и к адаптации к новым производственным отношениям за счет создание условий для личностного роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира профессионального труда.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающие получение знаний о себе (“образ – Я”) и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Эти компоненты являются основными элементами психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения и выбора как профиля обучения в 10-11 классе, так и выбора профессии по окончанию школы.

Цель психологической службы связана с перспективным направлением её деятельности. Причем эта цель реализуется только тогда, когда достигается стыковка начальной и конечной цели.

Начальная цель психолога построена на взаимодействии с учащимися – это определение его интересов, склонностей и способностей, выявление индивидуальных особенностей и их развития, как основы поиска оптимальных для учащегося способов ознакомления и обучения с данной профессией.

Конечная цель взаимодействие с педагогом в форме “сотрудничества” для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии.

Задачи психолога :

  • консультационная и информационная поддержка учебно-воспитательного процесса;
  • повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог – ученик”;
  • создание условий для оказания психологической помощи учащихся в решении проблем профессионального самоопределения.

Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога:

  • Психодиагностика
  • Психоконсультирование
  • Психопросвещение
  • Коррекционно-развивающая работа

Психологическое сопровождение учащихся построено на основе модели “Профессиональное самоопределение”, которая реализуется через основные направления работы школьного психолога и предполагает:

  • определение индивидуальных особенностей личности;
  • определение путей взаимодействия между психологом и учащимися с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении;
  • психологическая диагностика при формировании профильных групп (классов)

Психодиагностичекое направление :

Психодиагностическое направление имеет цель информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Психодиагностические данные необходимы:

  • для составления социально-психологического портрета (учащегося);
  • для определения путей и форм оказания помощи учащемся, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • для выбора средств и форм психологического и педагогического сопровождения учащихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Психодиагностика и её данные не могут становиться самоцелью психологического сопровождения, так как каждая форма психодиагностики направлена на решение своих задач сопровождения, обладает своей “разрешающей” способностью. Вместе с тем они органично взаимосвязаны друг с другом и в реальной практике применяются в определенной системе, последовательности.

Формы психологического сопровождения:

  • диагностический минимум – носит дифференциальный характер психодиагностики, который позволяет условно разделить или объединить обследованную группу на подгруппы – “психологически благополучных” и “психологически неблагополучных” т.е. респондентов имеющих определенные “затруднения” или “проблемы”. Диагностический минимум основан, на получение первичной информации и последовательности дальнейшего психологического сопровождения.
  • профориентационная диагностика направлена на выявление интересов, склонностей и способностей, учащихся к той или иной сфере профессиональной деятельности и выбора профессии. Профориетационные диагностические методики помогают понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей, но не дают основание строить “профессиональный прогноз”. Следовательно, выявляемые качества в профдиагностики, не предопределяют будущей профессиональной успешности, а служат критерием профессионального отбора.
  • развивающая диагностика носит обучающий характер, она помогает респонденту лучше узнать себя, свои возможности, активизировать стремление к работе над собой, к самовоспитанию и самосовершенствованию. Данная диагностика позволяет осуществлять контроль за развитием требуемых качеств, а также проведения коррекции или тренинга.
  • оперативная диагностика позволяет понять, определить, подтвердить необходимые сведения о респонденте или группы респондентов в решении вопроса учебно-воспитательного процесса.
  • углубленная диагностика. Данная форма психодиагностики используется либо по результатам ранней психодиагностики, либо по запросу. Такая диагностическая деятельность носит индивидуальный или групповой характер. Для успешного проведения углубленной диагностики обязательным является выдвижение гипотезы. Углубленная диагностика включается в исследовательскую или экспериментальную работу, так как позволяет более глубоко рассмотреть “проблему”.
  • вступительная диагностика в основном используется при работе с учащимися 9-х классов школ города, так как она является промежуточной ступенью между профессиональным выбором и профессиональным отбором. Результаты вступительной диагностики используются при комплектовании (формировании) групп учащихся для осуществления профессиональных проб в Межшкольном учебно-производственном комбинате. Выбор диагностических методик, которые выявляют профессиональную готовность в той или иной профессиональной деятельности - очень тяжел. Так как существуют самые различные методики, например, тесты для выявления интересов, склонностей, предпочитаемых форм деятельности, тесты для установления принадлежности человека к тому или иному психологическому типу или типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определённых способностей памяти, мышления, внимания, восприятия человека, для выявления одарённости.

Вступительная диагностика состоит из апробированных модификационных методик:

  • Е.А.Климова “Дифференциально – диагностический опросник”
  • А.Е. Голомштока “Карта интереса”

Результаты данной диагностики анализируются по каждой школе отдельно, так как данный анализ позволяет построить психологический прогноз успешности обучения и ознакомления с профессией. Сравнительный анализ результатов вступительной диагностики позволяет сгруппировать школы по ярко выраженным интересам и склонностям к сферам профессиональной деятельности.

Результаты вступительной диагностики СШ № …

“Карта интереса” (по А.Е. Голомштока)

Цель: изучение познавательного интереса .

Анализ результатов:

ярко выраженный интерес или высокий

Механика и конструирование - 21% Сфера обслуживания – 21 %

средний интерес

Сфера обслуживания – 62% География – 52% Спорт и военное дело – 50%

Механика и конструирование – 40% Биология – 38% Медицина – 40%

Радиотехника и электроника – 38%

низкий интерес

Физика и математика – 59% Филология – 55% История и политика – 53%

Педагогика – 40% Химия – 36%

интерес не выражен

Искусство - 50% История и политика – 33% Педагогика – 34% Химия - 22%

Результат диагностики позволил выявить уровень профессионального интереса учащегося, так как профессиональный интерес у подростков формируется на основе имеющихся интересов и тесно взаимосвязанных друг с другом, которые позволяют построить прогноз успешности обучения в одной из профессиональной сферы деятельности. По результатом выявленного познавательного интереса попытаемся определить или сделать прогноз профессиональной деятельности.

Построение прогноза успешности к профессиональным сферам деятельности:

ярко выраженный интерес или высокий

Сфера “Человек - техника” -50% Сфера “Человек– человек” 50%

средний интерес

Сфера “Человек – человек” - 50% Сфера “Человек - техника” - 25%

Сфера “Человек - природа” - 25%

низкий интерес

Сфера “Человек – человек” - 50% Сфера “Человек - техника” - 15%

Сфера “Человек -знаковая система” - 35%

интерес не выражен

Сфера “Человек – природа” - 15% Сфера “Человек – человек” - 50%

Сфера “Человек – художественный образ” -35%

  • большинство учащихся имеют смешанный познавательный интерес, если его соотносить по сферам профессиональной деятельности;
  • более четко прослеживается яркий интерес к сфере “Человек - техника”, эти данные можно обосновать так, что большинство учащихся по данной школе мальчики;
  • не четко прослеживается интерес к сферам “Человек-природа” и “Человек - художественный”;
  • сфера “Человек - человек”, “Человек - знаковая система” имеет среднюю позицию, то есть познавательные интересы учащихся зависят от мотива выбора профессии.

Подтверждение данного прогноза можно увидеть через результаты “Дифференциально-диагностического опросника” (по Е.А. Климову)

Цель : изучение самооценки склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональной направленности личности.

Анализ результатов:

Сферы профессиональной деятельности

“Человек - природа” - 10% “Человек – техника ” - 31% “Человек - человек” - 14%

“Человек – знаковая система” - 14% “Человек – художественный образ” - 5%

Смешанный тип – 29%

На основе результатов двух методик учащимся предлагаются следующие профили обучения в 10 классе: токарь – станочник, автослесарь, радиотехник парикмахер-визажист, повар-официант, педагог-организатор, секретарь - референт, оператор ЭВМ. При определении профессий для данной школы использовались смежные профессии, которые включают в себя несколько сфер профессиональной деятельности, так как в данной школе 29% учащихся имеют смешанный тип склонностей к профессиональной деятельности. Во время комплектования групп учащимся из предложенных профессий предлагается выбрать четыре профессии, по которым учащийся желает обучаться или ознакомиться. Выбранные профессии учащемуся предлагают проаранжировать по трем ступеням: профессия очень-очень нравиться или я хочу ознакомиться очень-очень; профессия очень нравиться или я хочу ознакомиться очень; профессия нравиться или я хочу просто ознакомиться с данной профессией. Данные ступени позволяют выявить интерес учащегося к той или иной профессии, а также осуществлять профильное обучение по желанию и интересу ученика.

Результаты комплектования групп (общий результат по дню): можно увидеть, что 60% учащихся осуществляют профильную подготовку по первой ступени; 14% - по второй ступени; 10% -по третей ступени. Из результатов 7% учащихся перешли в другую группу, так как реально оценили свои возможности, склонности и интересы по данной профессии; 4 % учащихся выбрали профиль обучения по индивидуальной беседе, то есть данные учащиеся не присутствовали на комплектовании и не могли проранжировать представленные профессии по своим интересам; 5% учащихся обучаются “не пожеланию”, эта те учащиеся которые выбрали профессию неосознанно, не знали специфики данной профессии или выбрали профессию за компанию с другом, с данными учениками проводится индивидуальная работа.

Психоконсультационное сопровождение:

Психоконсультирование – эта одна из форм практической деятельности психолога. Учитывая специфику учебного заведения, сопровождение решает следующие задачи:

  • оказание помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
  • обучение старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
  • оказание помощи педагогу через форму “сотрудничества” в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога.

Психоконсультирование учащихся может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми. Психоконсультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Однако необходимо учесть, практика показывает, что психоконсультирование может быть плановым по результатам психодиагностики. Цель планового психоконсультирования: оказание помощи в самораскрытии и самоанализе индивидуальных особенностей. Данная деятельность может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Тематика психоконсультирования:

Тема: Склонности и интересы в профессиональном выборе (“хочу”).

Содержание. Понятие о интересе –“хочу знать” , склонности “хочу делать”. Значение интересов и склонностей в профессиональной деятельности.

Диагностическая работа. Карта интересов.

Развивающая работа. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующий профессиональной сферы.

Тема: Что Я знаю о мире профессий? Классификация профессий.

Содержание. Что такое профессия? Классификация профессий по профессиональным сферам деятельности.

Развивающая работа. Игра “Аукцион” (работа в группах).

Тема: Мои личные и профессиональные планы.

Содержание. Понятие личный профессиональный план как образ, мысленного представления будущего.

Развивающая работа. Схема построения профессионального будущего.

Основной цель психонсультирования учащихся является выявление сформированности профессионального плана. Главным критерием сформированности профессионального плана является - не чья либо внешняя оценка готовности к выбору профессии, а состояние удовлетворенности оптанта сделанным выборам, при условии, что обстоятельства этого выбора им достаточно хорошо осознаны.

Критерии сформированного профессионального плана:

  1. Профессиональный план отсутствует, склонности не выражены.
  2. Профессиональный план отсутствует, но склонности выражены.
  3. Профессиональный план сформирован при отсутствии склонностей.
  4. Профессиональный план рассогласован со склонностями.
  5. Профессиональный план согласован со склонностями.

Психопросветительское сопровождение:

Одно из наиболее безопасных видов психологической работы. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, в этой ситуации получения информация может изменять представление и мнение человека или предполагает изменение их, а также может быть отвергнута или забыта.

Психологическое просвещение учащихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, по-прежнему остро, на мой взгляд, стоит вопрос о его эффективности. Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии. Так как для данного возраста, выбор будущей профессии, ответ на вопрос “Кем быть ?” становиться очень актуальным.

Для того, чтобы передаваемые учащимися знания могли активно включаться в процесс личностного развития, выступать своего рода катализатором внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению тех или иных заданий и навыков к существующей актуальной проблеме. Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы учащихся.

При выборе формы организации необходимо непосредственное участие школьников в самом процессе получении информации. Поэтому большая роль в профпросвещении отводиться профинформированному лекторию. Профинформационный лекторий помогает учащимся увидеть особенности мира профессий. Главная задача которого не сводиться только к ознакомлению учащихся с миром профессий, а состоит в том, чтобы развивать и углублять полученные знания.

Тематика:

Тема: Внутренний мир человека и возможности его познания.

Содержание. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

Методы изучения личности в оказании помощи в профессиональном самоопределении.

Практическая работа. Составление “дерева” психологических качеств личности.

Тема: Какие бывают профессии.

Содержание. Можно ли познать мир профессий? Научные способы квалификации профессий. Квалификация профессий за рубежом.

Рефлексия лектория:

  • Я это знал, но мне было интересно – 11%
  • Беседа была полезна для меня – 36%
  • Беседа была интересна ,и я в ней принял активное участие 30%
  • Мне на беседе было достаточно комфортно – 23%
  • Пользы от беседы я получил мало – 0%

Коррекционно-развивающая работа осуществляется через специально организованную систему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии.

Основная цель курса “Я выбираю профессию”:

  • актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соответствия в процессе получения первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков.

Задачи курса:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессий.

Результатом коррекционо-развивающей работы является умение сопоставлять свой профессиональный план и индивидуальные особенности, которые необходимы для реализации профессионального плана.

Рефлексия спецкурса:

  • Был полезен для выбора профессии – 27%
  • Я получил много интересной информации полезной о себе – 44%
  • Мне на занятиях было достаточно комфортно-27%
  • Пользы получил мало – 2%

Рекомендуемая литература :

  • Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова “Психология для старшеклассников”, М - 2002г
  • Махаева О.А., Григорьева Е.Е. “Я выбираю профессию”, М - 2000г
  • Захаров Н.Н. “Профориентация школьников”, М – 1989 г.
  • Калугин Н.И. “ Профессиональная ориентация учащихся”,М -1990 г.
  • Овчарова Р.В. “Справочная книга школьного психолога”, М – 1995 г.
  • Резяпкина Т.В. “Я и моя профессия” (выписка из газеты “Школьный психолог”-1998 г.)
  • под редакцией И.В. Дубровиной “Рабочая книга школьного психолога”, М -1994 г.
  • под редакцией Чистяковой Р.С. “Технология профессионального успеха”, М -2001 г
  • под редакцией Чистяковой Р.С. “Твоя профессиональная карьера”, М – 2000 г.
  • под редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. “Психология” (словарь).