Цели урока: Ознакомить с сырьем, процессом изготовления и свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей.
Задачи: Научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, сформировать положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим на организм человека отрицательных влияний.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Методы и формы: Закрепление пройденного, объяснение теоретических сведений, практическая работа.
На уроке необходимы: Коллекции волокон и тканей, образцы тканей, лупы, схемы (виды волокон, первичная обработка хлопка и льна).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее пройденного.
Учитель: На прошедшем уроке мы проходили строение ткани. Назовите признаки определения нити основы (долевой) и нити утка (поперечной).
Ученики: Называют 5 признаков определения (по кромке, степени растяжения, по звуку, по толщине и гладкости).
Учитель: Для чего нам необходимо это знать?
Ученики: Для правильного раскроя деталей изделия, иначе оно будет деформироваться.
3. Объявление темы урока.
Учитель: Раздел “Материаловедение” изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки и фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, способы изготоления, правила эксплуатации и ухода.
Тканью человек пользовался с древнейших времен. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.
4. Виды волокон и их краткая характеристика.
Учитель: Из чего состоит ткань?
Ученики: Составляют последовательность - ТКАНЬ – НИТКИ – ПРЯЖА – ВОЛОКНА.
Учитель: В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. Если натуральные волокна создала сама природа, то процесс формирования химических волокон осуществляется в специальных машинах при помощи множества химических веществ. (Рассказ по таблице о видах волокон и их краткая характеристика).
Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде. Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из искусственных и синтетических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге (когда мы потеем), электризуется и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции у особенно чувствительных людей, то вывод напрашивается один. Какую одежду предпочтительно выбирать?
Ученики: Высказывают свое мнение.
Учитель: Одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей предохраняет наш организм от многих невзгод: в непогоду согревает (хлопок), в жару охлаждает (лен), а еще служит диэлектриком, то есть гасит накопившуюся электризуемость одежды.
5. Натуральные ткани растительного происхождения.
Учитель: Мы сегодня изучаем натуральные ткани растительного происхождения.
Как они называются?
Ученики: Называют – хлопчатобумажные и льняные.
Учитель:
1) Хлопчатобумажные ткани изготавливают из волокон покрывающих поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых южных странах (показывается коллекция хлопка, таблица – первичная обработка хлопка).
2) Льняные ткани изготавливают из льна – однолетнее травянистое растение (показывается коллекция льна, таблица – первичная обработка льна).
6. Практическая работа.
Определение хлопчатобумажной и льняной ткани.
Учитель: Объясняет порядок выполнения практической работы, раздает образцы тканей:
1. рассмотрите образцы тканей;
2. сравните их между собой по внешнему виду и на ощупь;
3. начертите в рабочей тетради таблицу;
Вид ткани |
Отличительные признаки: |
|||
---|---|---|---|---|
По внешнему виду |
На ощупь |
Толщина нитей |
||
Льняная | ||||
Хлопчатобумажная |
4. запишите в таблицу отличительные признаки тканей (гладкая, шероховатая; жесткая , мягкая; толстые, тонкие).
Ученики: Выполняют практическую работу.
7. Оформление в тетради коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей.
Ученики: Вклеивают образцы тканей в тетрадь и подписывают название ткани.
8. Подведение итогов урока.
Учитель: Подводит итоги урока. Ставится оценка за работу на уроке: оценивается правильность выполнения практической работы, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы.
9. Домашнее задание.
Пополнить коллекцию тканей.