Программное содержание.
- Закрепить понятие “Солнечная система”, уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к солнцу.
- Закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земля.
- Учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта, извлекать нужные сведения из имеющихся данных.
- Совершенствовать умение зрительно ориентироваться на плоскости, соотносить предметы по форме, складывая целое из частей.
- Развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей, умение отражать свои представления о фантастических инопланетных существах в творческих работах.
- Воспитывать в детях чувство сопереживания, желания помочь, развивать чувство эмпатии.
Предварительная работа.
- Чтение книг и рассматривание иллюстраций о Космосе и Солнечной системе.
- Чтение книг о животном мире разных континентов.
- Выполнение аппликации на тему: “Парад планет”.
Оборудование и материалы:
- настенная полуобъёмная модель Солнечной системы;
- 10 пластилиновых шариков;
- лабиринт “Долетели до планеты”;
- картонная модель Меркурия с кратерами - прорезями, наклеенная на оргстекло;
- камешек, форма которого соответствует одному из кратеров;
- обручи по количеству детей;
- бутылка с запиской;
- арта полушарий;
- картонная модель Африки с нанесёнными климатическими зонами;
- картонный круг (планета), разрезанный на 9 частей;
- необходимое оборудование для лепки из пластилина.
Ход занятия.
Дети входят в группу, воспитатель говорит им:
- Ребята, посмотрите, что я нашла вчера! (показывает камешек) Это упало с неба. Как вы думаете, что это за камешек? (ответы детей).
- А я думаю, что это обломок планеты Солис. Я слышала историю, что далеко-далеко во Вселенной была такая планета. На ней жили разумные существа. Внешне они не были похожи на нас, но думали и чувствовали, как мы. У них была своя планета, свой дом, и они там были счастливы. Но случилась катастрофа, Солис столкнулся с огромным метеоритом.
- Вы знаете, что такое метеорит?
- Что бывает, если метеорит упадёт на поверхность планеты?
- И вот Солис разлетелась на куски. Но не все существа погибли. Некоторые выжили. Они несутся на обломках своей планеты в бескрайнем Космосе.
- Представьте, что они сейчас чувствуют? Что ощущали бы вы, если бы оказались на их месте? От страха наши инопланетяне съёжились и приняли форму шара. Теперь они выглядят, как шарики. Наконец, обломки Солис попали в пределы нашей Солнечной системы и упали кто куда: на Юпитер, Сатурн и т.д. Недавно нашими учёными были получены и расшифрованы сигналы из Космоса. Кто-то неизвестный просил о помощи. Я думаю, что они от этих существ с планеты Солис. Хотите оказать им помощь, ребята? Тогда давайте почитаем расшифрованные сигналы.
Воспитатель по очереди зачитывает сообщения. Дети должны отгадать, о какой планете идёт речь и где искать инопланетянина (см. приложение № 1). После того как все планеты, кроме Земли, будут осмотрены и шарики найдены, воспитатель говорит:
- Ну, что же, теперь летим назад, на Землю!
Физминутка. (см. Приложение № 2).
(Пролетая над океанским побережьем, находим бутылку с запиской)
-Ребята, что это за бутылка? Ее, наверное, волной прибило к берегу.
-Давайте прочитаем записку. Читает:
“ТОМУ, КТО НАЙДЁТ НАШЕ ПОСЛАНИЕ! МЫ, СУЩЕСТВА С ДРУГОЙ ПЛАНЕТЫ, ОКАЗАЛИСЬ НА ОГРОМНОМ КУСКЕ СУШИ, СО ВСЕХ СТОРОН ОКРУЖЁННОЙ ЖИДКОСТЬЮ”.
-Что это? Оказывается, и на Земле есть существа с Солис! Давайте подумаем, о чём здесь идёт речь, о материке или об острове? Что это за жидкость? Можем мы сказать, на каком из материков находятся наши существа? (нет). Давайте прочтём дальше:
“ЗДЕСЬ ЖИВУТ ДИКОВИННЫЕ СУЩЕСТВА:
- ОДНО ОГРОМНОЕ, С БОЛЬШИМИ УШАМИ И ДЛИННЫМ, КАК ШЛАНГ, НОСОМ. (Слон).
-ДРУГОЕ ПОХОЖЕ НА ВЕРЁВКУ И ПОЛЗАЕТ ПО ЗЕМЛЕ. ( Змея).
-ТРЕТЬЕ – ВЫСОКОЕ, С ДЛИННОЙ ШЕЕЙ, КОПЫТАМИ И ПЯТНИСТОЙ ШКУРОЙ. ( Жираф}.
-ОБИТАЕТ ЗДЕСЬ И ЖИВОТНОЕ, КОТОРОЕ ЛОВИТ НАСЕКОМЫХ ДЛИННЫМ ЛИПКИМ ЯЗЫКОМ И МЕНЯЕТ СВОЙ ЦВЕТ. (Хамелеон).
-СО ВСЕХ СТОРОН НАС ОКРУЖАЕТ ГУСТОЙ ЛЕС, ОЧЕНЬ ЖАРКИЙ И ВЛАЖНЫЙ. ПОМОГИТЕ НАМ, КТО МОЖЕТ”.
-Можем ли мы теперь сказать, на каком материке находятся эти инопланетяне? Почему? Сможем ли мы разыскать их в Африке? (Нет, Африка слишком большая).
(Воспитатель демонстрирует карту Африки с нанесенными климатическими зонами. По цвету дети определяют зону леса. Воспитатель обращает внимание детей, что там есть и река, куда бросили бутылку).
На карте полушарий дети находят в нужном месте ешё два шарика.
-Молодцы, ребята! Отыскали всех инопланетян. А теперь подойдите к столам. (Дети садятся за столы для лепки).
-Мы нашли существа с Солис. А теперь пришла пора с ними познакомиться, узнать, как они выглядят. (Детям предлагается слепить их из пластилина).
(После лепки детям раздаётся по 1 осколку планеты Солис, куда каждый сажает своего инопланетянина).
В заключение занятия воспитатель предлагает “построить” заново Солис, собрав все осколки воедино.
Приложение № 1.
Я оказался на планете, сплошь затянутой облаками. Здесь настолько жарко, что я пеку пироги за две секунды. (Венера)
Планета, на которой я оказался, самая маленькая во всей солнечной системе и расположена ближе всех к солнцу. (Меркурий)
Я оказался на планете, которая выглядела красной, когда я к ней подлетал. Когда я стал на ней жить, то часто обнаруживал на поверхности планеты углубления, похожие на пересохшие каналы. (Марс)
Когда я подлетал к этой планете, то заметил кольца, которые окружают ее. (Сатурн)
Задание: Прыжки через обручи (кольца) или вращение обруча вокруг талии.
Я оказался на самой большой из планет солнечной системы. Она состоит из жидкости и газа. (Юпитер)
Я оказался на восьмой, считая от солнца, планете. (Нептун)
Мне не повезло, я очутился на самой удаленной от солнца и самой холодной планете. (Плутон)
Задание: Лабиринт “Долетели до планеты”
На какой планете, кроме Земли, мы еще не были? (На Уране) (Дети находят существо на Уране)
Приложение № 2
“Заводим мотор”. Дети вращают перед собой руками.
“Летим на ракете”. Руки над головой, бег по кругу со сменой направлений.
“Пересели на самолет”. Бег, руки в стороны.
“Вертолет”. Дети кружатся на месте, расставив руки в стороны.
“Приземление”. Дети приседают.