Урок природоведения по теме: "Материки Земли". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Цели урока:

  1. Сформировать первичное представление о материках Земли и их крупнейших географических объектах.
  2. Формировать умение работать с картой полушарий атласа и контурными картами, учебником, демонстрационными материалами, умение выделять главное.
  3. Воспитывать аккуратность, внимание, умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

  1. карта полушарий,
  2. видеофильм “Гималаи”,
  3. контурные карты,
  4. зонт,
  5. валенки,
  6. самолет,
  7. вода,
  8. панамка,
  9. проектор для демонстрации презентации,
  10. компьютер,
  11. экран,
  12. таблицы для каждого.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

  • На какой планете мы живем? /На экране демонстрируется изображение планеты Земля/.
  • Посмотрите внимательно на этот слайд и отгадайте загадку: Большой, огромный, со всех сторон водой окруженный. /Материк/.
  • Это материк. Итак, тема сегодняшнего урока: Материки Земли./ На экране появляется тема урока/.
  • А сколько материков на Земле? /Демонстрируется следующий слайд, но материки без названий/.
  • А какие материки вам известны? /После того как дети перечислят известные им материки, на этом слайде появляются названия всех материков/.
  • А на какой материк вы бы взяли следующие предметы: зонт, валенки, самолет, вода, панамка?

На доске появляются ответы учащихся в таблице. Принимаются все ответы, даже неправильные, и записываются в таблицу.

Начало урока                                                                     Конец урока

1. Зонт -

2. Валенки -

3. Самолет -

4. Вода -

5. Панамка -

3. Постановка целей урока.

Далее учитель спрашивает:

  • Ребята, а вы уверены, что вы все эти предметы взяли правильно на те материки, где они Вам пригодятся? /Дети не совсем уверены в правильности своих ответов/.
  • Значит, какая цель стоит сегодня перед нами? /Познакомиться с особенностями материков, и на экране появляется слайд с 1 целью урока/.
  • А чтобы достичь этих целей нам что на уроке понадобиться, с чем мы должны научится работать? /ответы детей + на экране появляется следующая цель урока/.
  • А чтобы все это у нас получилось какими мы должны быть на уроке? / ответы детей + на экране появляется следующая цель урока/.

4. Изучение нового материала.

Итак, мы с вами проживаем на материке под названием Земля, поверхность Земли состоит из водного пространства и суши. Огромные по своим размерам участки суши мы будем называть материками. А начнем мы с вами сегодняшнее путешествие с самого большого материка. Назовите его.

Верно, это Евразия/ на экране появляется материк Евразия/. Часть территории Евразии занимает наше государство Российская Федерация. Очень разнообразен рельеф Евразии. Здесь представлены самые высокие горы Земли – Гималаи/появляется слайд с Гималаями/. И самая высокая вершина Гималайских гор – Эверест, высотой 8848 метров. А как же они образовались? /демонстрируется фильм, где рассказывается об образовании Гималайских гор/. Евразия очень богата водными объектами. Самая длинная река Евразии – Янцзы/слайд Янцзы/ и имеется очень уникальное озеро Земли. Какое и почему? /Демонстрируется фильм о Байкале, вставленный в презентацию/. Ребята отвечают на вопрос.

Далее для закрепления полученных знаний идет заполнение таблицы по Евразии , которая выдана каждому учащемуся.

Материк Горы Реки Озера Пустыни Главные особенности
Евразия Гималаи

Эверест

Янцзы Байкал + Самый большой
           
           
           
           
           

С территории Евразии мы через Средиземное море на паруснике отправляемся в Африку – второй по величине материк/слайд с Африкой/. А вашим путеводителем по Африке будет Ваш учебник природоведения /открываем учебники и знакомимся с Африкой, громко читаем текст и вместе заполняем таблицу. Далее просматриваем слайды по объектам, которые появились в таблице/.

С территории Африки мы на трех транспортных средствах отправляемся на три разных материка: 1 ряд на вертолете в Северную Америку, 2 ряд на подводной лодке – В Южную Америку, 3 ряд – на воздушном шаре в Австралию. /Идет самостоятельная работа детей в парах. Далее проверяем работу трех экспедиций, которые делятся своими материалами с другими экспедициями. Заполняем таблицу по каждому материку. Просматриваем слайды по главным географическим объектам материков. Во время изучения Южной Америки, попадаем на карнавал и проводим физминутку под музыку Ламбада/.

Изучение Антарктиды проводим под слайды презентации с комментариями учителя. В результате у учащихся появляется заполненная таблица /учитель заполняет таблицу на магнитной доске, прикрепляя соответствующие названия/.

Материк Горы Реки Озера Пустыни Главные особенности
Евразия Гималаи

Эверест

Янцзы Байкал + Самый большой
Африка Килиманджаро Нил + Сахара Самый жаркий
Северная Америка Кордильеры Миссисипи Великие Американские озера +  
Южная Америка Анды Амазонка + + Самый влажный
Австралия + Муррей Эйр + Самый сухой
Антарктида Под ледником - Под ледником + Самый холодный

5. Итак, мы с вами побывали на всех материках Земли и определили их главные особенности. Назовите их ещё раз/ответы детей/. Почему у меня в таблице некоторые названия подчеркнуты? Что это за объекты? /Ответы детей/.

6. Практическая работа.

Подписать все материки Земли на контурной карте/ А на следующем уроке подписываются все остальные объекты/.

7. Возвращаемся к таблице, которую составили на доске в начале урока.

Начало урока                                                          Конец урока

1. Зонт - ?                                                        Южная Америка

2. Валенки - ?                                                        Антарктида

3. Самолет - ?                                                        Евразия

4. Вода - ?                                                        Австралия

5. Панамка - ?                                                        Африка

И снова определяем, какой предмет на какой материк возьмем, теперь уже исходя из главных особенностей материков. Ребята видят свои ошибки, которые они допустили в начале урока и исправляют их.

8. Возвращаемся к слайду с целями урока. Снова проговариваем их, и ребята анализируют успешность достижения каждой цели.

9. Рефлексия. У каждого учащегося прикреплены по три мордочки. Задача детей выбрать одну из них, согласно их оценке урока.

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, Я УЗНАЛ МНОГО НОВОГО, Я ВСЕ ПОНЯЛ

 МНЕ БЫЛО НЕИНТЕРЕСНО, СКУЧНО, НИЧЕГО НОВОГО Я НЕ УЗНАЛ.

 У МЕНЯ ПОЯВИЛИСЬ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.

 Одну из выбранных мордочек ребята прикрепляют на доску, давая оценку успешности уроку.

10 . Оценки за урок.

11. Инструктаж по домашнему заданию.