Цели урока:
- Сформировать первичное представление о материках Земли и их крупнейших географических объектах.
- Формировать умение работать с картой полушарий атласа и контурными картами, учебником, демонстрационными материалами, умение выделять главное.
- Воспитывать аккуратность, внимание, умение слушать и слышать друг друга.
Оборудование:
- карта полушарий,
- видеофильм “Гималаи”,
- контурные карты,
- зонт,
- валенки,
- самолет,
- вода,
- панамка,
- проектор для демонстрации презентации,
- компьютер,
- экран,
- таблицы для каждого.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
- На какой планете мы живем? /На экране демонстрируется изображение планеты Земля/.
- Посмотрите внимательно на этот слайд и отгадайте загадку: Большой, огромный, со всех сторон водой окруженный. /Материк/.
- Это материк. Итак, тема сегодняшнего урока: Материки Земли./ На экране появляется тема урока/.
- А сколько материков на Земле? /Демонстрируется следующий слайд, но материки без названий/.
- А какие материки вам известны? /После того как дети перечислят известные им материки, на этом слайде появляются названия всех материков/.
- А на какой материк вы бы взяли следующие предметы: зонт, валенки, самолет, вода, панамка?
На доске появляются ответы учащихся в таблице. Принимаются все ответы, даже неправильные, и записываются в таблицу.
Начало урока Конец урока
1. Зонт -
2. Валенки -
3. Самолет -
4. Вода -
5. Панамка -
3. Постановка целей урока.
Далее учитель спрашивает:
- Ребята, а вы уверены, что вы все эти предметы взяли правильно на те материки, где они Вам пригодятся? /Дети не совсем уверены в правильности своих ответов/.
- Значит, какая цель стоит сегодня перед нами? /Познакомиться с особенностями материков, и на экране появляется слайд с 1 целью урока/.
- А чтобы достичь этих целей нам что на уроке понадобиться, с чем мы должны научится работать? /ответы детей + на экране появляется следующая цель урока/.
- А чтобы все это у нас получилось какими мы должны быть на уроке? / ответы детей + на экране появляется следующая цель урока/.
4. Изучение нового материала.
Итак, мы с вами проживаем на материке под названием Земля, поверхность Земли состоит из водного пространства и суши. Огромные по своим размерам участки суши мы будем называть материками. А начнем мы с вами сегодняшнее путешествие с самого большого материка. Назовите его.
Верно, это Евразия/ на экране появляется материк Евразия/. Часть территории Евразии занимает наше государство Российская Федерация. Очень разнообразен рельеф Евразии. Здесь представлены самые высокие горы Земли – Гималаи/появляется слайд с Гималаями/. И самая высокая вершина Гималайских гор – Эверест, высотой 8848 метров. А как же они образовались? /демонстрируется фильм, где рассказывается об образовании Гималайских гор/. Евразия очень богата водными объектами. Самая длинная река Евразии – Янцзы/слайд Янцзы/ и имеется очень уникальное озеро Земли. Какое и почему? /Демонстрируется фильм о Байкале, вставленный в презентацию/. Ребята отвечают на вопрос.
Далее для закрепления полученных знаний идет заполнение таблицы по Евразии , которая выдана каждому учащемуся.
Материк | Горы | Реки | Озера | Пустыни | Главные особенности |
Евразия | Гималаи Эверест |
Янцзы | Байкал | + | Самый большой |
С территории Евразии мы через Средиземное море на паруснике отправляемся в Африку – второй по величине материк/слайд с Африкой/. А вашим путеводителем по Африке будет Ваш учебник природоведения /открываем учебники и знакомимся с Африкой, громко читаем текст и вместе заполняем таблицу. Далее просматриваем слайды по объектам, которые появились в таблице/.
С территории Африки мы на трех транспортных средствах отправляемся на три разных материка: 1 ряд на вертолете в Северную Америку, 2 ряд на подводной лодке – В Южную Америку, 3 ряд – на воздушном шаре в Австралию. /Идет самостоятельная работа детей в парах. Далее проверяем работу трех экспедиций, которые делятся своими материалами с другими экспедициями. Заполняем таблицу по каждому материку. Просматриваем слайды по главным географическим объектам материков. Во время изучения Южной Америки, попадаем на карнавал и проводим физминутку под музыку Ламбада/.
Изучение Антарктиды проводим под слайды презентации с комментариями учителя. В результате у учащихся появляется заполненная таблица /учитель заполняет таблицу на магнитной доске, прикрепляя соответствующие названия/.
Материк | Горы | Реки | Озера | Пустыни | Главные особенности |
Евразия | Гималаи Эверест |
Янцзы | Байкал | + | Самый большой |
Африка | Килиманджаро | Нил | + | Сахара | Самый жаркий |
Северная Америка | Кордильеры | Миссисипи | Великие Американские озера | + | |
Южная Америка | Анды | Амазонка | + | + | Самый влажный |
Австралия | + | Муррей | Эйр | + | Самый сухой |
Антарктида | Под ледником | - | Под ледником | + | Самый холодный |
5. Итак, мы с вами побывали на всех материках Земли и определили их главные особенности. Назовите их ещё раз/ответы детей/. Почему у меня в таблице некоторые названия подчеркнуты? Что это за объекты? /Ответы детей/.
6. Практическая работа.
Подписать все материки Земли на контурной карте/ А на следующем уроке подписываются все остальные объекты/.
7. Возвращаемся к таблице, которую составили на доске в начале урока.
Начало урока Конец урока
1. Зонт - ? Южная Америка
2. Валенки - ? Антарктида
3. Самолет - ? Евразия
4. Вода - ? Австралия
5. Панамка - ? Африка
И снова определяем, какой предмет на какой материк возьмем, теперь уже исходя из главных особенностей материков. Ребята видят свои ошибки, которые они допустили в начале урока и исправляют их.
8. Возвращаемся к слайду с целями урока. Снова проговариваем их, и ребята анализируют успешность достижения каждой цели.
9. Рефлексия. У каждого учащегося прикреплены по три мордочки. Задача детей выбрать одну из них, согласно их оценке урока.
МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО, Я УЗНАЛ МНОГО НОВОГО, Я ВСЕ ПОНЯЛ
МНЕ БЫЛО НЕИНТЕРЕСНО, СКУЧНО, НИЧЕГО НОВОГО Я НЕ УЗНАЛ.
У МЕНЯ ПОЯВИЛИСЬ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.
Одну из выбранных мордочек ребята прикрепляют на доску, давая оценку успешности уроку.
10 . Оценки за урок.
11. Инструктаж по домашнему заданию.