Цель: подчеркнуть тесную связь между музыкальным и литературным искусством (на примере жанра “Балет”).
Задачи: помочь учащимся почувствовать музыкальность, поэтичность и живописность художественных образов; углубить понятие “балет”.
Содержание
Звучит попевка “Лукоморье” в исполнении учащихся.
Мы вновь начали наш урок с попевки “Лукоморье”, которая станет для нас музыкальным эпиграфом, литературным эпиграфом слова из попевки “Идет направо песнь заводит, налево сказку говорит”. Почему? Потому что последние строки подсказывают нам, что между музыкой и литературой существует тесная связь. О чем же сегодня поведает нам кот ученый, чтобы мы могли в этом убедиться еще раз и ответить на наш главный вопрос: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?” Тема урока “Балет”. Исходя из уже накопившихся знаний прошлых лет, скажите мне, что вы знаете об этом музыкальном жанре?
Ответы учащихся.
Учитель: Вот уже 3 века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, литература и изобразительное искусство. Балет – это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. Он зародился в Италии и очень быстро завоевал весь мир. В России балет распространился в XVIII веке, В XIXв.–XXв. ни одна страна не может сравниться с ней. Лучшие балеты написали русские композиторы, лучшие балетные исполнители тоже российские. Здесь нам есть, чем гордиться, здесь мы впереди планеты всей.
Внимание детей обращается на стенд “Балеты Чайковского на сцене”. Учащиеся называют знакомые им балеты Чайковского.
А теперь переходим к знакомству с литературно-музыкальным образом нашего главного героя Чиполлино. Сначала этот герой появился в сказке итальянского писателя, а затем в балете советского композитора. Если вы правильно отгадаете кроссворды, то узнаете их фамилии. Но прежде хочу обратить ваше внимание вот на что. Сочиняя литературное произведение, писатель пользуется языком, который состоит из предложений, предложения - из слов, слова – из букв. Сочиняя музыкальное произведение, композитор тоже пользуется языком, только музыкальным, который тоже состоит из предложений (фраз), фразы – из звуков, а звуки – ноты. Их всего 7. Какие? Ответы учащихся.
Анализируя литературный и музыкальный языки, мы уже можем наблюдать между ними тесную связь. Оказывается во многих словах “прячутся” нотки. Например: слово “дорога”. Какая здесь “прячется” нотка? Ответ: до. Если вы правильно найдете нотки в словах и соедините музыкальную цепочку из квадратов, то узнаете фамилию итальянского сказочника, который написал “Приключения Чиполлино”.
- Река
- Фасоль
- Гордость
- Фабрика
- Зарево
- Камин
<Рисунок 1.>
Получилось – Родари. На стенде появляется книга Джанни Родари “Приключения Чиполлино”.
Следующий кроссворд подскажет нам фамилию композитора, который написал по этой сказке балет. Как известно, все герои сказки – это овощи и фрукты, которые жили в Стране овощей и фруктов, Если мы правильно вспомним их имена, то угадаем по вертикали фамилию композитора.
Учащиеся разгадывают кроссворд, и по вертикали появляется фамилия – Хачатурян.
<Рисунок 2>
Учитель: Но это еще не все. Название кроссворда нам тоже не известно. Однако, он представляет собой струнный смычковый инструмент. Давайте вспомним инструменты, входящие в состав струнной группы инструментов симфонического оркестра.
Учащиеся перечисляют эти инструменты, подсказкой служат фотографии, которые показывает учитель. Называя инструменты, выясняют, что подходит “Виолончель”.
Учитель: И это не случайно. Хачатурян Арам Ильич (1903 – 1978 г.г.) – композитор, народный артист СССР. Начал учиться музыке в 19 лет (в 1922 г.). До того совершенно не знал нот. Придя в музыкальный техникум (училище) им. Гнесиных в Москве, великовозрастный абитуриент сказал, указывая на виолончель: “Я хочу учиться на этой большой скрипке”. Такое заявление, естественно, вызвало улыбку у членов комиссии, но его музыкальная одаренность ни у кого не вызвала сомнений, и его приняли в класс виолончели. Ярко проявился и его композиторский талант, и он поступил в Московскую консерваторию.
А теперь переходим к слушанию фрагментов из балета, который композитор назвал “Чиполлино”. Мы начнем с самого музыкального героя – это профессор Груша.
<Рисунок 3>
Задание: Приглашаются 2 учащихся по желанию, которые выразительно читают фрагменты из сказки, раскрывающие образ профессора Груши – учителя музыки (глава третья); фрагмент из главы девятой помогает ответить на вопрос: “Как музыка помогает, из беды выручает”? Ответы детей.
Звучит фрагмент “Груша наигрывает на скрипке”. Выясняем характер и музыкальный образ Груши. Приглашается учащийся, который показывает этот образ в танцевальных движениях.
Задание: Поскольку Груша был учителем музыки, представьте, что вы все его способные, талантливые ученики. Передайте музыкальный образ с помощью танцевальных движений, повторяя движения “Учителя Груши”, либо добавляя свои.
Звучит музыка, дети выполняют танцевальные движения. Похвалив детей за творчество и старание, учитель обращает внимание на то, что это были первые навыки исполнения балетного спектакля, где образы раскрываются с помощью танца и музыки.
Следующий фрагмент – это “Общий танец”, где все герои собираются на площади. После прослушивания и обсуждения характера музыки, учащимся предлагается выбрать себе литературного героя, представить его на площади и с помощью танцевальных движений под музыку передать его образ. Для выполнения этого задания приглашаются 4 – 6 человек.
Разучивание и исполнение песни по теме. Предлагается песня “Билет на балет” музыка И. Корнелюка, слова Р. Лисиц.
Учитель: Какой же вывод мы должны сделать с вами? Как ответить на наш главный вопрос: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? Ответы детей.
Домашнее задание: заполнить таблицу.
Общий танец | Груша наигрывает на скрипке |
Характер: Музыкальные |
Характер: зарисовки: |