Изучая динамику состояния здоровья детей в нашей школе, мы обратили внимание на следующий обеспокоивший нас факт: из года в год, среди поступающих в первый класс увеличивается количество детей уже имеющих различные отклонения в здоровье.
Среди 116 первоклассников 2003 года 65% уже имели хронические заболевания еще с детского сада, в 2004 году – 68% таких детей с нарушением здоровья. У многих первоклассников наличие полисистемных изменений: нарушения в нескольких системах организма.
При проведении валеологической диагностики отмечается повышенная степень утомляемости у 23% первоклассников со слабым типом нервной системы уже в начале года. Высокий уровень тревожности у 18% первоклассников. Такие ухудшения в состоянии психического здоровья детей отмечаются при прохождении этапа адаптации к школе.
В.А. Сухомлинский так писал о важности этого периода: “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.
По данным диагностики школьного психолога в 2004 году этап адаптации за 2 месяца успешно прошли 42% учащихся 1-х классов, у 43% детей этот процесс завершился к концу первого года обучения. У 15% детей наблюдалась дезадаптация, что служит источником различных заболеваний.
В рамках
- Закона “Об образовании”;
- Письма Министерства образования РФ от 25. 09.2000 г. за № 2021/11-13 “Об организации обучения в первом классе 4-летней начальной школы”;
- Письма Министерства образования РФ от 09. 08.2000 г. за № 237/23-16 “О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы”;
- Резолюции Всероссийского совещания по теме “Проблемы преемственности дошкольного и начального образования” от 20 – 22. 10 .1999г.
проблема коадаптации детей из дошкольного учреждения в начальную школу требует принятия эффективных мер по сохранению здоровья школьников.
Методическим основанием такого подхода являются
- положения и принципы гуманистической педагогики, в центре которой стоит личность ученика;
- общечеловеческие ценности;
Анализируя комплекс физических и психических изменений, происходящих с детьми в школе, известный специалист по физиологии и школьной гигиене, профессор Р.И. Айзман говорит: “У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о “школьном шоке”, “школьном стрессе” или адаптационной болезни”. Исходя из этого, для коадаптации детей из дошкольного учреждения в начальную школу необходимо проведение эксперимента по организации первого класса на территории детского учреждения в режиме полного дня с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.
Дошкольное учреждение, согласно Письму Министерства образования РФ от 25. 09 .2000 г. за №202/11-13, предоставляет условия для размещения первоклассников. Режим дня соответствует дошкольному образовательному учреждению. Между администрацией школы и детским учреждением составляется договор об обеспечении единства образовательных задач дошкольного и начального звеньев, взаимовыгодном сотрудничестве.
Конечным результатом является успешная адаптация детей к школьному режиму, активное их включение в учебную деятельность, сформированность необходимых школьнику учебных и психологических предпосылок, повышение уровня школьной мотивации.
Тема эксперимента:
- Организация системы здоровьесберегающего педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Объект исследования:
- Система здоровьесберегающего педагогического сопровождения первоклассников.
Предмет исследования:
- Процесс адаптации первоклассников.
Цель эксперимента:
- Создание программы здоровьесберегающего педагогического сопровождения адаптации первоклассников.
Задачи эксперимента:
- Разработать наиболее приемлемые формы сотрудничества детского учреждения и школы для размещения 1 класса на территории Д/у.
- Повысить квалификацию педагогов по вопросам внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Осуществить корректировку расписания занятий и режима дня первоклассников в связи с пребыванием детей в Д/у полный день. Сформировать оптимальный вариант учебного плана для класса с использованием элементов ЗОТ.
- Провести мониторинг адаптации первоклассников.
- Разработать рекомендации по применению здоровьесберегающих образовательных технологий для учителя и воспитателя ГПД, работающих в экспериментальном классе,
- Создать безопасные и благоприятные условия для сохранения здоровья первоклассников
Гипотеза эксперимента:
Организация системы здоровьесберегающего педагогического сопровождения адаптации первоклассников обеспечит условия для сохранения психического, физического, эмоционального состояния первоклассников.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
- Уровень состояния здоровья и уровень заболеваемости в течение года.
- Уровень адаптации первоклассников.
- Уровень школьной мотивации.
- Критерии оценки результатов эксперимента родителями.
Механизмы отслеживания:
- Анализ состояния здоровья в течение года (мед. показатели, мед. справки).
- Интеллектуальный, психологический, валеологический мониторинг учащихся.
- Анкетирование родителей в начале и конце года.
Методы исследования:
- изучение литературы по теме эксперимента, нормативных, инструктивно-методических документов;
- педагогические наблюдения за учащимися в классе;
- анализ уровня здоровья учащихся.
Условия реализации инициативы:
- Размещение 1-го класса в режиме полного дня на территории Д/у по договору между администрацией школы и Д/у.
- Приказ УО по организации питания учащихся 1-го класса школы №35 в Д/у (по просьбе родителей) с 01.09.2003г.
- Организация связей с Музеем Победы, детскими клубами, студиями для обеспечения развивающей деятельности во второй половине дня.
- Дополнительная ставка помощника воспитателя (няни) для поддержания в помещении санитарного состояния и организации питания учащихся 1 кл. в течение дня.
- Наличие штатной единицы психолога в начальной школе для психологического сопровождения и воспитателя ГПД во второй половине дня.
- Нормативное регулирование взаимоотношений между субъектами образовательного процесса (учителем, учеником, родителями, администрацией Д/у и школы) путем составления договоров и установления прав и обязанностей каждого.
Сроки эксперимента: минимально необходимый срок 3 года. Начало май 2004г., завершение май 2006г.
ЭТАПЫ | СРОКИ | ПЛАН ДЕЙСТВИЙ | ИСПОЛНИТЕЛИ |
Подготовительный: 1.Анализ уровня здоровья школьников |
Май-июнь 2004г. | 1.Анализ уровня заболеваемости за 3 года. 2.Осмысление выявленных проблем и поиск решения. 3.Разработка, использование валеологического мониторинга первоклассников. 1.Изучение литературыры, имеющегося опыта по данной теме. 2.Проведение курсов повышения квалификации педагогов по проблеме исследования. 1.Анкетирование родителей. 2.Входная диагностика готовности учащихся к школе для создания программ коррекции. 1.Составление и подписание договора с Д/у. |
Руководитель ЭПП. Творческая группа. Психолог школы |
Организационный: 1.Организация образовательного процесса. |
Июль-сентябрь 2004г. | 1.Разработка должностных обязанностей
учителя и воспитателя в экспериментальном
классе. 2.Постановка на питание уч-ся 1 класса. 3.Составление учебного плана, подбор содержания образования. 4.Организация режима полного дня, расписание учебных занятий и дополнительных в течение дня. |
Руководитель ЭПП |
Практический: Организация мониторинга изучения личности школьников.
|
Сентябрь-май 2005-2005гг. | 1.Разработка системы мониторинга и его
осуществление (диагностика уровня адаптации,
мотивации уч-ся, анализ заболеваемости,
анкетирование родителей). 2.Разработка системы ЗС педагогического сопровождения |
Психолог школы, фельдшер школы Руководитель ЭПП |
Обобщающий: Анализ полученных результатов. Соотнесение их с целями эксперимента. Обобщение хода и результатов экспери-мента. |
2005-2006гг. | 1.Обработка всех полученных данных. 2.Обобщение хода и результатов эксперимента. 3.Отработка системы ЗС педагогического сопровождения адаптации первоклассников. |
Руководитель эксперимента |
Прогноз положительных результатов:
Главный ожидаемый результат – успешная адаптация первоклассников, улучшение индивидуальных и коллективных показателей личностного и соматического здоровья детей в результате организации системы ЗС педагогического сопровождения.
Проблемы и коррекция:
1. Мотивация родителей на создание ЗОП. | Род.собрания со специалистами,
разработка спец.индивидуальных программ
оздоров-ления для учащихся по рекомендации
медиков. Составление договора между родителями и администрацией. |
2.Психолог – молодой специалист. | Повышение квалификации через семинары, курсы, самообразование. Составление должностной инструкции психолога, учителя и воспитателя, работающих в экспериментальном классе. |
3.Адаптация к условиям средней общеобразовательной школы во 2 классе. | Занятия по отдельным предметам в школьных кабинетах, продумать и др. формы организации дальнейшего вхождения детей в школьную жизнь. |