Пояснительная записка
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
При всем очевидном значении неразрывной связи русского языка, литературного чтения с окружающей жизнью, разработкой краеведческого аспекта в преподавании, к сожалению, занимаются немногие учителя.
Однако новый государственный образовательный стандарт предполагает использование на уроках этнокультуроведчесого, лингвокраеведческого материала, который представляет блестящую возможность реализовать в учебном процессе идею межпредметных связей, соединить ежедневную урочную работу с внеклассной.
Преподавание в школе носит воспитательный характер. Воспитание человеческой личности в процессе обучения языку и литературе.
Основным средством приобщения к обучению признается формирование интереса. Замечательный русский писатель Л.Н.Толстой отмечает, что в возбуждении интереса учащихся особую роль играют “два элемента: художественное чувство и патриотизм” (Педагогические сочинения. М. 1953. С217)
Именно в краеведческом и этнокультуроведческом материале эти элементы органично переплетаются.
В нем присутствует народный дух, народная мудрость, любовь к родной земле, родному языку.
Русская история богата яркими событиями, воспетыми в былинах, музыке и живописи.
Каким бы увлекательным, интересным не был учебный процесс, праздник – это особая радость и возможность наиболее полно проявить свои творческие способности.
Праздник “Капустная вечеринка” приобщает детей к народным традициям, что позволяет актуализировать знания детей в этой области, интегрировать, диагностировать.
Особое внимание обращаю на такую сторону национальной культуры, как традиции, обычаи, вокруг которых легко создать общую радость старших и младших, привлечь их к совместной деятельности, способствовать развитию интереса к познанию национальных ценностей, которые являются частицей общечеловеческих ценностей и основой формирования духовности человека.
Дети особенно любят устное народное творчество. Фольклорные произведения доступны им по содержанию; они создают своеобразное эмоциональное настроение.
В процессе разучивания народных игр усваивается, шлифуется родной язык. Язык – богатство нации, души народа, выражение его характера, самобытности, основной элемент культуры. И очень важно вводить в обиход младших школьников русское слово; национальные танцы, песни, игры.
Подготовка к “Капустной вечеринке” начиналась с изучения фольклора: пословицы, потешки, прибаутки, русские народные песни, игры, загадки. Все это дети слышали с рождения от своих мам и бабушек.
Вместе с учителем младшие школьники изучали специальную литературу, беседовали с местными старожилами и посещали краеведческий музей.
В процессе работы дети узнали много интересного о народной любимице – капусте, находили загадки, пословицы, разучивали русские народные песни, потешки и игры.
Материал обрабатывался и использовался на уроках русского языка и литературы (пословицы, загадки), на уроках музыки разучивались песни “Вейся, вейся, капустка”, “Я на камушке сижу”, на физкультуре – игра “Колышки”. На уроках труда дети изучали рецепты квашения капусты, которые узнали от своих мам м бабушек, учились сами рубить капусту, квасить в банках,а затем угощали всех учащихся в школьной столовой.
На уроках изобразительного искусства дети организовывали выставки рисунков “Путешествие по стране Легумии”. А страна Легумия – это огород. (Овощ по-французски – “легуш”, по испански – “легумус”).
В итоге получился праздник, где дети пели, играли, трудились и делились с другими учащимися своими знаниями.
Таким образом, краеведение охватывает большой круг вопросов: изучение истории, природы, этнографии, фольклора. Использование материала в учебном процессе способствует развитию интереса к происхождению названий тех вещей, с которыми сталкиваются каждый день, обогащает речь, расширяет кругозор, развивает творческие способности младших школьников, активизирует познавательные интересы учащихся, формирует мыслительные и речевые навыки, создает объективную основу для воспитания любви к “большой” и “малой” родине.
Надеюсь, что опыт работы в данном направлении будет полезен и использован в работе со своими воспитанниками.
Капустная вечеринка
(Капустник)
Ведущий. Много на Руси было праздников. Самые радостные, щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. Чему посвящена наша вечеринка, вы, конечно, догадались?
Дети. Капусте!
Ведущая. Правильно! А откуда же она взялась?
Девочка. Я хочу вам рассказать о капусте. Белокочанная капуста – народная любимица. Она так прочно вошла в русский быт, что трудно поверить, что наш исконный овощ – иностранка.
Мальчик. Ее родина – побережье
Средиземного моря. Даже само название у нее
нерусское. Римляне называли кочан
капициум-головка. Переиначив латинское слово, мы
называем ее капуста, за сходство кочана с
человеческой головой. Капуста прижилась и
благополучно живет и здравствует на наших
больших и малых огородах, кормит и лечит нас с
вами.
И поскольку капусте на столе русского человека
отводится большое место, на Руси говорят: “Борщ
да каша – пища наша”.
Много обычаев связывает народ с капустой.
По народному календарю 18 мая – Ирина-рассадница.
На день великомученицы Арины рассаживали
капусту на грядки и при этом крестьянки
приговаривали: “Не будь голенаста, будь пузаста,
не будь красна, а будь вкусна, не будь стара, а
будь молода, не будь мала, а будь велика! И уроди,
Господи, на все души, на кражу, на пропажу и, чтобы
себе вволю!”
Девочка. А 17 сентября – барыня-капуста.
Начиналось заквашивание капусты.
И зимой, и летом, а особенно ранней весной
желанная гостья на русском столе квашеная
капуста. Конечно же, квасят капусту во многих
странах мира, но мало где она употребляется в
таких количествах, как в России. Да и такого
разнообразия рецептов ее квашения вряд ли еще
где встретишь. Вероятно, это связано с тем, что в
период долгих зим именно квашеная капуста, или,
как ее еще называют, кислая, капуста с репой
составляла основную “зелень”. Витамин С
сохраняется 7 месяцев. Квасят капусту и в
стеклянных банках, а раньше квасили в деревянных
бочках на долгую зиму.
Мальчик. В русских деревнях и селах был
обычай, рубить капусту сообща. Рубка капусты
служила поводом к народным вечеринкам, на
которые приглашали соседок. Те являлись в дом,
поздравляли хозяев “с капустой”, то есть с
праздником, а хозяева угощали помощников обедом.
В этот день щеголяли друг перед другом своими
нарядами. Тут и там в домах раздавался стук да
веселый смех. Слышались голоса парней – они не
были участниками работы, но приходили для
веселья, ждали окончания работы. Чтобы в игры
поиграть да хороводы поводить.
Раздается стук в дверь. Хозяйка встречает гостей.
Хозяюшка. Для хорошего гостя и ворота настежь. Проходите, девицы. Ах, какие на вас сегодня наряды красивые! Надевайте-ка фартуки, чтобы красоту такую не испачкать, и начнем капусту рубить.
Девочки учатся рубить капусту, а “хозяюшка” рассказывает, как рубили капусту в деревянных корытцах специальными секачами.
Хозяюшка. Солили капусту с морковью, клюквой и с брусникой. Капуста получалась и вкусная, и красивая. Приятно на стол поставить. Вот и мы с вами используем различные рецепты ваших бабушек.
Девочки делятся своими рецептами и укладывают капусту в трехлитровые банки..
Хозяюшка. Хорошо у вас получается, помощницы мои. “Хорошее начало – полдела откачало”. А чтобы мы быстрей справились, потешьте-ка вы нас, ребятушки, прибауткой да сказочкой!
Ребята.
– У нас в Рязани грибы с глазами.
Их едят, а они глядят!– Ваши вороны кверху пупом летят,
А наши дураки, задравши голову, глядят!– Где ты, брат Иван?
– В горнице.
– А что ты делаешь?
– Помогаю Петру.
– А Петр что делает?
– Да на печи лежит!– Фома, у тебя в избе тепло?
– Тепло! На печи в избе терпеть можно!– Сынок, пойди потолки пшена на кашу.
– Ох, матушка, живот болит.
– Иди кашу есть.
– Что ж! Раз мать велит, надо идти!– Ах, вы , козы-проказницы!
– Ах, вы , козы-негодницы!
– Мы капусту сажали!
– Мы капусту растили!
– Мы ее не ломали!
– Мы ее поливали!
– Идите, козы, на лужок.
– На высокий бережок,
– Там ива растет,
– Под ней и кормитесь.– Жил-был старик.
– У старика был колодец,
– А в колодце елец.
– Тут и сказке конец.
Хозяюшка. Девицы красные, может частушками нас побалуете?
Девочки исполняют частушки.
1. Ох, и звонки планочки
У нашей тальяночки.
Ты играй, играй звончей,
Чтобы было веселей.2. Не пошла бы я плясать,
Да надо выходку казать.
Вот и пляска, вот и я,
Вот и выходка моя.3. Шила платье из капусты,
Огурцов отделала
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?!4. Со всего двора мальчишки
На крыльце сидели.
На зубах их кочерыжки
Белые хрустели.5. Дома маме помогать –
Хорошее дело.
Мама резала капусту,
Я морковку ела.
Хозяюшка. Дело сделано. Знаком к началу
веселья служила полная кадка квашенины, которую
отодвигали в угол для скисания. И мы готовы!
Давайте игры играть да хороводы водить.
“Кончил дело – гуляй смело!”
Заводите-ка, девицы, песню про капусту нашу
белокочанную, чтобы на следующий год она также
хорошо уродилась.
Хоровод “Вейся, вейся, капустка моя!”
(русская народная песня)
Вейся ли, вейся, капустка,
Вейся ли, вейся, белая!
Во саду ли во зеленом
Гуляй, душечка родная,
Как вечор на капусту,
Как вечор на белую
Частый дождик поливал.
В кругу молодец гуляет,
Себе пару выбирает:
Лизавету – по совету,
А Настасью – по согласью.
Я Аленушку люблю,
Шелковый платок куплю, –
Сто рублей вам нипочем, –
Гуляй, девка, с молодцом!
Ведущая. Не зря в народе говорят:
- “Осень – припасиха, зима – прибериха”.
- “Осенью и воробей богат”.
- “Осенью и у кошки пирог”.
– А какие пословицы придумал народ о капусте?
Дети.
1. На поле капустном – кочанов густо.
2. Ельник, березник – чем не дрова,
Хлеб да капуста – чем не еда!3. У хозяина без капусты брюхо пусто.
4. Капуста не пуста, сама летит в уста.
5. У доброго мужика на Воздвижнев день и пирог с капустой.
6. Без капусты – щи не живут.
– Молодцы! А кто знает загадки о капусте?
Дети загадывают загадки.
1. Сидит барыня Федосья,
Прирастрепаны волосья.2. Антипка низок,
На нем сто ризок,
Много одежек,
И все без застежек.3. С листьями, а не книжка,
Кругла, а не пышка,
С водой, а не болото,
Скрипит, а не ворота.4. Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась.
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложила в бочонок.5. Туго закатано,
Без ниток залатано,
На грядке запрятано.6. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.7. Кто любит щи –
Меня в них ищи.8. Был ребенок –
Не знал пеленок,
Стал стариком –
Сто пеленок на нем.9. Стоит понизок,
На нем сто ризок.10. Не шит, не кроен,
А весь в рубцах.11. Шароватый, кудреватый –
На макушке плешь,
На здоровье съешь.12. Толстовата, форсиста,
Сорочек надела триста,
А нога одна.13. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст.
Как же быть без хруста
Если я – … (капуста).14. Сидит Ермошка на одной ножке,
На нем сто одежек,
Не шиты, не кроены,
А все в рубцах.15. Разве в огороде пусто если там растет …(капуста).
Ведущий. А теперь очередь дошла и до скороговорок. Кто сам придумал скороговорки о капусте?
Дети по очереди произносят придуманные скороговорки.
1. Где щи, там капусту ищи.
2. Варвара щи варила, да не выварила.
3. Виноград, трава, топор,
Шар, капуста, помидор.
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, каркуша.4. Над капустой жук жужжа,
Ждал до ужина ужа.
Ведущий. Молодцы!
– На Руси уж так идет,
Что талантливый народ.
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
Мальчик инсценирует русскую потешку “Я на камушке сижу”, а дети аккомпанируют народными инструментами.
Я на камушке сижу
Да топор в руках держу.
Я все колышки тешу,
Огород свой горожу,
Да капусту посажу,
Сажу беленькую
Да кочанненькую!
У кого нету капусты,
Прошу к нам в огород.
Ай, ли, ай, люли.
Прошу к нам в огород.
Ведущий. А сейчас наши мастерицы покажут свою ловкость и мастерство. Надо ниточки в клубки смотать. Молодцы, мастерицы! Засиделись, пора и игры начать. Но сначала посчитаемся – кому водящим быть.
Дети произносят считалку и определяют водящего.
– Потеснись-ка, ты, капуста,
– От тебя в кастрюле густо.
– Раз, два, три – огонь зажжен,
– Кочерыжка, выйди вон!
Дети начинают игру.
Игра “Колышки”
Девочки выбирают мальчиков и встают по кругу. Мальчики садятся на пол (это колышки), а девочки встают за ними. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре и заводит диалог:
– Купи.
– А что стоит?
– Кочан капусты да веник, да рубль денег.
– Ну, по рукам да в баню.
Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у “колышка”. Проигравший становится водящим.
Хозяюшка. Пока вы играли, у меня и пироги с капустой поспели. Спасидо, гости дорогие, за веселье и шутки. Будем зимой есть и вас вспоминать. А теперь приглашаем вас на пир, на пироги пышные да вкусные. Все с начинкою капустные. Кушайте, угощайтесь, уму-разуму набирайтесь!
Все гости и участники капустника садятся за столы чаевничать. Звучит русская народная музыка.
Литература:
- Надежда Надеждина. Вокруг света по стране Легумии, М.: Детская литература, 1994.
- Капустная вечеринка./Педсовет – 2000, № 8.
- А.Е. Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду. М., Сфера, 2003.
- М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко “Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор”. М.: Просвещение, 1995.
- А.С.Куприна, Т.А. Бударина. Знакомство детей с русским народным творчеством., “Детство-Пресс”, 2003.
- Аверкин А. Русские частушки. М., 1990
- Аникин В.П., Гусев В.Е., Толстой Н.И. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1991.
- Бармин З.И. Русский дом. Н.Новгород, 1994.
- Бахтин В. От былины до считалки. Л., 1998.
- Брудная Л.И. Энциклопедия обычаев и обрядов. СПб., 1996.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
- Коринфский А.А. Народная Русь. М., 1995.
- Рыженков Г.Д. Народный месяцелов. М., 1991.
- Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб., 1997