Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
Задачи:
- познакомить с особенностями содержания киргизской сказки, её языком;
- работать над обогащением словарного запаса;
- воспитывать доброе, уважительное отношение к людям;
- совершенствовать навык чтения.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
– Какую сказку вы начали читать дома?
– Какой народ её придумал?
– Какую киргизскую сказку мы уже читали? (“Дыйканбай и дэв”)
– Над кем в ней мы смеялись, а кем восхищались?
– Что ценит в людях киргизский народ?
– Какие непонятные для вас слова вы встретили в тексте?
– Как вы их понимаете?
II. Работа над содержанием текста
Опрос проводится в виде соревнования. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон.
1. Чтение I-й части вслух “цепочкой”. Выборочное чтение.
Вопросы после чтения:
– Что вы узнали о Сарыбае?
– Каким он был человеком? (Умным, мудрым, дальновидным)
– Подтвердите словами из текста.
– Прочитайте его слова, которые справедливы и до сих пор? ( “… Живые быстро забывают слова умерших.”)
– Как вы их понимаете? (Люди умирают, мудрые слова, которые они когда-то говорили, забываются, но эти слова забывать нельзя.)
– Прав ли был Сарыбай, говоря их? (Да)
– Почему? (Народ не хотел выбирать ханом пастуха.)
– Кто же настоял на том, чтобы ханом стал пастух? (Аксакалы.)
– Почему люди прислушались к словам аксакалов? (Киргизы уважительно относятся к старейшим – аксакалам.)
– Что вы узнали о жизни киргизов из сказки?
Физминутка
2. Чтение II-й части вслух выборочно учащимися.
Вопросы после 1-го абзаца:
– Почему Болотбек плакал, видя свой старый рваный халат?
– Каким он был человеком?
Чтение до конца страницы.
– Почему хан согласился жениться?
– О какой жене он мечтал?
– Какие загадки Болотбек загадал?
– Попробуйте отгадать их.
Чтение до конца части.
– Почему загадки Болотбека отгадала не знатная девушка, а бедная Даанышман?
– Как к ней относились знатные богатые девушки?
– Повторите отгадки Даанышман. В чём мудрость её отгадок?
– Почему Болотбек женился на Даанышман?
– Какое качество жены он ценил особенно?
– Почему?
– Почему он не выбрал девушку из богатой семьи, ведь у нее есть и деньги, и богатые родственники?
– На сколько частей можно разделить эту часть? (На три)
– Отметьте границы частей. (Проверка)
3. Чтение III-й части самостоятельно про себя.
– Прочитайте эту часть про себя и постарайтесь найти ответы на вопросы, записанные на доске:
На доске:
– Что означает имя Даанышман?
– Как правили хан с женой своим ханством?
– Чем Даанышман разгневала хана?
– Как она ему помогла понять несправедливость его упреков?
Чтение вопросов, ответы на них, с опорой на текст.
Вопросы после чтения:
– Чем закончилась сказка?
– Почему?
Учитель с детьми подсчитывает жетоны и оценивает ответы учащихся.
Зарядка для глаз
4. Работа с иллюстрацией.
– Какой момент сказки изображён на этой иллюстрации?
– Почему Даанышман изображена в центре?
– Что хотел показать художник?
– С помощью каких средств художник выделил героя?
Учитель: Художнику удалось передать национальный колорит сказки: обратите внимание на внешний вид, одежду.
III. Итог урока
– К какой группе сказок относится “Мудрая девушка”?
– Чем эта сказка напоминает русские сказки? (Добро всегда побеждает зло.)
– Какой мудрости научила вас эта сказка?
– Что вы запомнили?
– Как вы думаете, почему и в сказке “Мудрый старик”, и в сказке “Мудрая девушка” главные герои отгадывают загадки?
– Случайное ли это совпадение?
IV. Домашнее задание
– Пересказ сказки.