
1. Структура модуля
Разделы |
Всего часов |
| Основные принципы работы машин и механизмов.
Основной закон. Выигрыш в силе или скорости Простейшие механизмы. Рычаг. Блок. Наклонная плоскость. Клин. Винт Конструирование на примере простых механизмов Комбинированные механизмы Инженерная механика Итого часов |
4 66 |
2. Цели изучения модуля “Машины и механизмы”. Основы техники, механики и конструирования в 5-6 классах
Основными целями модуля являются:
- приобретение учащимися навыков конструирования, проектирования;
- развитие логического мышления и пространственного воображения;
- расширение кругозора в познании окружающего мира, знакомство с простейшие механизмы и их место в жизни;
- знакомство со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в группах.
3. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
В результате освоения программы данного модуля учащиеся должны знать:
- роль машин и техники жизни людей;
- общие положения и основные принципы механики;
- виды движения: поступательное, вращательное, колебательное;
- способы преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и обратно;
- развитие умения творчески подходить к решению задачи;
- развитие умения работать по предложенным инструкциям;
- названия деталей машин, приемы соединения деталей;
- способы сборки узлов из деталей, назначение узлов и применение их в технике;
- основные приемы сборки моделей из деталей и узлов конструктора LEGO DACTA;
- развитие умения работать по воображаемым инструкциям;
- развитие умения довести решение задачи до работающей модели;
- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы, путем логических рассуждений.
В результате освоения данной программы учащиеся должны уметь:
- собирать действующие модели по технологическим картам;
- собирать действующие модели по технологическим картам;
- доводить решение задачи до работающей модели;
- объединять разнообразные компоненты в единую функциональную систему;
- перепроектировать технологические системы и их элементы для решения новых задач.
4. Тематический план
Подразделы и темы |
Количество учебных часов |
| 1. Основы техники и конструирования | 34 |
| Введение в предмет
"Лего-конструирование" Краткое резюме того, что будут изучать учащиеся на протяжении всего курса обучения лего-конструированию. |
1 |
| Общее ознакомление с
конструкторами: "1030 Простые машины и
механизмы", "9645 Машины, механизмы и
конструкции с электроприводом", “9665
Инженерная механика”, "9633 Пневматика", “ 9680
Мир энергии E-Lab.”, "9723 Город и транспортные
средства Перво Робот". Рабочие материалы, составляющие комплект учебных средств, предложения по использованию наборов LEGO DACTA на уроке. Учащиеся должны знать: - общую методологию и типы учебной
деятельности; Учащиеся должны уметь: - соединять детали различными способами; |
1 |
| Конструкция. Основные свойства
конструкции при ее построении Понятие конструкции, ее элементов. Основные свойства конструкции: жесткость, устойчивость, прочность, функциональность и законченность. Силы, действующие на сжатие и растяжение элементов конструкции. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Ознакомление с принципами описания
конструкции Понятие конструирования (постановка задачи). Способы описания конструкции (рисунок, эскиз и чертеж) их достоинства и недостатки. Условные обозначения деталей конструктора. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Свободный урок по теме
"Конструкции" Самостоятельная творческая работа учащихся по заданной теме. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Простые механизмы и их применение.
Рычаги Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Примеры применения простых механизмов в быту и технике. Понятие о рычагах. Основные определения. Два вида рычагов. Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Построение конструкций по теме
"Рычаги" Построение моделей с использованием технологических карт. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Рычаги: правило равновесия рычага Основные определения. Правило равновесия рычага. Решение задач с применением правила равновесия рычага. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Построение сложных моделей по теме
"Рычаги" Построение моделей с использованием технологических карт. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Блоки Определение блоков, их виды. Применение блоков в технике. Применение правила рычага к блокам. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Построение сложных моделей по теме
"Блоки" Построение моделей с использованием технологических карт. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Творческая работа на тему
"Простые механизмы" Учащимся предлагается самостоятельно разработать конструкцию или механизм с применением полученных знаний, умений и навыков. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Свободный урок (работа без
технологических карт) Самостоятельная творческая работа учащихся. |
2 |
| Ременные передачи Виды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и построение ременных передач в технике. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Построение конструкций по теме
"Ременные передачи" Построение моделей с использованием технологических карт. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Зубчатые передачи Назначение зубчатых колес, их виды. Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Построение конструкций по теме
"Зубчатые передачи" Построение моделей с использованием технологических карт. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Зубчатые передачи (продолжение) Назначение зубчатых колес, их виды. Зубчатые передачи под углом 90°, их виды. Реечная передача. Применение зубчатых передач в технике. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Построение сложных моделей по теме
"Зубчатые передачи" Построение моделей с использованием технологических карт. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Свободный урок по темам "Ременные
и зубчатые передачи" Самостоятельная творческая работа учащихся по заданной теме. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| 2. Энергия Понятие энергии и ее формах. Примеры. Экономия энергии. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Построение конструкций на тему
"Энергия" Построение моделей с использованием технологических карт. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Преобразование и накопление энергии Способы накопления энергии и ее передачи в механике. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Построение сложных моделей по теме
"Энергия" Построение моделей с использованием технологических карт. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Творческая работа Учащимся предлагается самостоятельно разработать конструкцию или механизм с применением полученных знаний, умений и навыков. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
4 |
Часов в разделе: |
34 |
II. "ПРОЕКТЫ"
Раздел носит экспериментально-исследовательский характер. В нем сосредоточены идеи сочетания различных видов конструкторов между собой. Занятия проводятся по циклам:
- Механизмы, система электропривода.
- Пневматика, применение сжатого воздуха для изменения характеристик конструкций и для систем управления.
- Энциклопедия техники. На базе “LEGO” разрабатываются модели транспортных средств, машин, вездеходов, станков, технологических линий, самолетов, и др.
Разделы и темы циклов |
Количество учебных часов |
| 1. Механизмы, система электропривода | 16 |
| Ознакомление с набором "Инженерная
механика" Названия и назначения всех деталей конструктора. Учащиеся должны знать: |
1 |
| Типовые соединения Виды
соединений деталей. Изучение типовых соединений
деталей. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Источники электрического тока.
Электродвигатели. Работа с пультом управления Понятия
электричества, напряжения и его полярности,
электрической цепи. Ознакомление с пультом
управления. Правила работы с пультом. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Модель "Вращающаяся сцена" Сборка
модели. Зубчатые передачи: передаточное число,
его расчет. Изучение червячной передачи, ее
свойств. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Модель "Лифт" Сборка
модели. Изучение блоков, ременной передачи и их
свойств. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Свободный урок по дополнительной
технологической карте Самостоятельная творческая работа учащихся на заданную тему. |
2 |
| Модель "Машина для разметки
дорог" Сборка модели. Изучение способов
передачи движения под углом 90 градусов (зубчатые
передачи). Анализ принципа управления машиной. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Модель "Динозавр" Сборка
модели. Применение нескольких видов передач
движения в одной модели. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Свободный урок по технологической
карте Самостоятельная творческая работа учащихся на заданную тему. |
2 |
Часов в разделе |
16 |
"Проекты"
(пневматика)
| Разделы и темы | Количество учебных часов |
| 2. Пневматика | 16 |
| Понятие пневматики Понятие пневматики. Пневматические машины и их принцип работы. Основные пневматические схемы. Учащиеся должны знать: |
1 |
| Малый пневматический набор. Типовые
соединения Ознакомление с набором. Названия и назначения всех деталей конструктора. Способы соединений деталей. Изучение типовых соединений деталей. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Основные элементы пневматических
машин Элементы пневматических машин, их свойства. Схемы их соединений. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Модель "Пресс" Сборка модели.
Назначение "Пресса", его особенности. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Законы физики, которым подчиняются
газы и жидкости Понятие о давлении. Закон
Паскаля. Гидравлический пресс, его назначение. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Модель "Подъемник" Сборка модели. Назначение "Подъемника". Преимущества применения пневматики. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
1 |
| Свободный урок на заданную тему Самостоятельная творческая работа учащихся на заданную тему. |
2 |
| Большой пневматический набор. Типовые
соединения Название новых деталей. Изучение типовых соединений деталей (схемы переключателей). Сборка компрессора, принцип его работы. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Модель "Дверь" Сборка модели. Совместное использование рычажных механизмов и пневматики. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Модель "Промышленный
манипулятор" Сборка модели. Совместное использование рычажных механизмов и пневматики. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
| Модель "Захват" –
самостоятельная работа Сборка модели. Совместное использование рычажных механизмов и пневматики. Учащиеся должны знать: Учащиеся должны уметь: |
2 |
Часов в разделе |
16 |
Всего часов |
66 |
5. Учебная и методическая литература:
- Рабочие листы для учащихся (ОРТ Россия)
- Методические рекомендации для учителя по курсу “Информационные технологии” (ОРТ Россия)
- “Robolab Starter System” – Teacher Notes and Worksheets for LEGO DACTA set 9780 (LEGO DACTA Robotics System)
- “Robolab Cities and Transportation Set” – Teacher Notes and Copymasters for LEGO DACTA set 9723 (LEGO DACTA Robotics System)
6. Используемое оборудование:
Наборы: 1030 Простые машины и механизмы, 9645 Машины, механизмы и конструкции с электрориводом, 9665 Инженерная механика, 9633 Пневматика, 9680 Мир энергии E-Lab, 9723 Город и транспортные средства Перво Робот.
Литература:
1. http://www.9151394.ru/projects/lego/rob_030626/piter_0.htm
,
2. http://www.school.edu.ru/int
3. http://school56.spb.ru/lego/lego_index.html