Программа элективного курса по географии для учащихся 9-х классов по теме: "Мы — туристы"

Разделы: География, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Важную роль в досуге населения играет туризм. Это слово в переводе с французского языка обозначает «путешествие, поездка».

За пределами своего постоянного местожительства проводят свой досуг не только туристы. Многие люди лечатся по путёвкам в санаториях, отдыхают в домах отдыха, на базах отдыха предприятий, в пансионатах. Самостоятельно уезжают на время отпуска из дома в другие места, где живут в гостиницах, на дачах, на частных квартирах.

Туристы отличаются от всех этих людей познавательной или специфической направленностью своего досуга.

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных сторонах жизни народа, о своём крае, о разных районах нашей страны, а в зарубежных туристских поездках – о других странах мира.

Познавательные и спортивные возможности туризма создают благоприятные условия для интересного и полезного в образовательном и воспитательном отношении проведения досуга школьников.

Поэтому туризм должен занимать значительное место в свободном от учёбы времени школьников, в период каникул, в воскресные и праздничные дни и являться одним из основных направлений внешкольной воспитательной работы.

Школьный туризм тесно связан с краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание (в данной программе предложены темы занятий по краеведению Томской области, которые можно менять в зависимости от региона).

Целью разработанного курса является привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу. Оно является составной частью социального развития и повышения уровня жизни населения и дальнейшего улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.

Задачи:

  • Определение значения туризма в досуге школьников.
  • Выявление основных видов туризма.
  • Развитие общего кругозора учащихся.
  • Определение месторасположения особо охраняемых территорий Томской области.
  • Подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.
  • Выделение основных правил поведения в природе.

Изучение данного курса предполагает проведение лекционных, групповых, индивидуальных и практических занятий. Обязательное условие работы – выполнение творческих заданий, выработка навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности. Проекты учащихся могут быть представлены на конференциях и конкурсах различных уровней.

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов.

Программа курса рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю), при этом на проектно-исследовательскую деятельность отводится 4 часа.

Учащиеся давно проявляют интерес к туристическому делу, и подобный курс, способный теоретически подготовить ребят к практическим выходам на природу, должен быть в программе внеурочной работы любой школы.

Туристский бум, охвативший в последние десятилетия всю планету, привлекает к себе большое внимание. Помимо экономической выгоды, удовлетворяя простое человеческое любопытство, туризм способствует сближению разных народов, укрепляет доверие между народами неполитическими методами, а с помощью, так называемой народной дипломатии.

Критерии оценки:

1. Тематический контроль:

- тестирование;

- собеседование;

- творческие работы учащихся;

- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.

2. Итоговый контроль:

- тестирование;

- творческие работы учащихся;

- написание рефератов и проектов по темам курса.

Тематическое планирование элективного курса «Мы - туристы»

№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Классификация видов туризма

2 часа

2.

Культурные и исторические памятники Томской области

2 часа

3.

Особо охраняемые территории

1 час

4.

Мы идём в поход

1 час

5.

Лесная аптечка

1 час

6.

Робинзонада

1 час

7.

Юный следопыт

2 часа

8.

Лес – наше богатство

1 час

9.

Выше гор могут быть только горы

1 час

10.

География летних отпусков

1 час

  Проектно - исследовательская деятельность

4 часа

  ИТОГО: 17 часов

Требования к результатам изучения курса:

По итогам изучения курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности:

  1. Понимать значение туризма в досуге населения.
  2. Определять виды туризма.
  3. Знать особо охраняемые территории своей местности.
  4. Знать основные черты сходства и различия заповедников и национальных парков.
  5. Определять стороны горизонта по местным признакам.
  6. Уметь пользоваться природным материалом в походных условиях.
  7. Знать лекарственные и ядовитые растения.
  8. Определять животных и птиц, живущих в Томской области, по следам.
  9. Знать классификацию гор по высоте.
  10. Соблюдать правила поведения в природе.

Содержание элективного курса:

1. Классификация видов туризма

Виды туризма по значению, по возрасту туристов, по способу передвижения, по характеру организации, по цели путешествия.

2. Культурные и исторические памятники Томской области

Работа с картой Томской области или экскурсия.

3. Особо охраняемые территории

Значение особо охраняемых объектов. Возможность использования в рекреационных целях.

4. Мы идём в поход

Необходимая экипировка, походные инструменты. Обед из даров природы.

5. Лесная аптечка

Оказание первой помощи в случаях: ранения, расстройстве пищеварения, простуды, зубной боли, потертости ног. Лекарственные и ядовитые растения.

6. Робинзонада

Определение сторон горизонта на местности. Ориентирование по карте, компасу и местным признакам. Растения – часы, растения – барометры.

7. Юный следопыт

Звери и птицы, живущие на территории Томской области. Определение животных и птиц по следам. Способы передвижения зверя, направление движения. Места гнездования птиц.

8. Лес – наше богатство

Лес. Отличительные признаки и свойства леса. Основные хвойные и лиственные породы. Экологические и биологические особенности деревьев и кустарников. Правила поведения в лесу.

9. Выше гор могут быть только горы

Горы. Классификация гор по высоте. Альпинистское снаряжение.

10. География летних отпусков

Места отдыха в окрестностях Томска. Куда поехать летом?

Список рекомендуемой литературы:

  1. А.Ю.Александрова. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. И.И. Баринова и др. Внеурочная работа по географии / И.И.Баринова, Л.И. Елховская, В.В. Николина: Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1998. - 157 С., ил.
  3. А.В. Даринский. Вопросы туризма в школьном курсе географии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 135 с., ил.
  4. Ю.Д. Дмитревский. Туристские районы мира: Учебное пособие. – Смоленск: СГУ. – 2000.
  5. Н.С. Евсеева. География Томской области: население и хозяйство: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 168 с.
  6. В.П. Максаковский. Развитие и география международного туризма // География в школе. – 2000. - №8.
  7. Н.С.Мироненко, И.Т.Твердохлебов. Рекреационная география. – М.: Изд – во МГУ, 1982.
  8. Х. Монтанер Монтехано. Структура туристского рынка: Учебное пособие / Пер. с исп. – Смоленск: СГУ, 1997.
  9. А.З. Сафиуллин. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1999. – 127 с., ил.
  10. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Под ред. Л.П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс. 2002.
  11. Туристский терминологический словарь: Справочно - методическое пособие / Авт.-сост. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999.
  12. П.А. Черемисин. Виды современного туризма // География в школе. – 2003. - №6.