Пояснительная записка.
Важную роль в досуге населения играет туризм. Это слово в переводе с французского языка обозначает «путешествие, поездка».
За пределами своего постоянного местожительства проводят свой досуг не только туристы. Многие люди лечатся по путёвкам в санаториях, отдыхают в домах отдыха, на базах отдыха предприятий, в пансионатах. Самостоятельно уезжают на время отпуска из дома в другие места, где живут в гостиницах, на дачах, на частных квартирах.
Туристы отличаются от всех этих людей познавательной или специфической направленностью своего досуга.
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных сторонах жизни народа, о своём крае, о разных районах нашей страны, а в зарубежных туристских поездках – о других странах мира.
Познавательные и спортивные возможности туризма создают благоприятные условия для интересного и полезного в образовательном и воспитательном отношении проведения досуга школьников.
Поэтому туризм должен занимать значительное место в свободном от учёбы времени школьников, в период каникул, в воскресные и праздничные дни и являться одним из основных направлений внешкольной воспитательной работы.
Школьный туризм тесно связан с краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание (в данной программе предложены темы занятий по краеведению Томской области, которые можно менять в зависимости от региона).
Целью разработанного курса является привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу. Оно является составной частью социального развития и повышения уровня жизни населения и дальнейшего улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.
Задачи:
- Определение значения туризма в досуге школьников.
- Выявление основных видов туризма.
- Развитие общего кругозора учащихся.
- Определение месторасположения особо охраняемых территорий Томской области.
- Подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.
- Выделение основных правил поведения в природе.
Изучение данного курса предполагает проведение лекционных, групповых, индивидуальных и практических занятий. Обязательное условие работы – выполнение творческих заданий, выработка навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности. Проекты учащихся могут быть представлены на конференциях и конкурсах различных уровней.
Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов.
Программа курса рассчитана на 17 учебных часов (1 час в неделю), при этом на проектно-исследовательскую деятельность отводится 4 часа.
Учащиеся давно проявляют интерес к туристическому делу, и подобный курс, способный теоретически подготовить ребят к практическим выходам на природу, должен быть в программе внеурочной работы любой школы.
Туристский бум, охвативший в последние десятилетия всю планету, привлекает к себе большое внимание. Помимо экономической выгоды, удовлетворяя простое человеческое любопытство, туризм способствует сближению разных народов, укрепляет доверие между народами неполитическими методами, а с помощью, так называемой народной дипломатии.
Критерии оценки:
1. Тематический контроль:
- тестирование;
- собеседование;
- творческие работы учащихся;
- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.
2. Итоговый контроль:
- тестирование;
- творческие работы учащихся;
- написание рефератов и проектов по темам курса.
Тематическое планирование элективного курса «Мы - туристы»
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЙ |
КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. |
Классификация видов туризма | 2 часа |
2. |
Культурные и исторические памятники Томской области | 2 часа |
3. |
Особо охраняемые территории | 1 час |
4. |
Мы идём в поход | 1 час |
5. |
Лесная аптечка | 1 час |
6. |
Робинзонада | 1 час |
7. |
Юный следопыт | 2 часа |
8. |
Лес – наше богатство | 1 час |
9. |
Выше гор могут быть только горы | 1 час |
10. |
География летних отпусков | 1 час |
Проектно - исследовательская деятельность | 4 часа |
|
ИТОГО: | 17 часов |
Требования к результатам изучения курса:
По итогам изучения курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности:
- Понимать значение туризма в досуге населения.
- Определять виды туризма.
- Знать особо охраняемые территории своей местности.
- Знать основные черты сходства и различия заповедников и национальных парков.
- Определять стороны горизонта по местным признакам.
- Уметь пользоваться природным материалом в походных условиях.
- Знать лекарственные и ядовитые растения.
- Определять животных и птиц, живущих в Томской области, по следам.
- Знать классификацию гор по высоте.
- Соблюдать правила поведения в природе.
Содержание элективного курса:
1. Классификация видов туризма
Виды туризма по значению, по возрасту туристов, по способу передвижения, по характеру организации, по цели путешествия.
2. Культурные и исторические памятники Томской области
Работа с картой Томской области или экскурсия.
3. Особо охраняемые территории
Значение особо охраняемых объектов. Возможность использования в рекреационных целях.
4. Мы идём в поход
Необходимая экипировка, походные инструменты. Обед из даров природы.
5. Лесная аптечка
Оказание первой помощи в случаях: ранения, расстройстве пищеварения, простуды, зубной боли, потертости ног. Лекарственные и ядовитые растения.
6. Робинзонада
Определение сторон горизонта на местности. Ориентирование по карте, компасу и местным признакам. Растения – часы, растения – барометры.
7. Юный следопыт
Звери и птицы, живущие на территории Томской области. Определение животных и птиц по следам. Способы передвижения зверя, направление движения. Места гнездования птиц.
8. Лес – наше богатство
Лес. Отличительные признаки и свойства леса. Основные хвойные и лиственные породы. Экологические и биологические особенности деревьев и кустарников. Правила поведения в лесу.
9. Выше гор могут быть только горы
Горы. Классификация гор по высоте. Альпинистское снаряжение.
10. География летних отпусков
Места отдыха в окрестностях Томска. Куда поехать летом?
Список рекомендуемой литературы:
- А.Ю.Александрова. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
- И.И. Баринова и др. Внеурочная работа по географии / И.И.Баринова, Л.И. Елховская, В.В. Николина: Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1998. - 157 С., ил.
- А.В. Даринский. Вопросы туризма в школьном курсе географии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 135 с., ил.
- Ю.Д. Дмитревский. Туристские районы мира: Учебное пособие. – Смоленск: СГУ. – 2000.
- Н.С. Евсеева. География Томской области: население и хозяйство: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 168 с.
- В.П. Максаковский. Развитие и география международного туризма // География в школе. – 2000. - №8.
- Н.С.Мироненко, И.Т.Твердохлебов. Рекреационная география. – М.: Изд – во МГУ, 1982.
- Х. Монтанер Монтехано. Структура туристского рынка: Учебное пособие / Пер. с исп. – Смоленск: СГУ, 1997.
- А.З. Сафиуллин. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1999. – 127 с., ил.
- Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Под ред. Л.П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс. 2002.
- Туристский терминологический словарь: Справочно - методическое пособие / Авт.-сост. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999.
- П.А. Черемисин. Виды современного туризма // География в школе. – 2003. - №6.