Цели:
- Познакомить с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число.
- Развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины, решать выражения на деление с остатком.
- Закрепить умение решать задачи.
- Воспитывать интерес к предмету, активность и внимание учащихся.
Оборудование: сказочные персонажи (рис.1, рис.2, рис.3), тетради на печатной основе, листочки с числами (рис.4), красные карандаши, линейки, плакат с задачей (рис.5), рисунки для поощрения учащихся за правильные ответы (рис.6, рис.7, рис.8, рис.9), учебник “Математика (1-4) 4 класс”, 1 часть, авторы М.И.Моро, М.А.Бантова и др.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Проверка домашнего задания.
Прочитайте выражения, расположите ответы в порядке возрастания.
Ш. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас на уроке присутствуют сказочные герои Карлсон и Малыш (рис.1, рис.2). Они вместе с вами познакомятся с приемом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число. Закрепим умение решать задачи, выражения, преобразовывать величины.
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 |
IV. Устный счет.
Сидит Карлсон у себя на крыше в кресле и думает, что делать с числами, которые записаны на листочках (рис.4).
Рис. 4
Давайте, ребята, поможем ему разобраться.
- У вас листочки с восемью столбиками, в каждом столбике, только один правильный ответ.
На вертикальной линии против ответа ставьте красным карандашом точку.
1. Уменьшите 360 в 4 раза.
2. Найдите частное чисел 280 и 7.
3. Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см?
4. Какое число надо разделить на 4, чтобы получилось 20?
5. При делении числа на 20 получили 2 и 3 в остатке. Какое это число?
6. Какое число в 12 раз больше 5?
7. Чему равно произведение чисел 14 и 5?
8. Карлсон полетел к Малышу в гости в 8 ч. 45 мин., а прилетел к нему в 9 ч. 20 мин. Сколько времени потратил Карлсон на дорогу?
Соедините точки отрезками. Какая геометрическая фигура у вас получилась?
Узнайте, чему равна длина ломаной линии.
- Молодцы! Помогли Карлсону разобраться с заданием.
V. Новый материал. Решение выражений на умножение.
Родители Малыша ушли на работу. Он остался один и стал решать примеры. Сидит вслух рассуждает: “Умножать-то я умею хорошо, а вот что делать с нулями не знаю.
- Поможем решить Малышу примеры на умножение.
1. Кто объяснит, ребята, как умножить число
800 . 7 = 5.600
Восемьсот – это 8 сотен, 8 сотен умножаем на семь получиться 56 сотен, 56 сотен – это 5.600
24.000 . 3 = 72.000
24 тыс. . 3 = 72 тыс.
2. Не всегда у нас бывают в математике такие легкие примеры. Попробуйте мне объяснить, как мы можем решить выражения столбиком, например:
3. Закрепление № 446 стр. 82
Решите выражения по вариантам:
Проверка.
IV. Решение задачи № 449 стр. 82
Прилетел Карлсон к Малышу в комнату и просит помочь решить задачу.
6 стульев – к.р.
4 кресла - ? р.
1 стул - ? р.
1 кресло - ? в 3р. больше
Запишите решение в виде выражения (К : 6) . 3 . 4
VII. Физминутка.
Устали Малыш и Карлсон, решили немного отдохнуть. Давайте и мы с вами отдохнем, сделаем физминутку.
Раз, подняться, потянуться
Два, согнуться, разогнуться.
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, руками помахать,
Шесть, за парту тихо сесть.
VIII. Индивидуальная работа в группах.
1. Работа в тетрадях на печатной основе.
2. Найти частное и остаток № 450 стр. 82
3. Проверка.
IX
. Решение задачи на нахождение площади (рис.5).Устал Карлсон сидеть в комнате и пригласил Малыша в гости на крышу. Но не просто посмотреть, как он живет, чем занимается, а вычислить площадь трех крыш.
Площадь первой крыши, над которой мы сейчас пролетаем, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 м и 30 м.
Площадь второй крыши составляет 1/3 площади первой, а площадь третьей крыши - в 2 раза больше площади второй. Найдите площадь всех трех крыш. Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
Почему?
Что мы знаем?
Что надо узнать вначале? Потом?
Запишите краткое условие задачи и решите её.
Рис.5
Проверка.
X. Самостоятельная работа.
Преобразование величины № 451 стр.82
Проверка
XI. Итог урока.
- Понравился ли вам урок.
- Чему мы сегодня научились?
- Что повторили?
Оценки за работу. Раздаются поощрительные рисунки ((рис.6, рис.7, рис.8, рис.9)
Рис. 6 | Рис. 7 | Рис. 8 | Рис. 9 |
- Молодцы!
XII. Домашнее задание.
1 вариант - - № 447 стр. 82
П вариант - № 448 стр. 82
- Спасибо за урок.