Классный час "Человек и его возраст"

Разделы: Внеклассная работа


Ты не почитай себя стоящим
Только здесь вот, в сущем, в настоящем,
А вообрази себя идущим
По границе прошлого с грядущим

Л. Мартынов

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно — человечно.

А.А. Фет

На закрытых створках доски заранее помещены фотопортреты людей разного возраста (можно использовать иллюстрации из журналов и газет), распределённые на две группы —

"Детство и Юность" и "Зрелость и Старость".

Перед началом занятия учащиеся определяют, представители какого из объединений могут быть авторами высказываний:

"Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом".

(надпись на гробнице фараона,
ок. 3500 лет до н. э.)

"К старости недостатки ума становятся всё заметнее, как и недостатки внешности".

"Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста".

(Ф. Ларошфуко, Сенека)

Перед нами — два высказывания, принадлежащие представителям разных возрастных групп. Кроме того, дома вы вместе с родителями обсудили и дополнили данные суждения.

(Учащиеся и их родители ответили на вопросы анкеты:

1. Отличие между взрослыми и детьми (детьми и взрослыми) в том, что …

2. Хотелось бы изменить в детях (взрослых) …

3. Дети (взрослые) не понимают нас, когда …

4. Результаты анкетирования были обсуждены на предыдущем занятии).

Выяснилось, что между поколениями существовали и существуют разногласия, конфликты, непонимание. Получилась довольно грустная картина. Песня барда Леонида Сергеева добавляет к ней иронично-печальный штрих:

Ах, какая девушка красивая и стройная
В трамвай влетела бабочкой и села у окна!
Ах, какая бабушка седая и румяная
Играет с внуком Петенькой на самой мостовой!
Ах, какой мужчина импозантный, интересный —
Он идёт на встречу к женщине с цветами на груди!
Ах, какие юноши воспитанные, бойкие
Несут кефир и яблоки отцам и матерям!
Ах, какой народ вокруг воспитанный да вежливый!
Но вот случись хоть что-нибудь:
Так хоть ты лопни, хоть ты тресни,
Хоть залейся, хоть умри — никто не подойдёт!
Неужели всё так печально и выхода нет?

Попробуем на сегодняшнем занятии выяснить, что нужно для того, чтобы противоречий и разобщённости между людьми разных поколений было меньше, разобравшись при этом в особенностях каждого человеческого возраста.

Проще всего понять другого, поставив себя на его место. Вам предстоит перевоплотиться в тех людей, фотопортреты которых находятся сейчас на доске.

(Учащиеся получают "своё изображение" произвольным образом; должны быть представители разных возрастных категорий).

Мы получаем 4 возрастные группы — ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ЗРЕЛОСТЬ, СТАРОСТЬ. Можно сказать, что представлены все периоды человеческой жизни (доска открывается: на левой створке доски — эпиграфы, на правой — "КАЛЕНДАРЬ УРОКА"),

img2_1.jpg (55023 bytes)

на центральной части — тема урока, изображённые мелом большой круг и 5 кругов меньшего размера внутри, в четырёх крайних — слова ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ЗРЕЛОСТЬ, СТАРОСТЬ; в процессе занятия круги заполняются).

img3.jpg (92338 bytes)

Наша задача — наполнив содержанием круг каждого возраста, объединить их в единое целое.

Жизнь человека пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. На все наши открытия и свершения, культурные подвиги, страсти, приобретения и утраты нам отмерен небольшой отрезок времени, каждому — свой, и в его рамках умещается всё личностное богатство, весь спектр впечатлений и деяний. Вряд ли, используя только свой личный жизненный опыт, мы могли бы решить проблемы взаимоотношений между поколениями. Как расширить временной кругозор человека?

Воспользуемся высшей формой непрерывности времени - чувством преемственности времён, когда источники и результаты собственных свершений человек видит в историческом прошлом и будущем. “Человеку свойственно теряться, когда он не находит способа привести себя в связь с тем, что ему предшествует и с тем, что за ним следует. Он лишается тогда всякой твёрдости, всякой уверенности. Не руководимый чувством непрерывности, он видит себя заблудившимся в мире". (П.Я. Чаадаев).

Соединяя события, разделённые порой столетиями, можно осознать культурно-историческую значимость собственных идей, действий, поступков.

Может быть, мы сможем НАПОЛНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ (и ответить на вопросы, стоящие перед нами сегодня), ОТЫСКАВ ИСТОКИ В МИНУВШЕМ.

Движение времени отражает КАЛЕНДАРЬ, который давал нашим предкам наставления на все случаи жизни. Может быть, и КАЛЕНДАРЬ сегодняшнего занятия нам поможет.

Первый его лист — НЕДЕЛЯ — и наши предки, и мы называем её Страстной — это последняя седмица перед Пасхой. Весь православный мир вспоминает крестные страдания Спасителя. Для вас, учеников 9 класса, эта неделя связана с некоторым событием. Каким? (На этой неделе учащиеся закончили просмотр фильма “Страсти по Андрею” Андрея Тарковского.)

Попытаемся соприкоснуться с внутренним миром Андрея Рублёва, его помыслами, претворёнными в самой известной иконе.

(Используется видеофрагмент передачи цикла "Третьяковская галерея.)

При просмотре видеосюжета об иконе Андрея Рублёва “Троица” попытайтесь определить, в чём её этический СМЫСЛ.

- В какой период создавалась икона?

- Каков смысл Троицы?

- Что является символом вечности и нераздельности в иконе?

Ответы: ЕДИНСТВО, СОГЛАСИЕ, ЛЮБОВЬ; КРУГ — СИМВОЛ ВЕЧНОСТИ, ГАРМОНИЧЕСКОЙ ЗАВЕРШЁННОСТИ; учащиеся записывают в тетради, где заранее подготовлен план урока в виде таблицы, в первый столбец:

Календарь моего возраста

НЕДЕЛЯ

ДЕНЬ

ЧАС

МГНОВЕНИЕ

       

Время создания иконы подсказывает нам один из её этических смыслов — призыв к единению, согласию, дружбе. Свою икону Рублёв посвятил Сергию Радонежскому. То было время, отмеченное идеей объединения разрозненных княжеств перед лицом векового врага.

Все три ангела погружены в свои собственные мысли, но находятся между собой в гармоническом согласии. И мы верим, что их безмолвная беседа, согласие между собой знаменуют истинное единение. Удивительное единство царит в их гармоничном мире — единство согласия и любви.

Средство художественного выражения единства ангелов — мотив кругового движения.

Исследователи подчёркивают символическое космологическое значение композиционного круга, в который лаконично и естественно вписывается изображение. В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность.

Основная мысль, владевшая Рублёвым при создании иконы - мысль о благодатности союза, основанного на доверии людей. Взирая на Пресвятую Троицу, и мы должны стремиться жить с окружающими нас людьми, — к какому бы поколению они не принадлежали — в единении и любви — стремиться на протяжении всей собственной жизни.

(В центр круга на доске помещается табличка ЛЮБОВЬ.)

Каждый жизненный путь самоценен, каждая конкретная жизнь — уникальный момент бытия, сколь быстро ни сменился бы он другими жизнями и судьбами. Каждый из нас шаг за шагом проходит свою собственную индивидуальную историю, единственную в своём роде, не похожую на все остальные, каждый видит общий для всех мир только со своей точки зрения.

В каком-то смысле человек проживает свою жизнь в глубоком одиночестве, складывая из мыслей и поступков именно свою, протянувшуюся во времени судьбу.

Как добиться преодоления одиночества при условии сохранения индивидуальности?

Следующий лист нашего календаря — ДЕНЬ. Это значит, что 2005 год — 105-летие со ДНЯ рождения немецко-американского философа Э. Фромма.

Познакомимся со статьёй Э. Фромма “Искусство любить”.

Э.Фромм. Искусство любить.

Каждому ученику предлагается прочесть текст с одним из двух отрывков из работы Э. Фромма и заполнить пропуски в предложениях, записав их во второй столбец таблицы:

1. Сила, объединяющая человека с другими - ... (ЛЮБОВЬ).

2. Любить — ..., а не ... (ОТДАВАТЬ, а не ПОЛУЧАТЬ).

3. Четыре составляющих ... - 1. ... 2. ...3. ... 4...   (ЗАБОТИТЬСЯ, НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, УВАЖАТЬ, ЗНАТЬ).

Чем старше человек, тем больше он отдаёт, чем моложе, тем больше получает любви.

В любви связанность людей выражается наиболее полно. А связанность людей — это основа, на которой стоит человечество.

Попробуем раскрыть содержание понятий (ЗАБОТА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ) для каждого возрастного периода, обратившись к следующему листу нашего КАЛЕНДАРЯ — это ЧАС ученичества.

Жизнь длится, тянется, течёт, и на каждом её этапе человек становится несколько иным, и вместе с тем остаётся самим собой. Суть общая — память. Единство нашего жизненного пути создаётся за счёт единства воспоминаний, объединяющих в нерасторжимую целостность и младенца, и старика. И ещё есть чувство Я, не изменяющееся в ходе жизни.

У каждого возраста свои преимущества и утраты. Внимательно вглядитесь в "свой фотопортрет". Сейчас вы поможете нам УЗНАТЬ некоторые знаменательные факты вашей жизни, продолжив предложения

В прошлом ...

В настоящем ...

В будущем ...

Перед каждым учеником вспомогательная табличка, которую можно использовать при выполнении задания:

Факты моей биографии

первый день в школе

торжественные проводы на пенсию

первая прочитанная сказка

начало трудовой деятельности

семейное торжество

встреча с хорошим человеком

рождение первого ребёнка

рождение первого внука

поступление в институт

привязанность домашнего животного

первая любовь

открытие красоты природы

и т. д.

Условия: гармоничное сочетание деловой, семейной, духовной сфер; своевременность наиболее характерных событий.

События, указанные в табличках, нужно конкретизировать, говорить от имени того человека, который изображён на журнальном портрете, указав его возраст и имя).

Всему своё время и время всякой вещи под небом;

Время рождаться и время умирать;

Время насаждать и время вырывать посаженное;

Время убивать и время врачевать;

Время разрушать и время строить;

Время плакать и время смеяться;

Время сетовать и время плясать;

Время разбрасывать камни и время собирать камни;

Время обнимать и время уклоняться от объятий;

Время искать и время терять;

Время сберегать и время бросать;

Время раздирать и время сшивать;

Время молчать и время говорить;

Время любить и время ненавидеть

(Экклезиаст, 15, 3, 1-8. автор одной из книг Ветхого Завета)

(После ответов учащихся в круг на доске помещается табличка ЗНАНИЕ).

Любовь — ещё и УВАЖЕНИЕ. Уважение к человеку, к чужому мнению, вкусу, труду, возрасту. Каждый возраст — это особый человеческий мир. Чем заполнен этот мир? Стихотворные строки помогут вам определить, что входит в круг жизни вашего возраста, каковы его преимущества и недостатки.

Во время беседы можно использовать стихи, которые помещены на обратной стороне фотопортретов соответственно "возрасту".

ДЕТСТВО

Н. Заболоцкий

Огромные глаза, как у нарядной куклы,
Раскрыты широко. Под стрелами ресниц,
Доверчиво-ясны и правильно-округлы,
Мерцают ободком младенческих зениц.
На что она глядит? И чем необычаен
И сельский этот дом, и сад, и огород,
Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин,
И что-то вяжет там, и режет, и поёт?
Два тощих петуха дерутся на заборе,
Шершавый хмель ползёт по столбику крыльца.
А девочка глядит. И в этом чистом взоре
Отображён весь мир до самого конца.
Он, это дивный мир, поистине впервые
Очаровал её, как чудо из чудес,
И в глубь души её, как спутники живые,
Вошли и этот дом, и этот сад, и лес.
И много минет дней. И боль сердечной смуты,
И счастье к ней придёт. Но и жена, и мать,
Она блаженный смысл короткой той минуты
Вплоть до седых волос всё будет вспоминать.

ЮНОШАМ

В. Брюсов

Хочу лишь одного — быть вам подобным,
Теперь и после: легким и живым,
Как волны океанские, свободным,
Взносящимся в лазурь, как светлый дым.
Как вы, в себя я полон вещей веры,
Как вам, судьба поёт и мне — живи!
Хочу всего, без грани и без меры,
Опасных битв и роковой любви!
Как перед вами, предо мной — открытый,
В безвестное ведущий тёмный путь!
Лечу вперёд изогнутой орбитой —
В безмерностях пространства потонуть!
Кем буду завтра, нынче я не знаю,
Быть может, два-три слова милых уст
Вновь предо мной врата раскроют к раю,
Быть может, вдруг мир станет мёртв и пуст.
Таким живу, таким пребуду вечно, —
В моих, быть может, чуждых вам стихах,
Всегда любуясь юностью беспечной
В неугасимых молодых зрачках.

ЮНОШАМ

В. Брюсов

Живой мечтой вы жаждете свободы,
Вы верите в безумную любовь,
В вас жизнь бушует, как морские воды,
В вас, как прибой, стучит по жилам кровь;
Ваш зорок глаз и ваши лёгки ноги,
И дерзость подвига волнует вас,
Вы не боитесь — ищете тревоги,
Не страшен — сладок вам опасный час;
И вы за то мне близки и мне милы,
Как стеблю тонкому мила земля:
В вас, в вашей воле черпаю я силы,
Любуясь вами, ваш огонь деля.
Вы - мой прообраз. Юности крылатой
Я, в вашем облике, молюсь всегда.
Вы — то, что вечно, дорого и свято,
Вы — миру жизнь несущая вода!

В. Солоухин

Конечно,
Когда пожилому, в сущности, человеку
Предлагают снова семнадцатилетний возраст,
Очень трудно не соблазниться.
Но меня не обманешь.
В семнадцать лет передо мною лежало
Моё собственное туманное будущее.
Оно зависело в равной степени от меня
И от сцепления миллионов
не зависящих от меня
Случайностей и обстоятельств.
Семнадцать лет —
ни одного написанного стихотворения.
Семнадцать лет — в будущее,
которого я не знаю,
Уводят тысячи разнообразных дорог.
А вдруг я не попаду на эту,
на единственную, правильную, мою?
Единственно,
Для чего стоило бы вернуться
в минувшие годы —
Чтобы не сделать несколько досадных, постыдных ошибок
В отношениях с людьми,
В отношениях с вещами,
В отношеньях с самим собой.
Но кто мне скажет, что, исправляя эти ошибки,
Я не наделаю новых,
Ещё грубее и хуже?

МОЛИТВА МАТЕРИ

А. Яшин

Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе, око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые, —
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу, не за деньги стою.
Вдохни, сердобольная, в грудь мою
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы, на всю семью —
На мужа, на сына, на дочерь мою,—
На каждый характер хватило,
На все их сомнения и смятения,
На спотыкания и причуды,
На завихрения и увлечения,
На заблуждения и отстуды.
Только любовь открывает сердца,
Лишь перед ней отступает горе.
Мне нужно очень много любви.
Ты — мать, ты меня понимаешь.

А. Жемчужников

Сколько мне жить?…
Впереди — неизвестность.
Жизненный пламень ещё не потух;
Бодрую силу теряет телесность,
Но, пробудясь, окрыляется дух.
Грустны и сладки предсмертные годы!
Это привычное мне бытие,
Эти картины родимой природы —
Всё это словно уже не моё.
Плоти не чувствую прежней обузы;
Жду перехода в обитель теней;
С милой землёй расторгаются узы,
Дух возлетает всё выше над ней.
Чужд неспокойному страсти недугу,
Ведая тихую радость одну -
Словно хожу по цветистому лугу,
Но ни цветов, ни травы уж не мну.

(Сроки, наиболее полно отражающие суть данного возраста, учащиеся подчёркивают.)

В процессе беседы выявляются характерные черты каждого возраста:

Возраст

Положительные черты

Отрицательные черты

Детство

Я САМ, Я БОЛЬШОЙ, Я КАК ПАПА

Открытие мира непосредственность восприятия вера в необычайное склонность к познанию Неуправляемость чрезмерная эмоциональность эгоцентризм БРАТЬ, А НЕ ОТДАВАТЬ
Юность

Я ВЗРОСЛЫЙ

Открытие себя и других людей в мире открытие собственной уникальности открытие таинственности другого Я мечтательность Критика несовершенства мира зависимость от родителей чувство неполноценности
Зрелость

ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО? ЕСЛИ НЕ СЕЙЧАС, ТО КОГДА?

Адаптация к миру; формирование индивидуальности жизненная активность социально-профессиональный расцвет свобода Зависимость от социальной обстановки “расколдование” мира прагматизм ОТДАВАТЬ, А НЕ БРАТЬ
Старость

НЕ ЧЕГО Я ХОЧУ, А ЧЕГО ТЫ

Созерцание мира мудрость, опыт, цельность интерес к миру, человечеству наличие свободного времени сосредоточенность на смысле существования свобода от игры страстей Физическое увядание выпадение из “жизненных бегов” отсутствие временных перспектив

В круги ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ЗРЕЛОСТЬ, СТАРОСТЬ на доску помещаются стихотворные отрывки, например:

ДЕТСТВО

ЮНОСТЬ

ЗРЕЛОСТЬ

СТАРОСТЬ

...в этом чистом взоре

Отображён весь мир до самого конца

Хочу всего, без грани

и без меры,

Опасных битв и роковой любви!

Только любовь открывает сердца,

Лишь перед ней

отступает горе

Ведаю тихую радость одну - Словно хожу по цветистому лугу - Но ни травы, ни цветов уж не мну

На доску в круг помещается табличка “УВАЖЕНИЕ”.

Тот, кто любит, ОТВЕЧАЕТ. Он чувствует себя так же ответственным за своих собратьев, как за себя. Это относится, прежде всего, не только физическим, но и душевным нуждам другого.

Расскажите, как понятие "ответственность" преломляется в людях разных возрастных категорий, ответив на вопросы анкеты:

1. Что в жизни для тебя самое приятное?

2. Самое трудное?

3. Самое утомительное?

4. Самое прекрасное?

Ответ должен отражать "свои" возрастные особенности и быть записан в третий столбец таблички в тетради. После беседы в круг на доску помещается табличка “ОТВЕТСТВЕННОСТЬ”.

ЗАБОТА скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет разных людей. Забота сопутствует нам от рождения и до последнего дня.

Забота — вот что объединяет людей, крепит память о прошлом, направлена целиком в будущее.

Пусть вас натолкнут на воспоминания эти приятные находки (закончить предложение):

Понятие ЗАБОТА связано для меня с этим предметом, потому что напоминает мне ...

(Учащиеся достают из шкатулки предметы, прикрытые платком: книга, цветок, игрушка, пустышка, очки, клубок вязальный, мячик, обручальное кольцо, ручка…

После ответов в круг на доску помещается слово “ЗАБОТА”).

Завершился ЧАС ученичества сегодняшнего занятия. Надеюсь, учиться Любви, объединяющей людей, т. е. уважению, знанию, ответственности и заботе вы не перестанете всю жизнь, каждое её МГНОВЕНИЕ. Из мгновений рождается вечность - это заключительный лист нашего КАЛЕНДАРЯ.

ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ ВЕЧНОСТИ, ИБО ОН НЕ ВЕЧЕН.

ЕСЛИ БЫ ОН БЫЛ ВЕЧЕН, ТО МОГ БЫ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ РОСКОШЬ ЖИТЬ

ПО ЗАКОНАМ МГНОВЕНИЯ. Е. БОГАТ

В заключение выясним, что же сближает нас, людей разного возраста?

(Ответ записывается в тетрадь в четвёртый столбец таблички; возможные варианты: национальность, место, время, кровь, язык, желание жить счастливо ...)

Вот и объединились в единое целое круги каждого возраста. Мы — не дети, юные, взрослые и старики, мы — ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Каждый возраст человека прекрасен.

Человечность заключается в способности отнестись к любым рамкам, любой иерархии как к чему-то условному и увидеть в другом не представителя какой-то враждебной группировки, а Человека.

Завершился круг нашего занятия. Ещё несколько мгновений — и прозвенит звонок. Но жизнь движется дальше. Человечество — единый и непрерывный организм — на протяжении всей своей истории ничего не замыкает и ничего не оканчивает. Ведь очень важно каждому чувствовать себя не случайным человеком на земле, а продолжателем и одновременно продолжением — национальным продолжением своего народа. И чувство это не может прийти само по себе — оно опирается на те деяния, которые совершены были его нацией на протяжении всей истории своего развития. Наш КАЛЕНДАРЬ не закончен, его продолжает эта фотография, на которой Свято-Троицкий храм с. Кстинино. Она будет для нас напоминанием о дороге, которую прошли поколения живущих до нас людей и пройдём мы.

(Звучит песня в исполнении Ж. Бичевской "Родник", музыка и слова иеромонаха Романа):

Если тебя неудача постигла,
Если не в силах развеять тоску,
Осенью мягкой, осенью тихой,
Выйди скорей к моему роднику.
За родником — белый храм,
Кладбище старое.
Этот забытый край
Русь нам оставила.
Если глаза затуманились влагой
Из родника поплещи на глаза.
Можешь поплакать, спокойно поплакать,
Кто разберет, где вода, где слеза?
Видишь, вон там журавли пролетели,
У горизонта растаял их крик.
... А если ты болен, прикован к постели,
Пусть тебе снится целебный родник.
За родником — белый храм,
Кладбище старое.
Этот забытый край
Русь нам оставила.

Песня говорит нам: черпай на протяжение всего времени своей жизни силы из родника любви, которую дают тебе люди, отдалённые от тебя во времени и пространстве и живущие рядом, постарайся быть для других таким же чистым родником.