Цели урока.
Образовательная: обобщить и
систематизировать знания о правильных
многоугольниках, вписанных в окружность и
описанных возле окружности.
Тема урока рисунка: “Орнамент, выполненный в тоне” (урок применения знаний и умений).
Цели урока.
- Образовательная: обобщить и систематизировать знания по составлению орнамента из раппорта.
- Развивающая: развитие основ композиционного построения орнамента, развитие художественного вкуса.
- Воспитательная: воспитать эстетическое отношение к выполненной работе, к аккуратности.
Наглядные пособия: технологические карты по росписи и по резьбе, технологические карты по составлению композиции орнамента, технологические карты по темам: “Орнамент. Виды орнамента”, “Виды геометрического орнамента” (Приложение 1), предметы быта (разделочные доски, сумки, варежки, вазы) с изображением орнамента, таблица “Вписанные и описанные окружности” ((Приложение 2)).
Оборудование: карандаши, линейки, циркули, краски, кисточки, раздаточный материал (сигнальные карточки красного и синего цвета).
Методы обучения: систематизирующий, словесные и наглядные.
Структура урока:
- Организационный момент (сообщение цели и темы урока) (3 мин).
- Повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений (7 мин).
- Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний (7 мин).
- Выполнение практической части урока (25 мин).
- Подведение итогов урока (3 мин).
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент. Учитель математики: - Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас необычный урок – бинарный, то есть вести его будут сразу два учителя-математики и рисунка. - Думаю, многие из вас задаются вопросом о том, какая связь может быть между математикой и рисунком, между точной наукой и искусством? Отвечаю: “ Самая прямая, так как уверена, что практически на каждом уроке по спецтехнологии, живописи или производственного обучения вы сталкиваетесь с теми или иными понятиями математического характера. Да даже если посмотреть вокруг нас, все созданное природой или руками человека, напоминает, хотя бы отдаленно, геометрические формы”. - А так ли важно знание математики, знание свойств геометрических фигур, тел в вашей специальности, является ли это залогом успешности вашего творчества? Залогом вашего профессионализма? Вот это нам и предстоит сегодня выяснить, насколько значимы и применимы получаемые математические знания и умения в вашей профессии, а если говорить конкретнее, насколько важно знать и уметь применять свойства геометрических фигур при составлении орнамента. А тема нашего урока “Окружности, вписанные в правильные многоугольники и орнамент”, откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и число. Повторение ранее изученного.
- Но сначала давайте вспомним свойства геометрических фигур. Сейчас мы с вами немного поиграем, игра называется “да - нет”. На столах у каждого из вас 2 карточки: красная и синяя, я буду зачитывать вам утверждения, а вы должны будете ответить с помощью карточек, если вы согласны с утверждением, то поднимаете красную карточку, что означает “да”, если нет то синюю, то есть “нет”. Итак, ребята, начнем, будьте внимательны:
- Молодцы, с заданиями справились отлично. А теперь посмотрите, пожалуйста, на этот плакат (Приложение 1), что здесь изображено? - Верно? А из каких фигур этот состоит этот орнамент? Учитель рисунка: - Вспомните, пожалуйста, основные моменты прошлых уроков на тему “Орнамент”. Что такое орнамент? Дайте, пожалуйста, определение. - Правильно, спасибо. - Мы знаем, что орнамент служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, применяется в графике и т.д. Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась его основная задача – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным. - Свойства орнамента зависят от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает. Давайте вспомним, в зависимости от чего и, на какие виды делится орнамент.
- На предыдущих уроках мы рассматривали с вами 7 типов орнаментов из 17 возможных. Какие это виды? Перечислите, пожалуйста.
Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей системы знаний. Учитель математики: - Вы видите, ребята, что геометрические фигуры играют ведущую роль при составлении орнамента. Кроме того, здесь используются свойства вписанных и описанных окружностей, которые мы с вами должны сегодня вспомнить, так как это нужно нам и для более углубленного изучения темы “Многогранники”, которую мы начали с вами на уроках математики. - Посмотрите, пожалуйста, на таблицу (Приложение 2). Возле любого ли многоугольника можно описать окружность? - Вспомните, пожалуйста, в чем состоит свойство окружности, описанной вокруг многоугольника? - Верно, а вписанная окружность, каким свойством обладает? - Молодцы, все помните. Теперь, пожалуйста, в тетрадях сделайте следующее построение: нужно вокруг равностороннего треугольника описать окружность, и в него же вписать окружность. Где будет находиться центры этих окружностей и будут ли они совпадать? - Все верно, молодцы, вот именно поэтому точку пересечения биссектрис углов равностороннего треугольника называют ортоцентром, так как он является центром и для вписанной, и для описанной окружности, причем если стороны равноудалены от центра, то это радиус вписанной окружности, а расстояние от центра до вершин - радиус описанной окружности. Выполнение практической части урока. - И вот теперь, применяя свойства геометрических фигур, изученных ранее, давайте попробуем вписать окружность в многоугольники и описать вокруг них же окружности. Но мы будем рассматривать правильные многоугольники. Работы выполняйте на альбомном листе. (Каждый этап построений выполняется на доске учащимися). Итак: 1). По двум диагоналям ромба, равным по 10 см каждая, построить ромб. - Какое свойство будете использовать? - Все верно, хорошо, садись на свое место, пожалуйста. 2). Вокруг ромба описать окружность. - Какой радиус окружности нужно взять, чтобы выполнялось свойство описанной окружности.
- Хорошо, садись, пожалуйста.
3). В ромб вписать окружность. - Подумайте, какой радиус надо взять, чтобы получилось верное построение?
- Отлично, садись на свое место, пожалуйста.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, у нас получился элемент орнамента, который состоит из геометрических фигур. Учитель рисунка: - А сейчас мы эти построения перенесем в искусство. Вы знаете, что не всякий узор можно назвать орнаментом, узор, свободно заполняющий плоскость таковым не является. Для орнамента важен ритм повторяющихся элементов. Если повторяющиеся элементы орнамента - мотивы легко выделяются, то можно развивать композиционное построение орнамента. Это ритмическое построение можно достичь за счет различных приемов. - В первую очередь разнообразный ритм создает раппортное повторение мотива, когда мотив повторяется через одинаковые интервалы. Например, линейный орнамент, замкнутый орнамент. - Сейчас мы с вами выполним работу в тоне- карандашами и красками. А потом посмотрим, как можно из одного элемента построить различные виды орнаментов. Учитель рисунка: - Вот ребята уже заканчивают свои работы. Посмотрите, пожалуйста, как из этих отдельных элементов можно составить более сложный, красивый орнамент (показать приемы составления орнамента). - Ну, а теперь, ребята, скажите, пожалуйста, можно ли было, не зная всех свойств геометрических фигур, построить точный рисунок. - Верно, ведь орнамент строиться на точных расчетах. Вот и получается, куда ни глянь, чем ни займись, кругом сплошная математика, более того, не зная математики, многого вы в своей работе не сделаете. Из отдельных элементов, выполненных учащимися, создаются различные орнаменты. Выставляются две оценки за урок - по математике и рисунку. - Спасибо за урок, ребята. До свидания. |
Открывают тетради, записывают.
- Да. - Нет. - Квадрат. - Да. - Нет. - Нет. - Да. - Да. - Да. - Да. - Да. - Геометрический орнамент. - Квадраты, треугольники (равносторонние), т.е. правильные многоугольники.
- Орнамент - это украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании, организованном расположении элементов.
- В зависимости от характера мотивов различают: растительный, геометрический, геральдический, зооморфический, антропоморфический, комбинационный. По характеру композиционных схем: ленточный, сетчатый и т.д. - Это сетчатый, где композиция строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. Применяется для оформления пола, потолка, стен в ванных комнатах, для тканей, обоев и т.д. Ленточный - украшение, декоративные элементы которого создают ритмичный ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Применяется в бордюрах, окаймлениях, карнизах и т.д. Замкнутый узор, который помещают в конкретную форму: квадрат, овал, ромб. Применяется для изображения эмблем, гербов, значков и т.д.
- Нет. - Окружность, описанная около многоугольника, проходит через все его вершины. - Она должна касаться всех сторон многоугольника и точкой касания делить сторону пополам. - Да, они совпадают, и этот общий центр является точкой пересечения биссектрис углов треугольника. Делают в тетрадях построение.
- Так как диагонали ромба пересекаются под прямым углом, и точкой пересечения делятся пополам, делаем следующее построение: Достраиваем до ромба - Так как описанная окружность должна проходить через все вершины ромба, значит, радиус будет равен половине диагонали, т.е. 5 см. - По свойству вписанной окружности она должна касаться всех сторон ромба и точкой касания делить сторону пополам, поэтому радиус окружности возьмем равным половине стороны ромба. - Стороны квадрата должны касаться окружности. - Диагонали квадрата равны, и точкой пересечения делятся пополам.
Учащиеся работают самостоятельно на своих листочках.
- Нет. |