Использование стандартного графического редактора на интегрированных уроках информатики и географии в 6-м классе

Разделы: География, Информатика


В курсе информатики 6 класса (учебник Н. В. Макаровой) рассматривается тема “Моделирование окружающего мира”, которая прекрасно согласуется с изучением “Плана местности” на уроках географии.
Сотрудничество учителей двух предметов позволило спланировать и провести ряд интегрированных уроков, которые вызвали большой интерес у школьников.
Учащимся были предложены задания:

  • создание меню топографических знаков;
  • топографический рассказ;
  • построение плана местности методом полярной съёмки;
  • маршрутная съёмка;
  • географические задачи;
  • идём в поход.

Изучая вопросы моделирования, ребята повторяли топографические знаки. Совершенствуя навыки работы с инструментами графического редактора, закрепляли умения работы с картой и компасом.
Результаты детского творчества оформлены в сборники, с которыми могут познакомиться все желающие.
Карточки-задания, приведенные в приложениях, можно распечатать с двух сторон, разрезать и использовать как раздаточный материал.

Тема 1: “Моделирование меню топографических знаков в графическом редакторе Paint" (2 урока)

Цели:

  • Представление о модели.
  • Закрепление темы “План местности”
  • Закрепление навыков работы с фрагментами в графическом редакторе.
  • Межпредметная связь и повышение интереса к учебному материалу.

Программное обеспечение к уроку:

  • стандартный графический редактор Paint.

Подготовка к уроку.

  • Предупредить ребят иметь линейку на уроке.
  • Подготовить набор карточек с топографическими знаками;
  • Приготовить на листочках памятки-задания (см. Приложение 1).

План урока 1:

  1. Модели в жизни человека.
  2. Азбука карты.
  3. Физминутка
  4. Построение библиотеки топографических знаков.
  5. Сохранение работ

Ход урока:

  1. Что такое “модель”? Попытаться выяснить, как это понимают ребята.
  2. С моделями мы встречаемся с самого детства. Игрушки: куклы, машинки и т.д. – модели. Они очень просты, но позволяют маленькому человеку познавать мир, т.к. отражают главные свойства этих вещей. Детская игра (в дочки – матери, в войну) – модель реальных отношений в обществе. Фотомодель интересует нас не как конкретный человек, а как нечто, дающее представление о красивой фигуре, модной одежде. А + В = В + А – это математическая модель переместительного закона сложения. Иногда модель появляется раньше, чем реальный предмет (вспомним создание ракеты).
    Человек начал моделировать окружающий мир с давних времён. Глобус – модель земного шара. С его помощью можно не только увидеть, что Земля – шар, но и смоделировать процесс смены дня и ночи на Земле.
    Таким образом, моделировать можно объекты, процессы и явления. Модель – это искусственно созданное человеком упрощенное представление о предметах, процессах и явлениях реального мира.

  3. План местности – одна из форм моделирования окружающего мира.
  4. Вспомним, с помощью чего создаётся план местности? (С помощью топографических знаков.)
    Какие цвета традиционно используются для графического изображения топографических знаков? (Синий – для отображения водных объектов, коричневый – для изображения рельефа, зелёный – для растительности и чёрный для других объектов.)
    Вспомним основные топографические знаки (по карточкам, сделанным ребятами на уроках географии при изучении соответствующей темы).

  5. Физминутка – упражнения для глаз:
  6. Подобно тому, как мы создавали библиотеку типовых форм для мозаики, создадим библиотеку типовых топографических форм.

Загружаем графический редактор (Пуск – Программы – Стандартные – Paint)

  • Проверим атрибуты рисунка (Лист целиком помещается на экране?)
  • Нарисуем базовый прямоугольник размером 2,5 х 1,5 см.
  • Скопируем его в буфер обмена.
  • Вставляя прямоугольники, рисуем внутри них топографические знаки:
    1. Озеро с заболоченным берегом.
    2. Река с деревянным мостом.
    3. Смешанный лес.
    4. Луг.
    5. Холм с колодцем у подножия.
    6. ЛЭП вдоль шоссе.
    7. Железная дорога.
    8. Мельница.
    9. Строение.
  • Располагаем их вдоль восточной границы листа
  • Сохраняем меню в своём каталоге под именем “гео-меню”.

Ребята получают памятки-задания (см. Приложение 1) и начинают создавать меню топографических знаков, периодически сохраняя свою работу.

  1. К концу урока подписываем рисунок и, сохранив работу, выходим из программы.

План урока 2:

  1. Проблемы создания топографических знаков.
  2. Завершение работы над топографическим меню.
  3. Рассказ в картинках.
  4. Итоги урока

Ход урока:

  1. В начале следующего урока обсуждаем ошибки и проблемы, возникающие у ребят при работе над гео-меню. (“Луг” – черточки идут строго с севера на юг, чередуются в шахматном порядке. “Болото” – черточки – с запада на восток; неправильное применение цветов). Ребята делятся своими “находками”: использование инструмента "Масштаб" при создании луга, болота, копирование мелких деталей, и т.д.).
  2. Продолжаем работу над своим гео-меню.
  3. Физминутка.

  4. Те, кто закончит создавать меню топографических знаков, перевернув карточку с заданием, находят пример рассказа о путешествии. Ребята могут составить свой рассказ, заменяя в тексте названия географических объектов их топографическими знаками.
  5. Пример рассказа – в Приложении 1.
    Для создания рассказа открыть гео-меню, сохранить его под новым именем “гео-рассказ” Работу озаглавить и подписать.

  6. Подводим итоги урока. Оцениваем правильность создания топографического меню. Отдельно – рассказ в картинках.

Тема 2: “Моделирование плана местности в графическом редакторе Paint” (2 урока)

Цели:

  • Повторение темы “План местности”.
  • Использование графического редактора для создания модели.
  • Межпредметная связь и повышение интереса к учебному материалу.

Программное обеспечение к уроку:

  • Стандартный графический редактор Paint.

Подготовка к уроку:

  • Предупредить ребят  иметь линейку на уроке.
  • Приготовить на листочках памятки-задания (см. Приложение 2).
  • Приготовить файл гео-рис с планшетом и сеткой. (см. Рисунок 1).

План урока 1:

  1. План местности, полярная съёмка.
  2. Разбор плана выполнения работы.
  3. Физминутка.
  4. Моделирование методом полярной съёмки.
  5. Сохранение работ.

Ход урока:

  1. На прошлом занятии мы создали меню топографических знаков.
    Достаточно ли этого для создания плана местности?
    Что ещё надо знать?
  2. Необходимо ориентироваться в направлениях по сторонам горизонта.
    Какие направления мы знаем? (Север, юг, восток, запад.)
    Что такое азимут? (Азимут  – угол между направлением на север и на заданный объект.)
    Вспомним, как изображают на плане северное, южное, восточное и западное направление и их азимут.
    Какому направлению соответствует азимут:
    – 110о? (Юго-восток.)
    – 200о? (Юго-запад.)
    – 300о? (Северо-запад.)
    – 30о? (Северо-восток.)
    А как в графическом редакторе провести линию строго на север, восток, запад? (Использовать клавишу Shift.)
    Как провести линию по азимуту 450, 1350, 3150? (Тоже использовать клавишу Shift.)
    Что делать, если линия не нужна на плане (Использовать вспомогательный цвет для построения.)
    Какие методы съёмок нам известны? (Маршрутная, полярная.)
    Съёмка из одной точки  – полярная. Как построить план методом полярной съёмки? (Нанести направление "север-юг" в верхнем левом углу; нанести масштаб в нижнем правом углу, выбрать точку наблюдения – полюс – в центре листа.)
    Какие виды масштаба знаем? (Численный, именованный, линейный.)

  3. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить задание: построение плана местности способом полярной съёмки.
    Разберём алгоритм выполнения работы:
  4. Для выполнения задания используем меню топографических знаков.

  • Загрузить Paint.
  • Открыть файл "гео-рис".
  • Скопировать в буфер обмена планшет для задания 1 и сетку для задания 2.
  • Открыть свой файл "гео-меню".
  • Сохранить его как "гео-план".
  • Вставить из буфера на свой лист планшет и сетку.
  • Выполнить по карточке задание 1:
    1. В верхнем левом углу указать направление "север-юг".
    2. В нижнем правом углу записать масштаб: в 1 см - 100 м (численный и именованный).
    3. В центре листа выбрать точку  – полюс.
    4. Провести линии  – направления в соответствии с заданным азимутом.
    5. При помощи линейки отметить по направлениям расстояния с учётом масштаба.
    6. В отмеченных точках нанести условные знаки, соответствующие указанным объектам.
  • Сохранить рисунок.
  1. Физминутка – упражнения для глаз.
  2. Ребята получают памятку и выполняют задание 1: построить план местности.
    Задания по вариантам приведены в Приложении 2.
  3. . В конце урока подписываем и, сохранив работу, выходим из программы.

План урока 2:

  1. Ориентирование на местности.
  2. Завершение полярной съёмки.
  3. Моделирование плана местности по описанию.
  4. Итоги урока

Ход урока:

  1. Повторяем направления по сторонам горизонта. Вспоминаем, какой берег реки считается левым, какой – правым. (“Встать” лицом по течению реки.)
  2. Если река течёт с восток а на запад, где на плане будет правый берег? (На севере.)
    А если – с запада на восток – где правый берег? (На юге.)
    Разрешаем проблемы, возникшие при построении плана.

  3. Ребята продолжают работу над заданием 1.
  4. Те, кто закончил построение плана, выполняют задание 2. В указанном квадрате создать по описанию фрагмент плана местности с использованием сочетания топографических знаков, с учётом направлений по сторонам горизонта (см. Приложение 2).
  5. Подводим итоги урока по каждому заданию.

Тема 3: “Маршрутная съёмка ”

Цели:

  • Формирование умения изображения на плане направлений, расстояний в масштабе, обозначения объектов условными знаками.
  • Отработка навыков использования инструментария графического редактора при создании модели местности.
  • Выполнение работы по циклическому алгоритму
  • Межпредметные связи, повышение интереса к учебному процессу.

Программное обеспечение к уроку:

  • Стандартный графический редактор Paint.

Подготовка к уроку:

  • Предупредить ребят иметь линейку на уроке.
  • Приготовить на листочках памятки – задания (см. Приложение 3).
  • Подготовить графический файл гео-рис2. (см. Рисунок 2).

План урока:

  1. Особенности маршрутной съёмки.
  2. Разбор плана выполнения работы.
  3. Физминутка
  4. Моделирование плана местности способом маршрутной съёмки
  5. Итоги урока

Ход урока:

  1. На прошлом занятии мы создали план местности способом полярной съёмки. А если мы собираемся на экскурсию или в поход и хотим зафиксировать свой маршрут, удобно ли использовать полярную съёмку? (Надо использовать маршрутную съёмку.)
  2. В чём отличие маршрутной съёмки от полярной? (Определение азимута и отсчёт расстояния ведётся не из одной точки, а каждый раз от предыдущей точки маршрута к следующей.)
    Сегодня на уроке нам предстоит построить план местности методом маршрутной съёмки.

  3. Разберём алгоритм выполнения работы.
  4. Для выполнения задания снова воспользуемся созданным вами меню топографических знаков.

  • Загрузить Paint.
  • Открыть файл "гео-рис2".
  • Скопировать в буфер обмена планшет.
  • Открыть свой файл "гео-меню"
  • Сохранить его как "гео-маршрут".
  • Вставить планшет из буфера на свой лист
  • Выполнить задание по карточке:
    1. В верхнем левом углу указать направление "север-юг".
    2. В нижнем правом углу записать масштаб: в 1 см - 200 м
    3. В левом нижнем углу отметить точку. Это школа, отсюда начинается наш маршрут.
    4. Из этой точки провести вспомогательным цветом линию направления на следующую точку - ориентир.
    5. При помощи линейки отложить расстояние до следующего ориентира с учетом масштаба.
    6. В отмеченной точке поставить условный знак, соответствующий указанному объекту
    7. Повторять пункты 4 – 6, пока не придёте к дому.
    8. Маршрут выделить тонкой красной линией.
    9. Вспомогательные построения убрать.
    10. Работу подписать, сохранить.

При выполнении работы нам придётся повторять несколько раз подряд одинаковые действия (4–6). Как называют такие алгоритмы? (Циклические.)
Как убрать лишние линии на плане, не испортив условные знаки? (Использовать для вспомогательных линий “серый”вспомогательный цвет.)

  1. Физминутка – упражнения для глаз.
  2. Ребята получают памятку задание: и приступают к построению маршрута своего путешествия.
  3. Подводим итоги урока.

Тема 4: “Идём в поход”

Цели:

  • Формирование навыков работы с топографической картой и компасом.
  • Закрепление навыков работы с фрагментом рисунка и надписью.
  • Моделирование процесса движения по местности с помощью компаса и карты
  • Межпредметная связь, повышение интереса к учебному материалу.

Программное обеспечение к уроку:

  • Стандартный графический редактор Paint.

Подготовка к уроку:

  • Предупредить ребят иметь линейку на уроке.
  • Приготовить графический файл “поход” (см. Рисунок 3) с фрагментом топографической карты и компасом, точками маршрута, нанесёнными на карту и таблицей для заполнения.

План урока:

  1. Подготовка к походу.
  2. Разбор плана выполнения работы.
  3. Физминутка.
  4. Работа с картой и компасом.
  5. Итоги урока.

Ход урока:

  1. Сегодня на уроке мы отправимся в поход. Двигаясь от одного ориентира (точки) к другому, вы будете определять расстояния между ними, направление движения из одной точки на следующую и азимут.
    Что нам надо взять с собой, чтобы не заблудиться? (Карту и компас.)
    А как определить по топографической карте азимут от исходной точки на другую? (Соединить точки на карте линией. Поставить компас в исходную точку синей стрелкой на север. Линия, соединяющая точки, укажет на шкале компаса азимут.)
    А расстояния между пунктами на местности как определить? (Измерить на карте расстояние между ними и умножить на масштаб.)
  2. Чтобы поход прошёл успешно, договоримся о правилах, которые необходимо выполнять в пути:
  1. Загрузить Paint.
  2. Открыть файл "поход".
  3. Сохранить его как " поход_6_".
  4. Движение начнем от села Зорино (точка № 0).
  5. В первой колонке таблицы вы увидите номера ориентиров (точек), к которым вы будете двигаться.
  6. Соедините тонкой красной линией точки по порядку – проложите маршрут.
  7. Во вторую колонку занесите название ориентиров (село хвойное дерево, мост и т.п.).
  8. Название пишите за пределами таблицы, подберите подходящий размер шрифта, цвет, начертание. Затем, выделите этот текст без фона и поместите в таблицу.
  9. Измерьте линейкой расстояние между ориентирами, запишите в таблицу (колонка 3).
  10. Пользуясь масштабом, указанным на карте, переведите расстояние из см в м.
  11. Запишите в таблицу (колонка 4).
  12. Определите расположение ориентира по отношению к месту наблюдения (С, С-В, …, занесите в таблицу (колонка 5).
  13. Определите азимут, по которому будете двигаться к ориентиру (точке).

Для этого:

  1. Выделите изображение компаса без фона.
  2. Переместите компас в точку, из которой будете определять азимут.
  3. Определите по компасу азимут, по которому вы будете двигаться к следующей точке.
  4. Верните компас за рамки карты!
  5. Запишите азимут в таблицу (колонка 6).

Внимание! Не потеряйте компас: не снимайте с него выделение. Иначе компас “прилипнет” к карте!

А что делать, если компас все же “потерялся”? (Откатку "Правка" отменить.)

  1. Физминутка – упражнения для глаз
  2. Ребята получают памятку и выполняют задание: (см. Приложение 4). Счастливого Пути!!!
  3. Подводим итоги урока.

Приложение 5.