Цели:
дидактические:
- закрепление нумерации чисел в пределах 10;
- совершенствование вычислительных навыков в пределах 10;
- закрепление умения решать простые задачи;
коррекционно-развивающие:
- развитие памяти, внимания;
- развитие мелкой моторики, пространственной ориентации;
- развитие речи (с использованием математических терминов).
воспитательные:
- закрепление умения точно выполнять полученную инструкцию;
- формирование положительной мотивации и привитие интереса к предмету.
Оборудование:
- опорные таблицы;
- иллюстративный материал (рисунки, карточки);
- разрезной конструктор на каждого уч-ся, станочки для шнурования;
- кассы цифр;
- мяч.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, потому что мы отправимся в гости к героям ваших любимых сказок. В этом путешествии вам понадобятся знания о числах до 10.
По команде учителя учащиеся встают у своих мест и проговаривают чистоговорку, изображая движениями паровоз.
Паровоз
Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!
(Дети садятся за парты)
Учитель:
Путь наш продолжается,
Сказки начинаются.
Учитель предлагает учащимся отгадать загадку:
Есть у мамы-козы
Умненький ребенок,
Знает счет до 10
Маленький …(козлёнок) – (сказка Альфа
Прёйсена “Про козленка, который умел считать до
десяти”)
Учитель (помещает на доску иллюстрацию, на которой изображен козленок) и предлагает: “Давайте посчитаем вместе с козленком”.
Учитель бросает по очереди учащимся мяч и дает задание:
- посчитай от 3 до 7
- посчитай от 5 до 9
- посчитай от 8 до 4 и т.п.
Проводится математический диктант (дети работают с кассой цифр - каждый на своем рабочем месте). Учитель спрашивает:
- какое число при счете стоит перед числом 9?
- какое число при счете следует за числом 5?
- какое число больше, чем 3, но меньше 5?
- какое число находится между числами 2 и 4?
- какое число стоит слева от числа 2?
Проверка: 8 6 4 3 1
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают, анализируя составленный числовой ряд.
- В каком порядке выстроились числа? (Числа стоят в обратном порядке)
- Что это значит? (Это значит, что они стоят в порядке от самого большого числа до самого маленького.)
- Назовите числа в прямом порядке.
- Каких чисел не достает? (2 5 7 9 10)
II. Устный счёт.
Учитель:
От козлёнка уезжаем -
В другую сказку попадаем.
Учитель предлагает следующую загадку.
Он не близок, не далёк,
Он не низок, не высок.
Что же это?… (Теремок)
На доску прикреплен “теремок”. Под пустыми окошками – карточки с примерами. Рядом находятся картинки с изображением животных, которые держат таблички с цифрами.
(Рисунок 1)
Задание: решить примеры и узнать, кто на каком этаже живет.
Рис. 1
После расселения животных учитель задает вопросы:
- кто живет ниже всех?
- кто живет выше всех?
- кто живет на среднем этаже?
Учитель:
Проезжаем теремок,
Продолжаем наш урок.
Следующая загадка.
В большой шляпе, озорной,
Шустрый коротышка.
Ничего не знает он,
Не читает книжки. (Незнайка) —>
иллюстрация
Учитель: Незнайка решил заняться математикой, но совсем запутался. Надо ему помочь!
Задание: вставить пропущенные знаки и числа (карточки-заготовки – на магнитной доске)
Дети объясняют так:
“7 меньше, чем 9 – значит надо поставить знак “минус”; чтобы получилось 7, надо из 9 вычесть число 2”; “8 больше, чем 2 – значит, поставлю знак “плюс”; чтобы получить 8, надо к 2 прибавить 6” и т.д.
III. Чистописание.
Учитель:
А теперь внимание!
Минутка чистописания.
Догадайтесь, какую цифру мы будем сегодня писать? (Учитель выставляет на доску квадрат, затем картинку с цветком из 4-х лепестков, картинку с изображением собаки)
Дети объясняют свои догадки:
Мы будем писать цифру 4, так как у квадрата - 4 стороны (4 угла, 4 вершины), у собаки – 4 лапы, у цветка – 4 лепестка. Число 4 обозначается цифрой 4.
Затем на станке для шнуровки учащиеся шнуруют печатную цифру 4 (рис. 2), после этого прописывают в тетради письменную цифру.
Рис. 2
IV. Решение задач.
Учитель:
Я желаю вам удач
При решении задач.
Устное решение, обратная связь - при помощи сигнальных карточек:
- В одной клетке 3 кролика, в другой клетке столько же. Сколько всего кроликов?
- На тарелке было 7 яблок, 2 яблока съели. Сколько яблок осталось?
- У Маши было 2 шарика. Ей подарили ещё 2 шарика. Сколько шариков стало у Маши?
- На ветке сидело 9 воробьев. 1 улетел. Сколько воробьев осталось?
Загадка.
Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок) - иллюстрация
Учитель: Колобок катился по лесу и у озера повстречал замечательных утят (выставить на наборное полотно 3 серых утенка и 4 желтых).
Динамическая пауза.
Танец маленьких утят (под музыку)
Учитель: Посмотрите на наборное полотно (рис. 3)
Рис. 3
- Утята одинаковые или разные?
- В чем разница? (Они отличаются по окраске)
- Каких утят больше, а каких меньше?
- Составьте задачу.
Ученики составляют задачу и решают ее в тетради.
Задача-инсценировка. (Учитель читает слова автора, заранее подготовленные дети изобра- жают животных).
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.И пришла к Айболиту лиса:
- Ой, меня укусила оса!И пришел к Айболиту Барбос:
- Меня курица клюнула в нос.И пришел к Айболиту медведь:
- Зуб болит! – да как начал реветь.А за ним прилетела сова:
- У меня болит голова!
За совою пришел и волчок,
У него разболелся бочок.
Вопросы учителя:
- Кто пришел первым?
- Кто пришел за Барбосом?
- За кем прилетела сова?
- Кто пришел последним?
- Сколько всего животных?
(После того, как все герои появились, учитель проговаривает условие задачи.
Дети подбирают к нему вопрос).
Задача:
К доктору Айболиту пришли пятеро животных. 2 из них вылечились и убежали в лес.
Сколько …?
(Задача анализируется, решение записывается в тетрадь)
Динамическая пауза.
Зарядка
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою - три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты сесть опять.
V. Конструирование
Загадка.
Любит гайки и болты,
Крутит шайбы и винты,
С клеем мастерит поделки –
Это мастер …(Самоделкин) - иллюстрация
Учитель: Самоделкин принес на наш урок модель самолета (демонстрируется картинка с изображением самолета, сложенного из различных геометрических фигур) и предлагает вам сконструировать такой же самолет.
Далее выясняется, из каких геометрических фигур составлен самолет, что можно сказать об их количестве, фигуры сравниваются по размеру и т. д. Рисунок 4.
Рис. 4 |
Рис. 5 |
Учащиеся по команде учителя выкладывают на парте такой же самолетик из деталей разрезного конструктора. Учитель проходит по рядам, оценивая работы детей. Потом говорит:
Ночь настала – всё кругом
(дети
закрывают глаза и опускают голову на парту в
руки)
Спит спокойным сладким сном.
(пока дети “спят”,
учитель меняет картинку на доске)
Только солнышко взошло –
Сразу вмиг всё ожило!
Дети открывают глаза, смотрят на доску.
Учитель спрашивает: “Что изменилось?” Рисунок 5.
Динамическая пауза.
Самолёт
Руки – в стороны, в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло - вперед,
Левое крыло - вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
VI. Итог урока.
Учитель: Вот и завершилось наше путешествие, к концу подошел урок.
- Все ли было понятно на уроке?
- Какие задания вызвали трудности?
- Какие задания понравилось выполнять больше всего?
- Как вы сами оцениваете свою работу на уроке?
Оценка работы учащихся учителем.