Описание урока математики в 1-м классе по теме: "Сложение и вычитание чисел в пределах десяти"

Разделы: Начальная школа


Цели:

дидактические:

  • закрепление нумерации чисел в пределах 10;
  • совершенствование вычислительных навыков в пределах 10;
  • закрепление умения решать простые задачи;

коррекционно-развивающие:

  • развитие памяти, внимания;
  • развитие мелкой моторики, пространственной ориентации;
  • развитие речи (с использованием математических терминов).

воспитательные:

  • закрепление умения точно выполнять полученную инструкцию;
  • формирование положительной мотивации и привитие интереса к предмету.

Оборудование:

  • опорные таблицы;
  • иллюстративный материал (рисунки, карточки);
  • разрезной конструктор на каждого уч-ся, станочки для шнурования;
  • кассы цифр;
  • мяч.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, потому что мы отправимся в гости к героям ваших любимых сказок. В этом путешествии вам понадобятся знания о числах до 10.

По команде учителя учащиеся встают у своих мест и проговаривают чистоговорку, изображая движениями паровоз.

Паровоз

Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!

(Дети садятся за парты)

Учитель:

Путь наш продолжается,
Сказки начинаются.

Учитель предлагает учащимся отгадать загадку:

Есть у мамы-козы
Умненький ребенок,
Знает счет до 10
Маленький …(козлёнок) – (сказка Альфа Прёйсена “Про козленка, который умел считать до десяти”)

Учитель (помещает на доску иллюстрацию, на которой изображен козленок) и предлагает: “Давайте посчитаем вместе с козленком”.

Учитель бросает по очереди учащимся мяч и дает задание:

- посчитай от 3 до 7

- посчитай от 5 до 9

- посчитай от 8 до 4 и т.п.

Проводится математический диктант (дети работают с кассой цифр - каждый на своем рабочем месте). Учитель спрашивает:

- какое число при счете стоит перед числом 9?

- какое число при счете следует за числом 5?

- какое число больше, чем 3, но меньше 5?

- какое число находится между числами 2 и 4?

- какое число стоит слева от числа 2?

Проверка: 8 6 4 3 1

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают, анализируя составленный числовой ряд.

- В каком порядке выстроились числа? (Числа стоят в обратном порядке)

- Что это значит? (Это значит, что они стоят в порядке от самого большого числа до самого маленького.)

- Назовите числа в прямом порядке.

- Каких чисел не достает? (2 5 7 9 10)

II. Устный счёт.

Учитель:

От козлёнка уезжаем -
В другую сказку попадаем.

Учитель предлагает следующую загадку.

Он не близок, не далёк,
Он не низок, не высок.
Что же это?… (Теремок)

На доску прикреплен “теремок”. Под пустыми окошками – карточки с примерами. Рядом находятся картинки с изображением животных, которые держат таблички с цифрами.

(Рисунок 1)

Задание: решить примеры и узнать, кто на каком этаже живет.

Рис. 1

После расселения животных учитель задает вопросы:

- кто живет ниже всех?

- кто живет выше всех?

- кто живет на среднем этаже?

Учитель:

Проезжаем теремок,
Продолжаем наш урок.

Следующая загадка.

В большой шляпе, озорной,
Шустрый коротышка.
Ничего не знает он,
Не читает книжки. (Незнайка)
—> иллюстрация

Учитель: Незнайка решил заняться математикой, но совсем запутался. Надо ему помочь!

Задание: вставить пропущенные знаки и числа (карточки-заготовки – на магнитной доске)

Дети объясняют так:

“7 меньше, чем 9 – значит надо поставить знак “минус”; чтобы получилось 7, надо из 9 вычесть число 2”; “8 больше, чем 2 – значит, поставлю знак “плюс”; чтобы получить 8, надо к 2 прибавить 6” и т.д.

III. Чистописание.

Учитель:

А теперь внимание!
Минутка чистописания.

Догадайтесь, какую цифру мы будем сегодня писать? (Учитель выставляет на доску квадрат, затем картинку с цветком из 4-х лепестков, картинку с изображением собаки)

Дети объясняют свои догадки:

Мы будем писать цифру 4, так как у квадрата - 4 стороны (4 угла, 4 вершины), у собаки – 4 лапы, у цветка – 4 лепестка. Число 4 обозначается цифрой 4.

Затем на станке для шнуровки учащиеся шнуруют печатную цифру 4 (рис. 2), после этого прописывают в тетради письменную цифру.

Рис. 2

IV. Решение задач.

Учитель:

Я желаю вам удач
При решении задач.

Устное решение, обратная связь - при помощи сигнальных карточек:

- В одной клетке 3 кролика, в другой клетке столько же. Сколько всего кроликов?

- На тарелке было 7 яблок, 2 яблока съели. Сколько яблок осталось?

- У Маши было 2 шарика. Ей подарили ещё 2 шарика. Сколько шариков стало у Маши?

- На ветке сидело 9 воробьев. 1 улетел. Сколько воробьев осталось?

Загадка.

Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
- иллюстрация

Учитель: Колобок катился по лесу и у озера повстречал замечательных утят (выставить на наборное полотно 3 серых утенка и 4 желтых).

Динамическая пауза.

Танец маленьких утят (под музыку)

Учитель: Посмотрите на наборное полотно (рис. 3)

Рис. 3

  - Утята одинаковые или разные?

- В чем разница? (Они отличаются по окраске)

- Каких утят больше, а каких меньше?

- Составьте задачу.

Ученики составляют задачу и решают ее в тетради.

Задача-инсценировка. (Учитель читает слова автора, заранее подготовленные дети изобра- жают животных).

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

И пришла к Айболиту лиса:
- Ой, меня укусила оса!

И пришел к Айболиту Барбос:
- Меня курица клюнула в нос.

И пришел к Айболиту медведь:
- Зуб болит! – да как начал реветь.

А за ним прилетела сова:
- У меня болит голова!
За совою пришел и волчок,
У него разболелся бочок.

Вопросы учителя:

- Кто пришел первым?

- Кто пришел за Барбосом?

- За кем прилетела сова?

- Кто пришел последним?

- Сколько всего животных?

(После того, как все герои появились, учитель проговаривает условие задачи.

Дети подбирают к нему вопрос).

Задача:

К доктору Айболиту пришли пятеро животных. 2 из них вылечились и убежали в лес.

Сколько …?

(Задача анализируется, решение записывается в тетрадь)

Динамическая пауза.

Зарядка

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою - три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты сесть опять.

V. Конструирование

Загадка.

Любит гайки и болты,
Крутит шайбы и винты,
С клеем мастерит поделки –
Это мастер …(Самоделкин)
- иллюстрация

Учитель: Самоделкин принес на наш урок модель самолета (демонстрируется картинка с изображением самолета, сложенного из различных геометрических фигур) и предлагает вам сконструировать такой же самолет.

Далее выясняется, из каких геометрических фигур составлен самолет, что можно сказать об их количестве, фигуры сравниваются по размеру и т. д. Рисунок 4.

Рис. 4

Рис. 5

Учащиеся по команде учителя выкладывают на парте такой же самолетик из деталей разрезного конструктора. Учитель проходит по рядам, оценивая работы детей. Потом говорит:

Ночь настала – всё кругом                  (дети закрывают глаза и опускают голову на парту в руки)
Спит спокойным сладким сном.         (пока дети “спят”, учитель меняет картинку на доске)
Только солнышко взошло –
Сразу вмиг всё ожило!

Дети открывают глаза, смотрят на доску.

Учитель спрашивает: “Что изменилось?” Рисунок 5.

Динамическая пауза.

Самолёт

Руки – в стороны, в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло - вперед,
Левое крыло - вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.

VI. Итог урока.

Учитель: Вот и завершилось наше путешествие, к концу подошел урок.

- Все ли было понятно на уроке?

- Какие задания вызвали трудности?

- Какие задания понравилось выполнять больше всего?

- Как вы сами оцениваете свою работу на уроке?

Оценка работы учащихся учителем.