Цели:
аналитическое восприятие частей рассказа;
1. Организационный момент
Настроимся на работу! Хочу пожелать активности, внимательности. Вам нужно будет оценить свою работу.
II. Разомнем язычки
1) скороговорка: на елке шишки, на столе книжки (губами, шепотом, в парах?!)
2) чтение согласных (по таблице)
3) откроем учебник на три секунды (сколько слов причли?)
4) какой рассказ Паустовского вы читали дома?
- Сегодня мы говорим о Григе, о его музыке и о многом другом, перечитывая, анализирую этот рассказ.
Прочитайте слова, которые нам встречаются на уроке: Д: Норвегия, Эдвард Григ, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс.
5) прочитайте пословицу: доброе дело само себя хвалит (глазами, хором)
- Как вы понимаете эти слова?
III. Работа над содержанием
- Кто такой Э.Григ?
(Норвежский композитор, который жил и писал музыку более 150 лет назад, но музыка его жива до сих пор, ее знают и слушают во всем мире.
- Слышал ли кто-нибудь из вас его музыку?
- А приходилось ли вам слушать симфоническую музыку?
- Есть ли у вас желание слушать ее?
(Поднимите руку. Возьмите еловые шишки. Наташа прикрепит их на елку.)
- Из скольких частей состоит произведение?
Домашнее задание: озаглавить каждую часть. Откроем первую часть:
Где Э.Григ проводил осень?
Зачитайте описание этого леса?
Как записывает осень Паустовский?
Красиво в норвежском лесу?
Зачем приходил Григ не однажды в лес?
(Бродя по лесу, Григ черпал вдохновение от природы)
Домашнее задание: выучить наизусть описание осени.
- Кого встретил композитор в лесу?
(Попросим ребят напомнить эту встречу – инсценировка)
Подумайте, почему Э.Григу захотелось сделать подарок Дагнии?
Продолжите мысль: Дагни понравилась Григу. Она мала, трудолюбива, доверчива, мила, красива, чуткая, имеет доброе сердце…
- Что наделялась получить в подарок девочка? Почему композитор задержал подарок?
(Он задумал сложный подарок, духовный - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку.)
IV. Обратимся ко второй части
- Прочтите на странице 36 в полголоса и приготовьтесь ответить на вопросы.
- Как выглядела квартира Грига? Почему?
V. Там он писал музыку-подарок Дагни
- Давайте найдем на стр.37, что представлял Григ, когда писал музыку?
- Приготовимся к выразительному чтению
(1 мин. – скороговоркой, затем выразительное чтение)
Домашнее задание: выучить наизусть видения композитора
Физминутка (ролевая разминка)
- Кто подслушивал Грига?
(Закройте глаза, представьте себе это. Встаньте. Изобразите подслушивающих синиц, прачку, Золушку…)
VI. Третья часть
Прошли годы.
- Что изменилось в жизни Дагни?
- Какой она стала?
- Куда отправил ее отец?
- Какими были ее родственники?
VII. Четвертая часть
Дагни часто ходила в театр.
- Какое влияние оказал он на девушку?
- А вы любите театр?
- Любите играть мини-пьески?
- Кто из вас хотел бы стать артистом?
- Что дает вам занятие в театральном кружке?
VIII.
- Почему Дагни пошла на концерт?
- Найдите и прочитайте, какое действие оказала на нее музыка?
- Почему вздрогнула Дагни?
- Прочитайте это объявление про себя на стр. 40.
- Как должен звучать голос при объявлении? (Громко, торжественно).
Объявите! Прочтите!
ХI. И… (чтение отрывка на стр. 40-41 под музыку)
Х. О чем думала Дагни, выходя из парка? (Последний абзац)
- Подготовимся к выразительному чтению
(1 мин., скороговоркой, затем выразительное чтение)
Домашнее задание: выучить представления Дагни.
ХI. Готова ли теперь принять Дагни подарок Грига?
- А кто из вас хотел бы слушать симфоническую музыку?
Возьмите шишки. Прикрепим их на правую сторону ели. Посмотрим на ель. (Сравнить левую и правую сторону)
-Паустовский помог вам начать слушать симфоническую музыку. Ведь музыка может и развеселить, и вызвать другие серьезные глубокие чувства. Эту музыку слушают люди многие годы.
ХII. Прочтите еще раз пословицу. Можно отнести ее к этому рассказу?
Домашнее задание: подготовить живые картинки к рассказу.
ИТОГ
- Благодарю за урок.
- Оцените свою работу на уроке.