Тема урока:
«Правописание окончаний имен существительных в родительном , дательном, предложном падежах».
Цели урока.
- Развивать умение различать падежи по совокупности признаков;
- Отрабатывать навык правописания падежных окончаний имен существительных;
- Развивать орфографическую зоркость, зрительную память;
- Расширять словарный запас.
Ход урока.
I . Организационный момент.
II . Чистописание.
а) Массаж рук. (Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.)
Учитель читает потешку:
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок. ( Хлопают большие пальцы)Сели – посидели,
Песенку запели. ( Хлопают указательные пальцы.)Услыхали ложки –
Вытянули ножки .( Хлопают средние пальцы.)Услыхали калачи-
Попрыгали с печи. (Хлопают безымянные пальцы.)Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать! (хлопают мизинцы.)
б) Минутка чистописания в тетради.
в) Игра «Цепочка слов». Замените в слове сок одну букву так, чтобы получилось новое слово. Запишите цепочку из таких слов.
сок- сом- то м- там- дом
III . Сообщение темы урока.
На доске запись:
- Какое это слово? (словарное).
- В каких падежах записаны эти слова? (В родительном, дательном, предложном падежах).
- Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Правописание падежных окончаний», познакомимся с правописанием словарного слова.
IV . Словарно – орфографическая работа.
а) На доске группа слов:
Календарь, горизонт, агроном, жилище, самолет, хозяйство, пассажир, адрес.
- Какое слово лишнее? Почему? («Адрес» - двусложное слово, а остальные – трехсложные)
- Запомните слова в течение одной минуты и запишите их по памяти.
- В каких случаях мы употребляем слово «адрес» (чтобы сообщить местонахождение какого-либо человека).
б) Упражнение «Свой адрес»
На доске образец оформления конверта.
Кому: Иванову Сергею Васильевичу.
Куда: г. Междуреченск.
Улица Кузнецкая, д.59 кв. 2
- Запишите свой адрес в тетради.
V . Работа по теме урока.
а) Упражнение «График»
На доске записаны существительные.
К скамейке, о подруге, от берега, в постели, у пристани, в тетради, по дороге, из избушки, из-за тучки, на стене.
Задание: на координатном углу указать падеж данных слов.
Учащиеся строят в тетрадях координатный угол (прямой угол). На оси ОХ проставляют числа от 1 до 10. (в зависимости от количества слов). На оси ОУ проставляют названия падежей. На пересечении числа и падежа ставится точка. Затем две ближайшие точки соединяются отрезком.
- Как вы определяли падеж имен существительных? (с помощью вопросов, окончаний).
- Что интересного вы заметили? (слова стоят в родительном, дательном и предложном падежах).
- Какие окончания имеют существительные 1- го склонения в Р., Д., П. падежах?
- Какие окончания имеют существительные 2- го склонения в Р., Д., П. падежах?
- Какие окончания имеют существительные 3- го склонения в Р., Д., П. падежах?
VI . Физкультминутка
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа-хлоп, слева-хлоп .
VII . Работа по теме урока (продолжение)
б) Самостоятельная работа по учебнику.
Упражнение 232, стр. 118
-Выберите существительные 3-го склонения, запишите их в родительном, дательном и предложном падежах.
Р. п |
Д.п. |
П.п. |
Моркови |
Моркови |
О проруби |
Тетради |
Тетради |
О площади |
Помощи |
Помощи |
О насыпи |
Насыпи |
Насыпи |
О помощи |
Площади |
Площади |
О моркови |
Проруби |
Проруби |
О тетради |
Мыши |
Мыши |
О мыши |
- Какое окончание у существительных 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах ? (- и ).
в) Упражнение 239, стр. 121
- Спишите, вставляя окончания. ( Галине Васильевне, от Ларисы Михайловны, Анатолию Владимировичу, от Юрия Ивановича. )
- Ответить письменно на вопросы
г) Письмо под диктовку
Летом мы поехали на Волгу. До пристани нас довезли на машине. Теплоход ждал пассажиров. Мы сели на палубе и любовались природой. К реке спускались горы. Они поросли лесом. Мы поздно легли спать. Утром мы подъехали к Казани.
Задания: выделить изученные орфограммы. Обозначить падеж имен существительных в единственном числе.
VIII . Итог урока
- Что нужно знать, чтобы правильно написать падежные окончания имен существительных?
- Впишите окончания существительных в таблицу:
|
1 скл . |
2 скл . |
3 скл . |
Р.п. |
? |
? |
? |
Д.п. |
? |
? |
? |
П.п. |
? |
? |
? |