Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах"

Разделы: Начальная школа


Тема урока:

«Правописание окончаний имен существительных в родительном , дательном, предложном падежах».

Цели урока.

  1. Развивать умение различать падежи по совокупности признаков;
  2. Отрабатывать навык правописания падежных окончаний имен существительных;
  3. Развивать орфографическую зоркость, зрительную память;
  4. Расширять словарный запас.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Чистописание.

а) Массаж рук. (Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.)

Учитель читает потешку:

Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок. ( Хлопают большие пальцы)

Сели – посидели,
Песенку запели. ( Хлопают указательные пальцы.)

Услыхали ложки –
Вытянули ножки .( Хлопают средние пальцы.)

Услыхали калачи-
Попрыгали с печи. (Хлопают безымянные пальцы.)

Да давай подпевать,
Подпевать да танцевать! (хлопают мизинцы.)

б) Минутка чистописания в тетради.

в) Игра «Цепочка слов». Замените в слове сок одну букву так, чтобы получилось новое слово. Запишите цепочку из таких слов.

сок- сом- то м- там- дом

III . Сообщение темы урока.

На доске запись:

- Какое это слово? (словарное).

- В каких падежах записаны эти слова? (В родительном, дательном, предложном падежах).

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Правописание падежных окончаний», познакомимся с правописанием словарного слова.

IV . Словарно – орфографическая работа.

а) На доске группа слов:

Календарь, горизонт, агроном, жилище, самолет, хозяйство, пассажир, адрес.

- Какое слово лишнее? Почему? («Адрес» - двусложное слово, а остальные – трехсложные)

- Запомните слова в течение одной минуты и запишите их по памяти.

- В каких случаях мы употребляем слово «адрес» (чтобы сообщить местонахождение какого-либо человека).

б) Упражнение «Свой адрес»

На доске образец оформления конверта.

Кому: Иванову Сергею Васильевичу.

Куда: г. Междуреченск.

Улица Кузнецкая, д.59 кв. 2

- Запишите свой адрес в тетради.

V . Работа по теме урока.

а) Упражнение «График»

На доске записаны существительные.

К скамейке, о подруге, от берега, в постели, у пристани, в тетради, по дороге, из избушки, из-за тучки, на стене.

Задание: на координатном углу указать падеж данных слов.

Учащиеся строят в тетрадях координатный угол (прямой угол). На оси ОХ проставляют числа от 1 до 10. (в зависимости от количества слов). На оси ОУ проставляют названия падежей. На пересечении числа и падежа ставится точка. Затем две ближайшие точки соединяются отрезком.

- Как вы определяли падеж имен существительных? (с помощью вопросов, окончаний).

- Что интересного вы заметили? (слова стоят в родительном, дательном и предложном падежах).

- Какие окончания имеют существительные 1- го склонения в Р., Д., П. падежах?

- Какие окончания имеют существительные 2- го склонения в Р., Д., П. падежах?

- Какие окончания имеют существительные 3- го склонения в Р., Д., П. падежах?

VI . Физкультминутка

Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа-хлоп, слева-хлоп .

VII . Работа по теме урока (продолжение)

б) Самостоятельная работа по учебнику.

Упражнение 232, стр. 118

-Выберите существительные 3-го склонения, запишите их в родительном, дательном и предложном падежах.

Р. п

Д.п.

П.п.

Моркови

Моркови

О проруби

Тетради

Тетради

О площади

Помощи

Помощи

О насыпи

Насыпи

Насыпи

О помощи

Площади

Площади

О моркови

Проруби

Проруби

О тетради

Мыши

Мыши

О мыши

- Какое окончание у существительных 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах ? (- и ).

в) Упражнение 239, стр. 121

- Спишите, вставляя окончания. ( Галине Васильевне, от Ларисы Михайловны, Анатолию Владимировичу, от Юрия Ивановича. )

- Ответить письменно на вопросы

г) Письмо под диктовку

Летом мы поехали на Волгу. До пристани нас довезли на машине. Теплоход ждал пассажиров. Мы сели на палубе и любовались природой. К реке спускались горы. Они поросли лесом. Мы поздно легли спать. Утром мы подъехали к Казани.

Задания: выделить изученные орфограммы. Обозначить падеж имен существительных в единственном числе.

VIII . Итог урока

- Что нужно знать, чтобы правильно написать падежные окончания имен существительных?

- Впишите окончания существительных в таблицу:

 

1 скл .

2 скл .

3 скл .

Р.п.

?

?

?

Д.п.

?

?

?

П.п.

?

?

?