Тема урока: "Зимние печали и радости"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • рассказать учащимся об особенностях творчества А. Фета,
  • продолжать работу над анализом поэтических произведений,
  • развивать умение выражать свои мысли,
  • научить разделять восхищенное отношение поэта к природе, родной земле (эстетическое воспитание).

ХОД УРОКА

Целый мир от красоты
От велика и до мала.

А. Фет.

I. Вступительное слово учителя

– На уроках поэзии мы учимся выразительно читать стихи и понимать их, учимся вслушиваться в музыку русского слова. Как вы понимаете слова эпиграфа?

Дети рассуждают.

– Что же такое поэзия? Заглянем в толковый словарь В. И. Даля. Читаем: “Поэзия-изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты; наконец зовут поэзией самые сочинения, писанья этого рода и придуманные для его правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства. Поэт-человек, одаренный природной способностью чувствовать, создавать поэзию и представлять ее словами, творить изящное”. А.А.Фет и есть такой человек, такой поэт. Н.А.Некрасов писал: “Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущением, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет”. Поэтическое наслаждение… Что это такое?

Ученики рассуждают:

– Это минуты, когда ты чувствуешь душой весь мир.
– Когда самое обычное слово становится тайной.
– Когда слово волнует.
– Когда возникают прекрасные образы.
– Когда испытываешь восторг от встречи с прекрасным.

II. Новая тема

– Предлагаю вам испытать поэтическое наслаждение.

Учитель читает стихотворение А.Фета:

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы весят,-
И радостей для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Учитель. В сносках прочитайте значение слова “денница” (утренняя заря).
Фет писал стихи по ночам. Не случайно он сам говорил: “Я ночи свои посвящал поэзии”. А в другом стихотворении Фет писал:

Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках,
Если луна с высоты прямо глядит на меня…

– Что же видит поэт в ночи из окна? Чем наслаждается?
Вот так и простоит у окна до утра. И с первыми лучами солнца его поразила береза…

Чтение стихотворения учащихся про себя.

Учитель: Какое настроение выражено в этом стихотворении?

Дети: Радость от красоты березы.
– Восторг.
– Немного легкой грусти, если птицы стряхнут с березы красоту.
– Чуть-чуть печали.

Учитель: Почему автор называет зимнюю березу печальной, если она так красива?

Дети: Зимой деревья красивые, но настоящей жизнью дерево живет летом.
– Зимой оно спит, как бы временно умирает, поэтому в стихотворении сказано “траурный наряд”.

Учитель: С чем сравнивает автор ветки березы, опушенные инеем?

Дети: Опушенные инеем ветки сравниваются с гроздьями винограда.
– Зимнее, как бы мертвое, дерево сравнивается с живыми сочными плодами.

Учитель: Сравнение в основе своей контрастное. Найдите в стихотворении еще контраст, противопоставление.

Дети: “И радостен для взгляда весь траурный наряд”.

Учитель: Какие слова здесь противопоставлены?

Дети: “Радостен” – “траурный”.
– “Наряд” – “траурный”.

Учитель: Как вы понимаете выражение: “Люблю игру денницы я замечать на ней…”. Денница – утренняя заря.

Дети: “Игра денницы” – иней на ветках под солнцем блестит и переливается.
– Утренней зарей поэт любуется игрой света.

Учитель: Какими словами автор называет иней?

Дети:

– “Прихотью мороза”.
– “Траурный наряд”.
– “Краса ветвей”.

Учитель: Какое слово употреблено автором в переносном значении?

Дети: Слово “игра”. Оно создает настроение восторга.

III. Итог урока

Учитель: Каждый представьте себя скульптором, но не совсем обычным, а сказочным. Какому слову из стихотворения тебе хотелось бы поставить памятник и за что?

Дети рассуждают.

– Да, поэзия Фета свежа, трепетна, она волнует воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту родного слова. Так же считал и великий русский композитор П. И. Чайковский: “Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант. Ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам…”. А какие струны вашей души затронуло это стихотворение?

Ученики высказываются, делятся впечатлениями.

– Выходи, красота, не робей! Звуки есть, дорогие есть краски. Это все я, поэт-чародей… – так называл себя Фет. Подберите синонимы к слову “чародей”.

Дети: Маг, волшебник, кудесник.

Учитель: Поэзия была главным делом жизни Фета, эго призванием. В заключении урока я прочту вам стихотворение Фета “Я пришел к тебе с приветом”:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня веселым веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.

IV. Домашнее задание: выучить стихотворение “Печальная береза”. Уметь рассказывать так, чтобы автору понравилось.