Задачи:
- рассказать учащимся об особенностях творчества А. Фета,
- продолжать работу над анализом поэтических произведений,
- развивать умение выражать свои мысли,
- научить разделять восхищенное отношение поэта к природе, родной земле (эстетическое воспитание).
ХОД УРОКА
Целый мир от красоты
От велика и до мала.
А. Фет.
I. Вступительное слово учителя
– На уроках поэзии мы учимся выразительно читать стихи и понимать их, учимся вслушиваться в музыку русского слова. Как вы понимаете слова эпиграфа?
Дети рассуждают.
– Что же такое поэзия? Заглянем в толковый словарь В. И. Даля. Читаем: “Поэзия-изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и притом более мерною речью. Поэзией, отвлеченно, зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, и самое творчество, способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою, воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты; наконец зовут поэзией самые сочинения, писанья этого рода и придуманные для его правила: стихи, стихотворения и науку стихотворства. Поэт-человек, одаренный природной способностью чувствовать, создавать поэзию и представлять ее словами, творить изящное”. А.А.Фет и есть такой человек, такой поэт. Н.А.Некрасов писал: “Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущением, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет”. Поэтическое наслаждение… Что это такое?
Ученики рассуждают:
– Это минуты, когда ты чувствуешь душой весь
мир.
– Когда самое обычное слово становится тайной.
– Когда слово волнует.
– Когда возникают прекрасные образы.
– Когда испытываешь восторг от встречи с
прекрасным.
II. Новая тема
– Предлагаю вам испытать поэтическое наслаждение.
Учитель читает стихотворение А.Фета:
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы весят,-
И радостей для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Учитель. В сносках прочитайте
значение слова “денница” (утренняя заря).
Фет писал стихи по ночам. Не случайно он сам
говорил: “Я ночи свои посвящал поэзии”. А в
другом стихотворении Фет писал:
Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках,
Если луна с высоты прямо глядит на меня…
– Что же видит поэт в ночи из окна? Чем
наслаждается?
Вот так и простоит у окна до утра. И с первыми
лучами солнца его поразила береза…
Чтение стихотворения учащихся про себя.
Учитель: Какое настроение выражено в этом стихотворении?
Дети: Радость от красоты березы.
– Восторг.
– Немного легкой грусти, если птицы стряхнут с
березы красоту.
– Чуть-чуть печали.
Учитель: Почему автор называет зимнюю березу печальной, если она так красива?
Дети: Зимой деревья красивые, но
настоящей жизнью дерево живет летом.
– Зимой оно спит, как бы временно умирает,
поэтому в стихотворении сказано “траурный
наряд”.
Учитель: С чем сравнивает автор ветки березы, опушенные инеем?
Дети: Опушенные инеем ветки
сравниваются с гроздьями винограда.
– Зимнее, как бы мертвое, дерево сравнивается с
живыми сочными плодами.
Учитель: Сравнение в основе своей контрастное. Найдите в стихотворении еще контраст, противопоставление.
Дети: “И радостен для взгляда весь траурный наряд”.
Учитель: Какие слова здесь противопоставлены?
Дети: “Радостен” – “траурный”.
– “Наряд” – “траурный”.
Учитель: Как вы понимаете выражение: “Люблю игру денницы я замечать на ней…”. Денница – утренняя заря.
Дети: “Игра денницы” – иней на ветках
под солнцем блестит и переливается.
– Утренней зарей поэт любуется игрой света.
Учитель: Какими словами автор называет иней?
Дети:
– “Прихотью мороза”.
– “Траурный наряд”.
– “Краса ветвей”.
Учитель: Какое слово употреблено автором в переносном значении?
Дети: Слово “игра”. Оно создает настроение восторга.
III. Итог урока
Учитель: Каждый представьте себя скульптором, но не совсем обычным, а сказочным. Какому слову из стихотворения тебе хотелось бы поставить памятник и за что?
Дети рассуждают.
– Да, поэзия Фета свежа, трепетна, она волнует воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту родного слова. Так же считал и великий русский композитор П. И. Чайковский: “Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант. Ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам…”. А какие струны вашей души затронуло это стихотворение?
Ученики высказываются, делятся впечатлениями.
– Выходи, красота, не робей! Звуки есть, дорогие есть краски. Это все я, поэт-чародей… – так называл себя Фет. Подберите синонимы к слову “чародей”.
Дети: Маг, волшебник, кудесник.
Учитель: Поэзия была главным делом жизни Фета, эго призванием. В заключении урока я прочту вам стихотворение Фета “Я пришел к тебе с приветом”:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;Рассказать, что отовсюду
На меня веселым веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.
IV. Домашнее задание: выучить стихотворение “Печальная береза”. Уметь рассказывать так, чтобы автору понравилось.