Изменения в социокультурном аспекте изучения иностранных языков в России привели к необходимости переосмыслить цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам, и соответственно, формы контроля уровня владения иностранным языком. Появление нового поколения учебно-методических комплектов и внедрение инновационных методик, дидактический потенциал и возможности школ с углублённым изучением иностранных языков позволяют приступить к развитию у современных школьников иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой и достаточной для межкультурного общения школьников, к развитию у них способностей использовать язык, как инструмент общения и обобщения в контексте диалога культур и цивилизаций.
Обновление содержания языкового образования требует изменений в формах контроля уровня владения иностранными языками, так как традиционные формы итогового контроля в школах с углублённым изучением иностранного языка уже не могут служить адекватным инструментом контроля. В связи с этим необходимо введения качественно новых форм контроля уровня сформированности иноязычных знаний, навыков, умений.
В том случае, если в учебный план школы включено страноведение или культуроведение стран изучаемого языка, предполагается выполнение школьниками курсовой работы под руководством учителя иностранного языка в письменной форме. Примеры такого рода заданий предполагаются в пособии “Контрольные задания” к учебно-методическому комплексу “Английский язык, 10-11 класс” Сафоновой В.В. (М. Просвещение, 1999г.).
В нашей школе №1293 в 10-11 классах, на профильно-ориентированном этапе обучения преподаётся курс страноведения по учебнику Богородицкой В. Н., с использованием учебных пособий “Britain Explored” P. Harvey, R. Jones (Longman) и “In Britain” M.Vaughan-Rees (Chancerel). В качестве зачёта в 10-м классе методическое объединение учителей иностранного языка решило проводить защиту проектов/курсовых работ по Великобритании.
За несколько лет работы в старших классах у автора статьи накопился опыт в организации данной формы контроля, который помогает наиболее эффективно провести эту работу. Подготовка и презентация/ защита проектов проводятся в несколько этапов:
- Выбор темы и формы проекта.
- Подбор литературы и материалов.
- Составление плана проекта, подбор оформления.
- Написание и оформление проекта.
- Проверка и подготовка к защите.
- Презентация/защита.
- Обсуждение и оценка.
- Анализ защиты и подведение итогов.
Учитель заранее определяет сроки поэтапной работы над проектом, на каждом этапе проводит индивидуальные и групповые консультации для учащихся. В специальной тетради или таблице учитель отмечает результативность поэтапной работы каждого ученика (Pupil’s progress).
1. При выборе темы проекта учащимся предлагается воспользоваться набором тем, представленным в учебнике В.Н. Богородицкой. Некоторые школьники предлагают свои варианты тем, например: “Народный фольклор Шотландии”, “Народная принцесса Диана”, “НЛО над территорией Великобритании” и другие. Очень интересны проекты, которые пишутся не в формате журнала, брошюры, сценария, дневника, постера, видеофильма и т.д. Предлагаемый мной список форм проектов следующий:
a) photo album;
b) poster;
c) gallery of pictures;
d) advertisement;
e) video film;
f) quiz;
g) report;
h) display;
i) file;
j) scrapbook;
k) magazine;
l) survey;
m) diagram;
n) essay;
o) profile;
p) script;
q) guide-book;
r) handbook;
s) map;
t) table;
u) calendar;
v) brochure.
Осознанный выбор темы предполагает, что ученик способен обосновать, почему он взял ту или иную тему, в связи с чем она ему интересна, и чем она может быть интересна другим. (Варианты обоснований находится в Приложении 1)
2. На втором этапе работы над проектом ученик подбирает необходимую литературу и материалы для оформления проекта, делает закладки, пометки, схемы. Учитель просматривает подобранный учеником материал, делает необходимые замечания.
3. На третьем этапе проверяется предоставленный учеником развёрнутый план проекта, который будет опорой в дальнейшей работе. Рекомендации по оформлению проекта даются с учётом возможностей и способностей учащихся и требований формата и темы.
4. На четвёртом этапе ученик сдаёт на проверку черновой вариант работы, учитель исправляет ошибки и даёт рекомендации по доработке окончательного варианта.
5. На пятом этапе ученик сдаёт готовый проект и получает консультацию, как его лучше представить к защите.
6. Во время защиты учителя и ученики заполняют специальную таблицу, в которой они указывают названия представленных проектов, их достоинства, недостатки и своё оценочное суждение (Вариант таблицы находится в Приложении 2). Критерии многоэкспертной оценки следующие: качество языка, умение взаимодействовать с партнёром (оппонентом), познавательность, полезность, информативность, оформление.
7. Учителя обсуждают представленные проекты, проверяют таблицы, заполненные учащимися, выставляют оценку, учитывая мнение всех учеников в классе и пишут резюме.
8. При подведении итогов объявляется оценка, выдаётся резюме, ученики обмениваются мнениями о проектах и о том, что они узнали и чему они научились во время подготовки и защиты проектов.