Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению и самореализации.
С начала 90-х годов в российской школе стали укрепляться новые тенденции. Ориентация на более или менее механическое усвоение набора знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика при помощи учебного материала. Линия на воспроизведение материала всё больше вытесняется линией на воспроизведение творчества, активное участие ученика в процессе учения, место унифицированных программ, учебников и методик заняла вариативность, появилась возможность свободного выбора школой, учителем, родителями того учебника или программы, той образовательной системы, которая их более устраивает. В образовании утвердились понятия непрерывности и преемственности разных ступеней образования.
В программе “Школа 2100” построена новая модель обучения, которая: во-первых является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения; во-вторых, программа доступна массовой школе; в-третьих, программа разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения; в-четвёртых – это система целостного и непрерывного образования.
Программа основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО, профессором А.А. Леонтьевым. Это принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип адаптивности, психологической комфортности и развития, принцип целостности содержания образования.
Учителям, работающим в рамках Образовательной системы “Школа 2100”, хорошо известно требование реализации деятельного подхода к урокам изучения нового. Этот подход осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога для открытия новых знаний. Проблемный диалог – технология образовательной системы “Школа 2100”. Она используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя “открытием” знаний. Технология проблемно-диалогического обучения даёт возможность наиболее полно соблюсти вопросы преемственности между различными ступенями образования, сделать учебно-воспитательный процесс единым и непрерывным, наиболее полно отражающим идею: “Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому”. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.
Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта, творческих способностей и воспитание активной личности. Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения, т.е. проговаривания знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах.
“Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете”, – писал И. Гёте. Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях.
В.А. Сухомлинский писал: “Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении”.
Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами “открывали” их? Как учить первоклассников ставить перед собой цели? Как организовать деятельность, чтобы достигнуть этих целей? Постараюсь ответить на эти вопросы, приведя пример урока обучения грамоте, в рамках системы “Школа 2100”.
Тема: “Звуки [д], [д*]. Буква Д, д”.
Анализ урока |
Учитель |
Ученики |
Актуализация |
Разминка
– Как отличить гласные звуки от согласных?
– Какими ещё могут быть гласные? |
Аудиозапись В.В. Волина “Занимательное азбуковедение”. гласные поём,
ударные, безударные На доске звуковички, один из них пустой. |
Постановка общей проблемы тема на доску |
– Что вас удивило? – Какой возникает вопрос? – Послушайте рассказ. Какие звуки чаще всего повторяются и в каких словах? – Так какая будет тема нашего урока? – С какой целью мы будем это изучать? |
Человечек-звуковичок не одет. Какой это звук? Какой буквой он обозначен? Аудиозапись В.В. Волина Звуки [д], [д*] в словах “Звуки [д], [д*] Буквы Д, д” Научиться читать и писать. |
Первая часть Постановка частных проблем |
– Проведём исследование звуков. Если гласный – бежим по левой дорожке, если согласный – по правой. | Смотри таблицу №1. |
Поиск решения |
Загадки “Дождик
тёплый и густой, – Мы слушали запись. Как звали
мальчика-двоечника? Игра: “Твёрдый– мягкий” Дверь, дятел, сдобный, одежда, модный, грабли. – Ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока? |
Дима (характеристика звуков) [д] [д*] согл.
Учитель называет слова, а дети поднимают зелёный или синий кружок. |
Вторая часть. Сообщение знания |
– Мы поставили перед собой
задачу научиться читать и писать. Попробуем
написать строчную букву – д. – Из каких элементов состоит буква? – В каких буквах эти элементы встречаются? – Напишите букву в воздухе под счёт. Обведите букву в образце. – Найдите лучшую букву. Подчеркните её. |
овал, палочка палочка с петлёй о, а, у |
Учебник |
Физкультминутка
Чтение слогов. – Сравните первую и вторую строчку.
ЧТЕНИЕ СТОЛБИКОВ СЛОВ. 1-й столбик – Прочитайте слова, где все согласные звуки
звонкие. 2-й столбик – Разбейте слова на две группы. 3-й столбик – Прочитайте слова с корнем -дыр- 4-й столбик – Что можете сказать об этих словах? Какой корень? Прочитайте слова с приставками? Выделите их. 5-й столбик – Что это за слова? Выделите корень. Почему–оладушки так назвали? _____________________________ ЛЕНТА БУКВ – Напомните, какие буквы едут на верхних
полках, какие на нижних?
|
Музыка
Азбука
дама дом дым дыра дар ладони звонкие на верхней полке, т.к. она звонкая. |
Таблица №1 в дополнение к уроку . (на доске)
ЗВУК
гласный ударный безударный буква |
согласный звонкий глухой твёрдый мягкий буква |