Давайте учить детей открывать знания

Разделы: Начальная школа


Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению и самореализации.

С начала 90-х годов в российской школе стали укрепляться новые тенденции. Ориентация на более или менее механическое усвоение набора знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика при помощи учебного материала. Линия на воспроизведение материала всё больше вытесняется линией на воспроизведение творчества, активное участие ученика в процессе учения, место унифицированных программ, учебников и методик заняла вариативность, появилась возможность свободного выбора школой, учителем, родителями того учебника или программы, той образовательной системы, которая их более устраивает. В образовании утвердились понятия непрерывности и преемственности разных ступеней образования.

В программе “Школа 2100” построена новая модель обучения, которая: во-первых является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения; во-вторых, программа доступна массовой школе; в-третьих, программа разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения; в-четвёртых – это система целостного и непрерывного образования.

Программа основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО, профессором А.А. Леонтьевым. Это принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип адаптивности, психологической комфортности и развития, принцип целостности содержания образования.

Учителям, работающим в рамках Образовательной системы “Школа 2100”, хорошо известно требование реализации деятельного подхода к урокам изучения нового. Этот подход осуществляется путём создания проблемных ситуаций и, как следствие – необходимости проблемного диалога для открытия новых знаний. Проблемный диалог – технология образовательной системы “Школа 2100”. Она используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя “открытием” знаний. Технология проблемно-диалогического обучения даёт возможность наиболее полно соблюсти вопросы преемственности между различными ступенями образования, сделать учебно-воспитательный процесс единым и непрерывным, наиболее полно отражающим идею: “Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому”. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени.

Проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта, творческих способностей и воспитание активной личности. Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения, т.е. проговаривания знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах.

“Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете”, – писал И. Гёте. Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях.

В.А. Сухомлинский писал: “Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении”.

Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами “открывали” их? Как учить первоклассников ставить перед собой цели? Как организовать деятельность, чтобы достигнуть этих целей? Постараюсь ответить на эти вопросы, приведя пример урока обучения грамоте, в рамках системы “Школа 2100”.

Тема: “Звуки [д], [д*]. Буква Д, д”.

Человечек-звуковичок не одет.
Какой это звук?
Какой буквой он обозначен?
Аудиозапись В.В. Волина
Звуки [д], [д*] в словах
“Звуки [д], [д*]
Буквы Д, д”
Научиться читать и писать.

Анализ урока

Учитель

Ученики

Актуализация

Разминка

Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.

– Как отличить гласные звуки от согласных?
– Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их.
– Какую главную работу выполняют гласные?

Сколько в слове гласных, столько и слогов,
Это знает каждый из учеников.

– Какими ещё могут быть гласные?
– Какой постоянный признак у согласных?
– Назовите непостоянный признак согласных? От чего это зависит?
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость (твёрдость) согласных.
– Назовите звуки, которые мы уже изучили.

 

Аудиозапись

В.В. Волина “Занимательное азбуковедение”.

гласные поём,
шесть: а, о, у, ы, и, э
образуют слог


ударные, безударные
звонкие, глухие,
твёрдые, мягкие
и, е, ё, ю, я
а, о, у, ы, э

На доске звуковички, один из них пустой.

Постановка общей проблемы

тема на доску

– Что вас удивило?
– Какой возникает вопрос?
– Послушайте рассказ. Какие звуки чаще всего повторяются и в каких словах?
– Так какая будет тема нашего урока?
– С какой целью мы будем это изучать?

Первая часть

Постановка частных проблем

– Проведём исследование звуков. Если гласный – бежим по левой дорожке, если согласный – по правой. Смотри таблицу №1.

Поиск решения

Загадки

“Дождик тёплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов”.

– Мы слушали запись. Как звали мальчика-двоечника?
– Назовите первые звуки в этих словах ? Дайте им характеристику.
– Звуки [д], [д*] можно обозначить буквой Д.
– На что похожа буква Д?
– “Оденем” нашего звуковичка в учебнике стр. 94. Разукрасим его

Игра: “Твёрдый– мягкий”

Дверь, дятел, сдобный, одежда, модный, грабли.

– Ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

 




Душ (характеристика звуков)

Дима (характеристика звуков)

[д] [д*] согл.
звонкие, твёрдый или мягкий.

 

Учитель называет слова, а дети поднимают зелёный или синий кружок.

Вторая часть.

Сообщение знания

– Мы поставили перед собой задачу научиться читать и писать. Попробуем написать строчную букву – д.
– Из каких элементов состоит буква?
– В каких буквах эти элементы встречаются?
– Напишите букву в воздухе под счёт. Обведите букву в образце.
– Найдите лучшую букву. Подчеркните её.

овал, палочка
палочка с петлёй
о, а, у

Учебник

Физкультминутка

Дружат гласные с согласным
Образуют вместе слог.

Чтение слогов.

– Сравните первую и вторую строчку.
– Прочитайте слоги, которые оканчиваются на звонкий согласный звук. (3-я строчка)
– Прочтите слоги, которые оканчиваются на глухой согласный звук? (4-я строчка)
– Прочитайте слоги, где звук [д*] произносится мягко.
– Слоги ДУ,ТУ, УД, УТ – дополни до слова.

Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.

ЧТЕНИЕ СТОЛБИКОВ СЛОВ.

1-й столбик

– Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие.
– Прочитайте слова, где есть глухие согласные.
– Прочитайте слово, где есть опасное место. Какое?

2-й столбик

– Разбейте слова на две группы.
Какие? По какому признаку делили слова? Выделите корень.

3-й столбик

– Прочитайте слова с корнем -дыр-
с корнем -дым-. Выделите корень.

4-й столбик

– Что можете сказать об этих словах? Какой корень? Прочитайте слова с приставками? Выделите их.

5-й столбик

– Что это за слова? Выделите корень. Почему–оладушки так назвали?

_____________________________

ЛЕНТА БУКВ

– Напомните, какие буквы едут на верхних полках, какие на нижних?
– Где будет место буквы Д?

 

 

Музыка

 

 

Азбука
Р.Н. Бунеев
Е.В. Бунеева
О.В. Пронина
Стр. 94

 

 

 

 

дама
дума
душа
дышат

дом
домик
дол
долина

дым
дымок

дыра
дырка

дар
дарит
подарит
подарок

ладони
ладошки
ладушки
оладушки

звонкие
глухие

на верхней полке, т.к. она звонкая.

Таблица №1 в дополнение к уроку . (на доске)

ЗВУК

гласный
ударный
безударный
буква
согласный
звонкий
глухой
твёрдый
мягкий
буква