Педагогические мастерские

Разделы: Математика


Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы “Новое образование” (А. и О. Бассис, М. Дюком, П. Коллен) и получили свое развитие в работах педагогов из Санкт-Петербурга. А.А. Окунев в своих работах показывает возможность применения технологии мастерских в условиях российской школы. Я разработала мастерские по различным темам 5-9 классов по математике на основе педагогической мастерской.

Цель педагогического процесса – обеспечить формирование у школьников отношения предмету как важнейшей сфере человеческого бытия, способу самовыражения и посреднику между “Я” и миром, средству, отражающему и созидающему мир личности.

Образовательный процесс необходимо направить на формирование и развитие ценностно-смысловых отношений учащихся к миру и себе, создавая особую систему учебных занятий по математике, связанную с осознанием смысла изучения данных предметов (например, мастерская “Что значит доказать” Окунев А.А).

Использование в рамках любой мастерской особого приема – индуктора, который стимулирует возникновение интереса к познавательному процессу и его содержанию и использование в качестве основной формы организации образовательного процесса мастерской – учебного занятия, отличного и по целевой ориентации, и по структуре, и по содержанию от традиционного урока.

Основными принципами обучения математики являются:

1. Интеграция курса на _________ проблемы .

2. Ценностно-смысловое равенство всех участников образовательного процесса. Мнение учителя не является единственно правильным, оно – одно из многих.

3. Право каждого участника на ошибку, самостоятельное ее преодоление.

4. Принцип безотметочности и безоценочности. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника процесса, создание условий для эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

5. Обязательный учет индивидуально-личностных смыслов участников процесса.

6. Принцип нелинейности, который подразумевает непредсказуемость педагогического акта, присутствие элемента неопределенности, импровизации.

7. Предоставление свободы в рамках принятых правил (например: право действовать по своему усмотрению, без дополнительных инструкций учителя, выполняя то или иное задание). Возможность составить свою собственную программу изучения данной темы, выбрать уровень усвоения знаний, умений, навыков и соответствующую ему контрольную работу.

8. Принцип целостности. Реализуется на уровне вопроса – лейтмотива, сверхзадачи учителя, которые связывают между собой отдельные задания, этапы мастерской. Участникам предоставляется возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

9. Диалогичность как главный принцип взаимодействия и сотрудничества. Диалог участников мастерской друг с другом, диалог с научным или художественным авторитетом (автором текста), внутренний диалог и т.д.

10. Принцип рефлексивности. Рефлексия (как внешняя, так и внутренняя) направлена на осознание пройденного пути. Суждения рефлексивного характера сопровождают практически все этапы мастерской. Это позволяет связать воедино личные взгляды, мнения, впечатления, углубить собственное понимание в свете высказываний других, сделать свои открытия.

Мастерская как основная форма организации образовательного процесса.

Мастерская – одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и смыслов в рамках той или иной учебной темы.

Структура мастерской

I. Индуктор – прием, обеспечивающий “наведение на проблему”, свернутый смысл темы.

Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование по созданию своего мира, пробудить желание включиться в учебный процесс.

Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям: 

– Актуализация личного жизненного опыта каждого ученика. 
– Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для включения в деятельность по его выполнению.  
– “Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его выполнения.
– Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и эмоциональную привлекательность.
– Внутренняя связь задания с основной идеей и сверхзадачей мастерской.

Примеры индукторов.

1. Вспомните, какие понятия, и определения вы изучали раньше.
2. Прочитайте тему урока и прокомментируйте ее, опираясь на свой опыт.
3. Назовите цвет (число от 1 до 10), который соответствует вашему настроению. У вас перед уроком.
4. Составьте из букв, входящих в слово “Уравнение” как можно больше слов.
5. Нарисуйте ваше настроение.
6. Назовите известные вам геометрические фигуры и нарисуйте их.

II. Система заданий

  • Самоконструкция – диалог ученика с самим собой.
  • Социоконструкция – выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д.
  • Социализация – “обнародование”, защита своего мнения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).
  • Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания.
  • Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д.
  • Разрыв – кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, переход к новому осознанию явления.

III. Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской.

Афиширование – представление работ на общее обсуждение.

Мастерские отличаются и особенностью организации деятельности учащихся.

1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.
2. Групповая форма учебного взаимодействия.
3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.
4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Особенности организации деятельности учителя

1. Специфика деятельности учителя не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта.

2. Учитель не задает вопросов, и сам не торопится отвечать на них.

3. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся.

4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений.

5. Сотворчество учителя и ученика.

6. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение.

7. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого).

Последовательность работы: 

– предъявление объекта изучения;
– индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;
– озвучивание вопросов в группе, 
– фиксация всех вопросов на общем листочке; 
– обмен листочками между группами;
– экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор “качественных” с точки зрения содержания и формы);
– выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;
– отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний, “ответов”.

Мастерская по теме: Методы решения целых рациональных уравнений (9 класс)

Цель: научиться решать целые рациональные уравнения методом замены переменной, использовать теорему Безу, решать возвратные и симметрические уравнения, решать уравнения другими нестандартными способами.

– Сегодня урок проходит у нас в форме мастерской. Вы будете работать в группах. Групп всего пять. На столе лежат листки с номерами, возьмите их и приколите к своей одежде. Назовите цифру от 1 до 10 соответствующую вашему настроению. Это должно быть громко и четко.

Несколько советов:

  • Попробуйте “не закрывать рот своим мыслям”.
  • Доверьтесь своей руке, когда пишите.
  • Когда обсуждение проходит в парах или в четверках важно слышать, что говорит ваш сосед.
  • Будьте доброжелательны друг к другу.

– Эпиграфом к нашей работе можно выбрать строчку: “Я познание сделал своим ремеслом…”.
Возьмите листок и, используя слово “уравнение” составьте как можно больше новых слов за 30 секунд, работает каждый сам, за 30 сек выпишите все полученные слова в группе. Начинает первая группа, зачитывает получившиеся слова. Итак, все группы по-очереди.

– Эта была небольшая разминка, переходим к следующему этапу работы: повторение пройденного материала.
Работаем устно, т.е. главное решить, неоформляя решение. Возьмите листок подпишите его и за 3 мин. найдите ОДЗ.

1) = 9;

2) + = 44;

3) = 44;

4) + =4;

5) ;

Ответ:

1) х
2)
3)
4)
5)

Передайте свой лист соседу слева по кругу: 1 – 2, 2 – 3, 3 – 4, 4 – 5, 5 – 1.
Проверьте решение. Найдите ошибки. Обсудите в группе. Оцените.
2-ые номера из каждой группы делают анализ ошибок.
Передайте ответы учителю.
Дальше нам необходимо вспомнить, как решаются различные уравнения, какие бывают виды уравнений (раздать карточки).
Возьмите пустой листок, подпишите его, выполните 1 задание, работаем самостоятельно. Теперь обсуждаем в группе. 3 номер из группы говорит, что получилось.
Выполнить 2-е и 3-е задание, найти корни уравнения и сумму всех ответов записать на листке. Передать учителю.
4 номер из группы проверяет результат вычислений.
Запишите все виды уравнений, которые вы знаете.

2. Найти корни уравнений:

(2х – 1)(х – 2)(4х + 1) = 0
Ответ: 0,5; 2;  – 0,25 (сумма: 2,25 или )

х(6х + 5) = 0
Ответ: 0; – (сумма: – )

6х2 – 11х + 5 = 0;
Ответ: 1; (сумма: 1)

х2 – 289 = 0
Ответ: 17: – 17 (сумма: 0)

х2х = 0
Ответ: 0; 1 (сумма: 1)

х2 – 3х + 2 = 0;
Ответ: 2; 1 (сумма: 3)

4х2 – 3х – 1 = 0
Ответ: – 0,25; 1 (сумма: 0, 75;)

х2 – 7х – 18 = 0
Ответ: 9; – 2 (сумма: 7)


Ответ: корней нет


Ответ:
27

3. Найдите сумму всех корней. Ответ: 42

– У нас осталось 5 учеников, мы их попросим подвести итоги устной работы.

– Мы решали с вами достаточно простые уравнения, а теперь переходим к решению целых рациональных уравнений. Какие методы решения вы знаете.

Решение целых рациональных уравнений

Каждый ученик решает задание под номером, который совпадает с номером в группе. Например: Мазуркова под номером 1 решает задание 1.

Задание 1. Решите возвратное уравнение, используя метод разложения на множители.

2х4 – 9х3 + 14х2 – 9х + 2 = 0; Ответ: 1; 2; 0,5;

Задание 2. Решить уравнение, используя метод замены переменной.

х4 – 5х2 + 4 = 0
Ответ: – 2; – 1; 1; 2

х8 + 9х4 + 8 = 0
Ответ: корней нет

Задание 3. Решите уравнение, используя теорему Безу.

х3 – 6х2 + 9х – 2 = 0
Ответ: 2 + ; 2 –  ; 2;

Задание 4. Решите симметрическое уравнение:

х4 – 7х3 – 6х2 – 7х + 1 = 0
Ответ: 4 + ; 4 – ;

Задание 5. Решите уравнение, раскрыв скобки (умножив второй и третий множители) подобрав необходимую замену переменной.

(х2 – 3х)(х – 1)(х – 2) = 24
Ответ: – 1; 4

– Проверили свое решение. Все первые номера собираются за столом № 1, вторые –  № 2 и т.д. Обсудите решение, сделайте анализ ошибок и выберите человека, который пойдет защищать решение возле доски. Возвращаемся в свои группы и решаем остальные задания.
Ребята, решившие задания, могут консультировать остальных.

– 5 человек к доске. Защита решений возле доски. Все остальные учащиеся решают остальные задания

Подведение итогов.

– Мне бы хотелось, чтобы вы “познание сделали свом ремеслом!" Назовите методы решения целых рациональных уравнений.
Для того чтобы многочлен делился без остатка на двучлен х-х1, необходимо и достаточно, чтобы число х1 было корнем уравнения”- как называется эта теорема.
– Как решаются возвратные уравнения, симметрические?
– Когда можно применить метод замены переменной?
– Каким методом решаются биквадратные уравнения?
– Как найти корни целого рационального уравнения с целыми коэффициентами, если оно имеет целые корни?
– Сегодня на уроке я узнал _________, научился____________.
– Мне запомнилось больше всего _________ . Какие задания заинтересовали ______________ ?
– Какие чувства вызвал урок?
– В конце урока назовите цифру от 1 до 10 соответствующую вашему настроению.
– Спасибо всем за прекрасную работу. Вы все хорошо потрудились, и мне очень приятно было вместе с вами учиться.