Цели урока:
1. Дать общее понятие о геометрии;
2. Познакомить с пересечением прямых линий, с параллельными прямыми линиями;
3. Познакомить учащихся с кругом и окружностью, как границей круга;
4. Познакомить с инструментом для черчения окружности – циркулем, с радиусом и диаметром.
5. Учить исследовать, сравнивать, делать выводы.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять –
Ответы полные давать.
II. Сообщение учителя.
- Что такое геометрия?
Когда-то давно в тёплой солнечной Греции появилась эта наука.
гео – земля
метрия – измерение
гео + метрия
- Что получилось?
Д. Измерение земли.
Вот в древности и нужна была геометрия людям именно для этого.
- А сейчас?
Конечно, нам с вами измерять землю не нужно, но кое-что интересное и нужное геометрия узнать поможет.
III. Сообщение темы урока.
Итак, вперёд. Начинаем наше путешествие по городу Геометрия. С некоторыми жителями города мы уже знакомы.
о к ч а т
-Что это?
Д. Точка.
- Вот точка нам и поможет в путешествии по городу Геометрия.
IV. Блицтурнир.
1. Что не имеет ни начала , ни конца?
Д. Прямая линия.
Без конца и края линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдёшь конца пути.
2. Что получится, если к листу прикоснуться карандашом?
Д. Точка.
3. Что называется отрезком?
Д. Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками.
4. Как называют геометрическую фигуру, которая имеет 3 угла?
Д. Треугольник.
5. Как называют геометрические фигуры, которые имеют 4 стороны и 4 угла?
Д. Квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.
6. На что делит прямую линию точка?
Д. Точка делит прямую линию на 2 луча.
V. Работа по теме урока.
1. Какие знакомые фигуры вы видите?
- Из скольких геометрических фигур состоит 1 этаж? 2 этаж ?
- Продолжим наше путешествие на самолёте.
Вывешивается картинка самолёта.
- Как называются окна у самолёта?
Д. Иллюминаторы.
- Какую они имеют форму?
Д. Форму круга.
- Вспомните и назовите предметы, которые имеют форму круга.
- Нарисуйте круг и раскрасьте его.
Дети рисуют круг от руки.
- Получился ли у вас круг ровным?
Д. Нет.
2. Послушайте такую историю.
Попросила Снегурочка под Новый год Карандаша нарисовать ей Снеговика. И так пробовал Карандаш и этак, всё не выходит. (Учитель от руки рисует на доске) То круги неровные, то все одинаковые получаются. А на бумаге должны быть ровные круги: да ещё нижний – самый большой, средний - поменьше, а верхний – самый маленький.
- Что же Карандашу делать?
Смотрит, идёт мимо смешной человечек: от головы сразу две огромные ноги вышагивают.
- Эй, ты кто? - спрашивает Карандаш.
- Циркуль я, разве ты меня не знаешь?
Тут Карандаш вспомнил, что именно Циркулем можно нарисовать круг. Вот Карандашу и помощник нашёлся.
- Так как же можно сделать круг ровным?
Д. При помощи циркуля.
3. Знакомство с циркулем.
Части циркуля.
Объяснение, как держать его, строить окружность.
Дети учатся чертить окружности произвольного радиуса.
4. Знакомство с радиусом, диаметром.
- А чтобы круги разные получились, я должен отмерить по линейке радиус для каждого круга, - говорит Циркуль.
- Ой, что это такое? – удивился Карандаш.
- Вот смех-то, не знаешь?
Радиус – это отрезок, который соединяет центр круга с любой точкой на его границе.
- А если вот такой отрезок провести, что получится? – поинтересовался любознательный Карандаш.
- Диаметр получится, - ответил Циркуль.
5. Дети чертят Снеговика. (окружности определённого радиуса)
- Какие геометрические фигуры мы использовали?
Д. Окружности.
- Превратите их в круги.
Дети раскрашивают снеговика.
Физкультминутка.
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата
А на них – огромный круг.
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развесёлый Чудачёк.
6. Работа с раздаточным материалом.
- Возьмите конверты, достаньте фигуры.
- Что это за фигуры?
Д. Круги.
- Что вы можете о них сказать?
Д. Имеют форму круга, отличаются цветом и размером.
- Покажите одинаковые по размеру круги. Как доказать, что они одинаковые?
Д. Наложить друг на друга.
-Что здесь изображено?
Д. Справа – круг, слева –окружность.
Окружность – это фигура, которая состоит из точек плоскости, равноудалённых от данной точки.
Эта точка – центр окружности.
Д.
У круга есть одна подруга
Знакома всем её наружность.
Идёт она по краю круга
И называется окружность.
7. Игра на внимание.
Запомнить последовательность слов, напротив расположить рисунки.
8. Практическая работа.
Знакомство с пересечением прямых линий, с параллельными прямыми линиями.
Как и в любом городе, в городе Геометрия есть свои дороги.
- Возьмите лист бумаги, согните его по диагонали, разверните.
- Какую линию вы получили?
Д. Прямую линию.
-Согните лист по другой диагонали, разверните. Вы получили ещё одну прямую линию.
- Есть ли у этих двух прямых общая точка?
- Отметьте её.
- А можно ли получить ещё одну прямую, проходящую через эту же точку?
- Получите её.
Вывод: Через одну точку можно провести много прямых линий.
- Возьмите другой лист, сложите его пополам, чтобы совпали стороны листа, и ещё пополам в ту же сторону. Разверните.
- Что вы видите?
Д. Три прямые линии.
- Они пересеклись?
Д. Нет.
- А когда-нибудь пересекутся?
Д. Нет.
Вывод: Такие прямые линии называются параллельными.
- Найдите в классе параллельные прямые линии.
9. Логическая задача.
В коробке лежат синие и жёлтые круги. Не глядя, из неё достают три круга. Найдётся ли среди них два круга одинакового цвета?
Ответы детей.
- Давайте докажем.
Дети достают из коробки круги, подтверждая ответ “да”.
VI. Итог урока.
- Проверим, как мы поняли новый материал.
- Разделите фигуры на 3 группы.
Ответы детей.
1 группа – круги
2 группа – окружности
3 группа – многоугольники.
VII. Домашнее задание.