Цели урока: изучение понятия “процедура”, для чего нужна процедура, практическое использование процедуры в среде программирования LOGO. Закрепление навыков работы с программой в среде программировании LOGO.
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма проведения урока: комбинированная.
Оборудование.
- Компьютерный класс (12 ПК), на базе процессора Pentium II;
- Среда программирования LOGO
План урока.
1. Актуализация знаний – 5 мин.
2. Объяснение нового материала:
- Постановка задачи – 3 мин.
- Ввод нового материала.
- Разбор практических заданий, запись в тетрадь – 10 мин.
3. Закрепление полученных знаний:
- Синхронная практическая работа за ПК – 15 мин.
4. Обобщение и систематизация знаний:
- Практическое задание для самостоятельного выполнения – 5 мин.
5. Подведение итогов урока. Оценки за урок. Домашнее задание – 2 мин.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний:
а) Работа с трафаретом объекта программирования “черепашкой”, учащиеся выполняют команды, которые диктует учитель, поворачивая трафарет “черепашки” на столе. После выполнения учитель проверяет (визуально) результат выполнения.
Исходное положение “черепашки”
Команды: LEFT 90 RIGHT 180 LEFT 90 LEFT 45 LEFT 135 RIGHT 90 LEFT 45 RIGHT
45 LEFT 90 RIGHT 180 RIGHT 90 LEFT 90 RIGHT 180
Конечное положение “черепашки”
б) Устный опрос: Что такое программа? Как выполнить программу? Как задать имя программы? Какими командами задаем программу?
в) Учитель: Что будет нарисовано после выполнения серии команд:
FORWARD 100 BACK 50 RIGHT 90 REPEAT 4[FORWARD 50 RIGHT 90]
(Серия команд и варианты ответов написаны на доске)
|
||
Рисунок 5 |
Рисунок 6 |
Рисунок 7 |
Правильный ответ — а)
г) Учитель: вспомним формат описания программы.
TO <имя программы>
<команды>
END
2. Объяснение нового материала:
Учитель: Дети, рассмотрите, пожалуйста, рисунки на доске Рис. 1, Рис. 2, Рис. 3, Рис. 4.
Рисунок 1 |
Рисунок 2 |
Рисунок 3 |
Рисунок 4 |
Легко заметить, что все эти изображения состоят из квадратов. Используя понятие программы, изученное на предыдущих уроках, составим программу KV (рисующую квадрат), мы можем нарисовать новый, более сложный рисунок. Для этого надо написать программу RIS1 (RIS2 и т.д.), применив в ней уже записанную в память среды исполнителя LOGO команду KV (рисующую квадрат). Программа KV будет использована в качестве вспомогательной в другой, более сложной программе. Такие вспомогательные программы называются “процедуры”.
Запись определения в тетрадь: Процедура — программа, описывающая алгоритм получения некоторого простейшего объекта, который может использоваться для создания более сложных объектов.
Учитель: При выполнении данных заданий (Рис. 1–Рис. 4) мы будет использовать метод анализа, выделение элементарных объектов из более сложного объекта, который используется всегда, когда человеку приходиться выполнять более сложную работу или задание.
Выполним данные задания, используя процедуру KV. Назовем программу, рисующую Рис. 1 — RIS1
Учитель записывает команды программы на доске.
TO RIS1
KV
FORWARD 50
RIGHT 90
FORWARD 50
LEFT 90
KV
RIGHT 90
KV
END
Учитель: Дети, можем ли мы уже выполнять написанную программу? Конечно, нет. Почему? Правильно, нет описания процедуры KV. Внесем в данную программу дополнения. Учитель записывает дополнительные команды на доске, дети записывают эти команды в тетрадях, рядом с основной программой RIS1. Итоговая программа примет вид:
TO KV
REPEAT 4[FORWARD 50 RIGHT 90]
END
TO RIS1
KV
FORWARD 50
RIGHT 90
FORWARD 50
LEFT 90
KV
RIGHT 90
KV
END
Учитель: Для выполнения всех других заданий надо ли нам записывать команды программы KV? Почему? А можем ли мы сохранить программу KV и использовать ее на следующих уроках?
Учитель вызывает к доске ученика, для записи команд программы RIS2, помогает ему, если это необходимо. Итоговая программа:
TO RIS2
KV
FORWARD 50
RIGHT 90
FORWARD 25
LEFT 90
KV
RIGHT 90
FORWARD 25
KV
END
Учитель еще раз обращает внимание учащихся на то, что процедуру KV, при выполнении программы RIS2 за компьютером, записывать уже не надо.
3. Закрепление полученных знаний: Синхронная практическая работа за компьютером.
Учащиеся выполнят программу RIS1 и RIS2 за компьютерами. Учитель, контролирует выполнение задания, помогает учащимся найти и исправить допущенные ошибки при наборе программы. Итог выполнения практической работы: мы, используя процедуру KV выполнили 2 задания, при этом саму процедуру KV мы описали один раз.
4. Обобщение, систематизация знаний.
Учитель предлагает учащимся выполнить задания Рис. 3 и Рис. 4 самостоятельно, напоминая, что процедуру KV записывать не надо. Учащиеся после выполнения поднимают рук, учитель проверяет (визуально) выполненные задания, если необходимо указывает на допущенные ошибки.
Итоговые программы Рис. 3 и Рис. 4
TO RIS3
RIGHT 45
KV
FORWARD 50
LEFT 45
KV
EN
TO RIS4
KV
FORWARD 50
RIGHT 90
FORWARD 50
LEFT 90
KV
FORWARD 50
RIGHT 90
FORWARD 50
LEFT 90
KV
END
5. Подведение итогов урока. Оценки за урок. Домашнее задание.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с понятием “процедура”, использовали процедуру для выполнения практических заданий.
Учитель задает контрольные вопросы классу: Что такое процедура? Когда используем процедуру? Можно ли сохранить процедуру? В чем различие между “программой” и “процедурой”? Есть ли различие между описанием “программы” и “процедуры”? Как выполнить программу?
Запись домашнего задания: Составить программу для Рис. 5. (рисунок на доске)
Литература
1. Н.В.Макарова “Информатика 6-7”, Москва, 2001 г.
2. Т.В. Добудько “Информатика 7 класс”, Самара, 1999 г.
3. Р. Николов “Начала информатики. Язык ЛОГО”, Москва, 1996 г.