Тема: Закрепление знания таблиц умножения и деления с числами 3,4,5.
Цели:
- продолжать работу по закреплению табличных случаев умножения и деления с
- числами 3.4,5;
- закреплять умение решать и анализировать задачи;
- развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание,
- самостоятельность;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, развивать интерес к предмету.
Оборудование: рисунки пчёлок, цветов, улья, солнца; рисунки двух тарелок: одна-с яблоками, другая-с ягодами; коробка с конфетами.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок математики пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы умеете решать примеры и задачи; как усвоили таблицы умножения и деления с числами 3,4,5.
- Прежде чем начать урок, послушайте загадку:
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
- Кто знает отгадку?
- Пчёлка.
- Мы сегодня с вами поможем пчёлке добраться до дома с полным ведёрком нектара.
А эти цветы (доска украшена разными луговыми цветами) не простые, а с заданиями. Пчёлке дадут нектар только тогда, когда мы выполним их задания. Каждый из вас сможет показать, как он усвоил таблицы умножения и деления с числами 3,4,5.
II. - Вот пчёлка села на первый цветок. А кто из вас знает название этого цветка?
- Ромашка.
- Молодец!
1. Минутка красивого письма.
На доске написано число 444.
- Какое это число? Сколько единиц, десятков, сотен? Какую цифру использовали для написания этого числа? Сколько раз берём цифру 4? (Ответы детей.)
- Составьте пример на умножение.
4 x 3 = 12
- Назовите компоненты.
- Первый множитель, второй множитель, произведение.
- Еще, каких два примера на деление можно составить, исходя из этого примера.
12 : 3 = 4
12 : 4 = 3.
2. Устная работа.
На доске числа:
36 | 8 | 20 | 12 | 28 | 16 |
7 | 3 | 6 | 4 | 9 | 8 |
Числа первого ряда уменьшите в 4 раза, а числа второго ряда увеличьте в 5 раз.
Игра – соревнование.
- Представьте, что вы все маленькие труженики – пчёлки. Посмотрим, пчёлки какого ряда первыми заполнят свои соты. Побеждает ряд, который быстро и правильно запишет ответы. (Примеры заранее написаны на доске.)
4 x 4 5 x 3 27 : 3 36 : 4 5 x 7 16 : 2 |
2 x 9 21 : 7 40 : 5 5 x 6 4 x 8 24 : 6 |
III. – Молодцы, справились с заданием. Вот пчёлка села на следующий цветок. А кто знает, как называется этот цветок?
- Клевер луговой.
- Да, об этом цветке мы много говорили на уроках природоведения. Вот какое задание приготовил нам этот цветок.
Арифметический диктант:
“Брату 8 лет, а сестра в два раза моложе. Сколько лет сестре?”
“Дочери 7 лет, а мать в 4 раза старше. Сколько лет матери?”
“Отцу 32 года, а сыну 8 лет. Во сколько раз отец старше сына?”
“Отцу 32 года, а матери 30 лет. На сколько лет отец старше матери?”
(Ответы: 4, 28, 4, 2.)
IV. – Молодцы, справились и с этим заданием. А наша пчёлка села на следующий цветок.
- Кто знает название этого цветка?
- Мак.
- Помогите заполнить вот эти 2 соты с нектаром. Видите, некоторые дольки пустые. (Вставьте пропущенные действия: “ + ”, “ - ”, “ x ”или “ : ”.)
1 ряд 3
6 2 = 9 7 3 9 = 30 |
2 ряд 9
3 6 = 18 2 8 9 = 7 |
V. Физкультминутка. (На внимание.)
- Пчёлка устала и мы устали. Давайте немножко отдохнём.
VI. – Наша пчёлка полетела дальше, села на следующий цветок, кто знает название этого цветка?
- Василёк.
Самостоятельная работа.
I в. ( 48 – 8 ) : 8 14 + 28 :7 |
II в. 6 x ( 20 – 15 ) 45 : 9 x 7 |
Взаимопроверка.
VII. – Молодцы! Справились и с этим заданием. Пчёлка полетела дальше, села на следующий цветок. А как называется этот цветок?
- Колокольчики.
Вставьте нужные знаки ( “ > ”, “ < ”, “ = ” ):
5 x 8 + 5
5 x 9 4 x 9 – 9 4 x 7 |
7м 8 дм 87дм 4дм 5см 54см |
VIII. Физкультминутка.
- Пчёлка очень устала. Ведёрко у неё становится всё тяжелее и тяжелее. Давайте немножко отдохнём.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза.)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… Засыпают. (2 раза.)
Шея не напряжена.
А рассла – а – бле – на…
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно расслабляется. (2 раза.)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Пауза ( 2 минуты).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!
IX. – Полетела наша пчёлка дальше, села на следующий цветок. А там… таких маленьких цветочков много–много, аж целое поле. Кто знает название этого цветка?
- Гречиха.
Решите задачу:
С одного улья взяли 10 кг мёда, а с другого - 14 кг. Можно ли сразу узнать, сколько банок понадобится, чтобы разложить весь мёд по 3 кг в каждую?
- Нет.
- Почему?
- Мы не знаем, сколько всего мёда собрали с двух ульев.
- А можно узнать?
- Да.
- Каким действием?
- Сложением. К 10 прибавим 14.
- Верно. Что узнаем потом?
- Сколько банок понадобится.
- Каким действием?
- Делением. Надо полученный результат разделить на 3.
- Почему будем делить на 3?
- Так как в каждую банку разложили по 3 кг мёда.
После этой беседы учащиеся самостоятельно записывают решение и ответ задачи.
10 +14 = 24 (кг)
24 : 3 = 8 (б.)
Ответ. 8 банок.
Можно выражением:
( 10 + 14 ) : 3 = 8 (б.)
Ответ. 8 банок.
X. – Молодцы! Набрала наша пчёлка полное ведёрко нектара и возвращается домой. Она села отдохнуть на свой самый любимый цветок. Кто из вас помнит название этого цветка?
- Василёк.
- Пусть наша пчёлка набирается сил, а мы по данному рисунку составим задачу (две тарелки: одна – с яблоками, другая – с ягодами):
- У кого какие задачи получились? (Ответы детей.)
XI. Итог урока.
- С вашей помощью пчёлка добралась до своего домика с полным ведёрком нектара. Все её сёстры, братья и мама-пчела благодарят нас за помощь. Несколько пчёл прилетели и оставили нам целую соту мёда. (Раздаю всем детям конфеты.)
И я хочу сказать вам огромное спасибо за хорошую работу на уроке. Молодцы! Вы сегодня порадовали и меня, и гостей.