Конспект урока по математике во 2-м классе на тему: "Плоские поверхности. Плоскость"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • cформировать представления о плоской поверхности и плоскости
  • работать над усвоением правила порядка действий в выражениях

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, умение анализировать

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучаемому предмету

Оборудование: учебник для второго класса Л.Г. Петерсон “Математика” 2 часть; геометрические фигуры и тела: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, цилиндр, куб, пирамида, конус, параллелепипед, шар; карточки с изображением геометрических тел: цилиндр, куб, пирамида, конус, параллелепипед, шар; листы бумаги и фломастеры.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент (1 минута) - Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!
2. Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)  
- На какой урок вы пришли? - На урок математики.
- А какие виды уроков математики вам нравятся больше:
  • когда вы повторяете изученный материал, закрепляете, отрабатываете его
  • когда узнаёте что-то новое, делаете “новые открытия”?
- Нам нравятся уроки математики, когда мы узнаём что-то новое.
- Почему? - Узнать что-то новое – это интересно.
- Тогда в добрый путь за новыми знаниями.  
3. Актуализация знаний и мотивация (4-5 минут)  
- Посмотрите на доску и скажите, с чем мы будем работать сегодня на уроке?

На доске расположены геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Все фигуры сделаны из картона одного цвета. Поверхность треугольника сделана специально неровная, с бугорками.

- С геометрическими фигурами.
- Что это за фигуры, как они называются? - Это квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.
- Что в них общего? - Они одного цвета. Изготовлены из одного материала.
- А есть ли среди них лишняя фигура? Почему она лишняя? - Да. Круг, у него нет углов.

- Треугольник, у него поверхность отличается от других фигур.

- Мне нужен один помощник, чтобы исследовать данные фигуры. Один ученик выходит к доске.
- Потрогай, погладь поверхность лишней фигуры – треугольника.

- Какая она?

 

- Поверхность неровная, негладкая, на ней есть ямки и бугорочки.

- А теперь исследуй поверхность оставшихся фигур. Какая у них поверхность? - У других фигур поверхность гладкая, ровная.
- А ещё такую поверхность называют плоской.

- Что значит плоский, как вы понимаете?

 

- Это - ровный, гладкий, без неровностей.

- Чтобы проверить правильность ваших высказываний, что нужно сделать? - Посмотреть в учебнике или в словаре.
- Давайте обратимся к словарю. Один ученик читает определение в словаре, другие ребята читают определение, которое выписано на доске.

- Плоский – значит ровный, без возвышений и углублений, с прямой и гладкой поверхностью.

4. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

- Ребята, как вы думаете, я случайно попросила вас обратить внимание на поверхность фигур?

 

- Нет.

- Почему? - Будем работать над поверхностями фигур.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. - Плоские поверхности.
- Правильно.

Учитель на доске открывает часть темы урока: “Плоские поверхности”.

 
“Открытие” детьми нового знания (7-8 минут)

- У меня на столе стоят геометрические тела.

- Кто может назвать эти тела?

Учитель показывает тела: цилиндр, куб, конус, параллелепипед, пирамида, шар.

 

- Это цилиндр, куб, конус, параллелепипед, пирамида, шар.

- Ребята, как вы думаете, а у этих геометрических тел есть плоские поверхности? Докажите. - Есть. Если провести рукой по поверхности, она будет ровной и гладкой.
- Я с вами согласна. И предлагаю выполнить задание.

У вас на листочках нарисовано геометрическое тело, вы должны синим карандашом заштриховать плоские поверхности данного тела.

Дети выполняют задание по вариантам. Один представитель каждого варианта выходит к доске и выполняет своё задание на доске.

На доске изображены геометрические тела: цилиндр, куб, конус, параллелепипед, пирамида, шар.

- Проверяем задание. (Если возникают трудности с каким-то геометрическим телом, учитель отмечает его красным мелом.)  
- При выполнении этого задания у вас возникли трудности. Давайте попробуем разрешить их.

- С какими геометрическими телами были затруднения? Почему?

 

- С цилиндром, конусом и шаром. Затруднялись, не могли найти плоские поверхности.

- А у каких тел легко определили плоские поверхности? - У куба, параллелепипеда и у призмы.
- Давайте понаблюдаем, возьмём в руки куб, проведём по одной плоской поверхности, по другой плоской поверхности. Что есть у этих поверхностей? - Края
- Проведите рукой по поверхности шара. Что заметили, есть у этого тела край? - У шара краёв нет.
- Значит, какой можно сделать вывод из наших наблюдений? - У плоских поверхностей есть края.
- Как проверить правильность наших рассуждений? - По учебнику.
- Откроем учебник на странице 35 и прочитаем сведения в жёлтой рамочке. - Плоские поверхности имеют края. У плоскости края нет. Её можно продолжить во всех направлениях.
- Помогут новые сведения решить проблемы, которые у нас возникли?

(Учитель вместе с детьми разбирают трудности, которые возникли при работе с цилиндром, конусом, шаром.)

- Да.
- Итак, ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке математики? - Что плоские поверхности – это поверхности гладкие, ровные без возвышений и углублений. У плоских поверхностей есть края, а у плоскости краёв нет. Плоскость можно продолжить во всех направлениях.
- Ребята, можем мы дополнить тему нашего урока: “Плоские поверхности. Плоскость”? - Да
- Приведите примеры плоских поверхностей из окружающей обстановки. - Столешница у стола, учебник, доска, пол в классе.
- А привести примеры плоскости вы можете? - Нет. В природе плоскости не существует.
6. Первичное закрепление (4-5 минут)

- Вопросы есть по новому материалу ко мне, друг другу?

- Нет.
- Выполняем задание №3, страница 35. Прочитайте задание про себя. Скажите, что нужно сделать в задании?  

- Нужно провести две пересекающиеся прямые, которые проходят через точку О. Определить, на сколько частей эти прямые разделили плоскость и раскрасить эти части в разные цвета.

- Выполняем задание №3 в учебнике по этапам с комментарием. 1. Проводим через точку О прямую.

2. Проводим вторую прямую, которая пересекает первую прямую в точке О.

3. Две пересекающиеся прямые делят плоскость на 4 части.

4. Раскрашиваем каждую часть разными цветами.

- Итак, сегодня на уроке математики мы познакомились с новым материалом. Интересно было? - Да.
- С этим материалом мы будем работать на следующих уроках.  
7. Физ. минутка (1-2 минуты)  
8. Повторение (8 -9 минут)  
- Ребята, сегодня на уроке математики мы должны с вами решить задачу и поработать с выражением. Чем вы хотите заняться в первую очередь? - Решить задачу.
- Хорошо.

- На последних уроках математики мы с вами решали задачи, используя алгоритм.

- Кто помнит, какие виды алгоритмов бывают?

 

 

- Линейные, разветвляющиеся и циклические.

- Скажите, к какому виду отнесём данный алгоритм: я задумала число, прибавила к нему 25, вычла 8, потом ещё раз вычла 12, прибавила 36 и получила 46? Почему? - Это линейный алгоритм, т.к. все действия идут подряд.
- Кто может, используя данный алгоритм, найти число, которое я задумала? Один ученик решает задачу на доске, остальные ребята решают в тетрадях.

Х + 25 - 8 - 12 + 36 = 46

Х = 46 - 36 + 12 + 8 - 25

Х = 5

- Проверяем. Объясни, как нашёл задуманное число? Какими знаниями пользовался? - Я находил неизвестное число с помощью уравнения. Чтобы найти задуманное число, нужно выполнить обратные операции.
- Кто составил такое же уравнение, поставьте “+” около него. Кто находил так же неизвестное число, поставьте “+” около решения. Кто получил такой же результат, поставьте “+” около значения х. Дети проверяют свою работу, ставят “+” или “-”.
- Кто сделал задание на все “+”? Молодцы! Дети поднимают руки.
- Остальные ребята, найдите свою ошибку там, где вы поставили “минус”. (Учитель и правильно решившие ученики помогают найти и разобрать ошибки другим ученикам.)  
- Запишите выражение на листе: к разности чисел 208 и 36 прибавить сумму чисел 97 и 354. 1 3 2

(208 – 36) + (97 + 354)=623

- Составьте алгоритм нахождения значения данного выражения. И найдите его. 1. 208-36= 172

2. 354+97=451

3. 172+451=623

- Кто выполнил задание, выйдите с листами к доске. 2-3 ученика выходят к доске со своими работами.
- Проверяем. Кто записал выражение правильно, поставьте “+”. Кто составил правильно алгоритм нахождения значения данного выражения, поставьте “+”. Кто правильно выполнил 1-е действие, поставьте “+”. Кто правильно выполнил 2-е действие, поставьте “+”. Кто правильно выполнил 3-е действие, поставьте “+”. Дети проверяют свою работу, ставят “+” или “-”.
- Кто сделал задание на все “+”? Молодцы! Дети поднимают руки.
- Остальные ребята, найдите свою ошибку там, где вы поставили “минус”. (Учитель и правильно решившие ученики помогают найти и разобрать ошибки другим ученикам.)  
9. Рефлексия деятельности (2-3 минуты)  
- Урок подходит к концу. Вам было интересно на уроке математики? Почему? - Да. Мы интересно работали с геометрическими телами. Решали задачу и находили значение выражения.
- Что вы считаете нужным запомнить? - Что такое плоская поверхность, чем она отличается от плоскости. Что не все геометрические тела имеют плоские поверхности.
- А эти знания вам нужны в жизни? - Да. Мы сможем на практике определять плоскость и плоские поверхности. Это интересно.
- Домашнее задание: у геометрических тел, которые вы сделали к сегодняшнему уроку, найдите плоские поверхности и докажите.

- Спасибо за урок.

 

Оформление доски.

Плоские поверхности. Плоскость.

Плоский – значит ровный, без возвышений и углублений, с прямой и гладкой поверхностью.

 

wpe2.jpg (3556 bytes)

 

wpe3.jpg (842 bytes) wpe4.jpg (749 bytes)wpe5.jpg (907 bytes)wpe6.jpg (863 bytes)