Цели:
Образовательные:
- cформировать представления о плоской поверхности и плоскости
- работать над усвоением правила порядка действий в выражениях
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умение анализировать
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучаемому предмету
Оборудование: учебник для второго класса Л.Г. Петерсон “Математика” 2 часть; геометрические фигуры и тела: прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, цилиндр, куб, пирамида, конус, параллелепипед, шар; карточки с изображением геометрических тел: цилиндр, куб, пирамида, конус, параллелепипед, шар; листы бумаги и фломастеры.
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Орг. момент (1 минута) | - Великая радость – работа. В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счёта – Всё счастье земли – за трудом! |
2. Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) | |
- На какой урок вы пришли? | - На урок математики. |
- А какие виды уроков математики вам
нравятся больше:
|
- Нам нравятся уроки математики, когда мы узнаём что-то новое. |
- Почему? | - Узнать что-то новое – это интересно. |
- Тогда в добрый путь за новыми знаниями. | |
3. Актуализация знаний и мотивация (4-5 минут) | |
- Посмотрите на доску и скажите, с чем мы
будем работать сегодня на уроке? На доске расположены геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Все фигуры сделаны из картона одного цвета. Поверхность треугольника сделана специально неровная, с бугорками. |
- С геометрическими фигурами. |
- Что это за фигуры, как они называются? | - Это квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. |
- Что в них общего? | - Они одного цвета. Изготовлены из одного материала. |
- А есть ли среди них лишняя фигура? Почему она лишняя? | - Да. Круг, у него нет углов. - Треугольник, у него поверхность отличается от других фигур. |
- Мне нужен один помощник, чтобы исследовать данные фигуры. | Один ученик выходит к доске. |
- Потрогай, погладь поверхность лишней
фигуры – треугольника. - Какая она? |
- Поверхность неровная, негладкая, на ней есть ямки и бугорочки. |
- А теперь исследуй поверхность оставшихся фигур. Какая у них поверхность? | - У других фигур поверхность гладкая, ровная. |
- А ещё такую поверхность называют
плоской. - Что значит плоский, как вы понимаете? |
- Это - ровный, гладкий, без неровностей. |
- Чтобы проверить правильность ваших высказываний, что нужно сделать? | - Посмотреть в учебнике или в словаре. |
- Давайте обратимся к словарю. | Один ученик читает определение в
словаре, другие ребята читают определение,
которое выписано на доске. - Плоский – значит ровный, без возвышений и углублений, с прямой и гладкой поверхностью. |
4. Постановка учебной задачи (4-5 минут) - Ребята, как вы думаете, я случайно попросила вас обратить внимание на поверхность фигур? |
- Нет. |
- Почему? | - Будем работать над поверхностями фигур. |
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. | - Плоские поверхности. |
- Правильно. Учитель на доске открывает часть темы урока: “Плоские поверхности”. |
|
“Открытие” детьми нового знания (7-8
минут) - У меня на столе стоят геометрические тела. - Кто может назвать эти тела? Учитель показывает тела: цилиндр, куб, конус, параллелепипед, пирамида, шар. |
- Это цилиндр, куб, конус, параллелепипед, пирамида, шар. |
- Ребята, как вы думаете, а у этих геометрических тел есть плоские поверхности? Докажите. | - Есть. Если провести рукой по поверхности, она будет ровной и гладкой. |
- Я с вами согласна. И предлагаю
выполнить задание. У вас на листочках нарисовано геометрическое тело, вы должны синим карандашом заштриховать плоские поверхности данного тела. |
Дети выполняют задание по вариантам.
Один представитель каждого варианта выходит к
доске и выполняет своё задание на доске. На доске изображены геометрические тела: цилиндр, куб, конус, параллелепипед, пирамида, шар. |
- Проверяем задание. (Если возникают трудности с каким-то геометрическим телом, учитель отмечает его красным мелом.) | |
- При выполнении этого задания у вас
возникли трудности. Давайте попробуем разрешить их. - С какими геометрическими телами были затруднения? Почему? |
- С цилиндром, конусом и шаром. Затруднялись, не могли найти плоские поверхности. |
- А у каких тел легко определили плоские поверхности? | - У куба, параллелепипеда и у призмы. |
- Давайте понаблюдаем, возьмём в руки куб, проведём по одной плоской поверхности, по другой плоской поверхности. Что есть у этих поверхностей? | - Края |
- Проведите рукой по поверхности шара. Что заметили, есть у этого тела край? | - У шара краёв нет. |
- Значит, какой можно сделать вывод из наших наблюдений? | - У плоских поверхностей есть края. |
- Как проверить правильность наших рассуждений? | - По учебнику. |
- Откроем учебник на странице 35 и прочитаем сведения в жёлтой рамочке. | - Плоские поверхности имеют края. У плоскости края нет. Её можно продолжить во всех направлениях. |
- Помогут новые сведения решить
проблемы, которые у нас возникли? (Учитель вместе с детьми разбирают трудности, которые возникли при работе с цилиндром, конусом, шаром.) |
- Да. |
- Итак, ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке математики? | - Что плоские поверхности – это поверхности гладкие, ровные без возвышений и углублений. У плоских поверхностей есть края, а у плоскости краёв нет. Плоскость можно продолжить во всех направлениях. |
- Ребята, можем мы дополнить тему нашего урока: “Плоские поверхности. Плоскость”? | - Да |
- Приведите примеры плоских поверхностей из окружающей обстановки. | - Столешница у стола, учебник, доска, пол в классе. |
- А привести примеры плоскости вы можете? | - Нет. В природе плоскости не существует. |
6. Первичное закрепление (4-5 минут) - Вопросы есть по новому материалу ко мне, друг другу? |
- Нет. |
- Выполняем задание №3, страница 35. Прочитайте задание про себя. Скажите, что нужно сделать в задании? | - Нужно провести две пересекающиеся прямые, которые проходят через точку О. Определить, на сколько частей эти прямые разделили плоскость и раскрасить эти части в разные цвета. |
- Выполняем задание №3 в учебнике по этапам с комментарием. | 1. Проводим через точку О прямую. 2. Проводим вторую прямую, которая пересекает первую прямую в точке О. 3. Две пересекающиеся прямые делят плоскость на 4 части. 4. Раскрашиваем каждую часть разными цветами. |
- Итак, сегодня на уроке математики мы познакомились с новым материалом. Интересно было? | - Да. |
- С этим материалом мы будем работать на следующих уроках. | |
7. Физ. минутка (1-2 минуты) | |
8. Повторение (8 -9 минут) | |
- Ребята, сегодня на уроке математики мы должны с вами решить задачу и поработать с выражением. Чем вы хотите заняться в первую очередь? | - Решить задачу. |
- Хорошо. - На последних уроках математики мы с вами решали задачи, используя алгоритм. - Кто помнит, какие виды алгоритмов бывают? |
- Линейные, разветвляющиеся и циклические. |
- Скажите, к какому виду отнесём данный алгоритм: я задумала число, прибавила к нему 25, вычла 8, потом ещё раз вычла 12, прибавила 36 и получила 46? Почему? | - Это линейный алгоритм, т.к. все действия идут подряд. |
- Кто может, используя данный алгоритм, найти число, которое я задумала? | Один ученик решает задачу на доске,
остальные ребята решают в тетрадях. Х + 25 - 8 - 12 + 36 = 46 Х = 46 - 36 + 12 + 8 - 25 Х = 5 |
- Проверяем. Объясни, как нашёл задуманное число? Какими знаниями пользовался? | - Я находил неизвестное число с помощью уравнения. Чтобы найти задуманное число, нужно выполнить обратные операции. |
- Кто составил такое же уравнение, поставьте “+” около него. Кто находил так же неизвестное число, поставьте “+” около решения. Кто получил такой же результат, поставьте “+” около значения х. | Дети проверяют свою работу, ставят “+” или “-”. |
- Кто сделал задание на все “+”? Молодцы! | Дети поднимают руки. |
- Остальные ребята, найдите свою ошибку там, где вы поставили “минус”. (Учитель и правильно решившие ученики помогают найти и разобрать ошибки другим ученикам.) | |
- Запишите выражение на листе: к разности чисел 208 и 36 прибавить сумму чисел 97 и 354. | 1 3 2 (208 – 36) + (97 + 354)=623 |
- Составьте алгоритм нахождения значения данного выражения. И найдите его. | 1. 208-36= 172 2. 354+97=451 3. 172+451=623 |
- Кто выполнил задание, выйдите с листами к доске. | 2-3 ученика выходят к доске со своими работами. |
- Проверяем. Кто записал выражение правильно, поставьте “+”. Кто составил правильно алгоритм нахождения значения данного выражения, поставьте “+”. Кто правильно выполнил 1-е действие, поставьте “+”. Кто правильно выполнил 2-е действие, поставьте “+”. Кто правильно выполнил 3-е действие, поставьте “+”. | Дети проверяют свою работу, ставят “+” или “-”. |
- Кто сделал задание на все “+”? Молодцы! | Дети поднимают руки. |
- Остальные ребята, найдите свою ошибку там, где вы поставили “минус”. (Учитель и правильно решившие ученики помогают найти и разобрать ошибки другим ученикам.) | |
9. Рефлексия деятельности (2-3 минуты) | |
- Урок подходит к концу. Вам было интересно на уроке математики? Почему? | - Да. Мы интересно работали с геометрическими телами. Решали задачу и находили значение выражения. |
- Что вы считаете нужным запомнить? | - Что такое плоская поверхность, чем она отличается от плоскости. Что не все геометрические тела имеют плоские поверхности. |
- А эти знания вам нужны в жизни? | - Да. Мы сможем на практике определять плоскость и плоские поверхности. Это интересно. |
- Домашнее задание: у геометрических
тел, которые вы сделали к сегодняшнему уроку,
найдите плоские поверхности и докажите. - Спасибо за урок. |
Оформление доски.
Плоские поверхности. Плоскость. Плоский – значит ровный, без возвышений и углублений, с прямой и гладкой поверхностью. |
|
|