Данные методические рекомендации предназначены для тех, кто хотел бы работать с детьми комплексно. То есть не только разучивать обязательный репертуар к очередному зачету или экзамену, но и заниматься развитием всех музыкальных способностей своих учеников.
О важности комплексного подхода писали многие известные преподаватели и десять, и двадцать лет назад (Мальцев, Ляховицкая, Смирнова). Интересные публикации об этом встречаются в современных газетах, например, авторскую программу составили учителя для всех отделений одного из музыкальных лицеев из Санкт-Петербурга (газета “Играем сначала”).
Что же включает в себя комплексное обучение?
Это:
- подбор по слуху и гармонизация мелодий;
- транспонирование;
- игра цифровок, кадансов;
- гармонизация мелодий из песенных сборников по буквенно-цифровой системе обозначений;
- чтение с листа;
- сочинение и импровизация;
- терминология, теория музыки, основы гармонии.
Наша общая цель воспитывать любителей музыки, умеющих играть на музыкальных инструментах. А для домашнего музицирования важно научиться подбирать мелодии и сопровождение, петь и аккомпанировать, играть в ансамбле. Этим разделам в своей педагогической работе автор уделяет большое внимание. Обучение навыкам домашнего музицирования пронизывает все три курса. Занимаясь развитием этих навыков со всеми учениками, не зависимо от способностей, важно понимать, что темп усвоения материала у каждого свой.
Работа по развитию навыков домашнего музицирования начинается с первых уроков 1-го курса.
Одной из главных задач в занятиях с начинающими, является развитие музыкального мышления и музыкального слуха. На этом этапе обучения наиболее важным представляется формирование рефлекторной дуги (цепочка Мартинсена):
“ВИЖУ – СЛЫШУ – ИГРАЮ”,
так называемый, “ вундеркиндкомплекс”.
Уже на первых уроках мы начинаем подбирать простейшие мелодии, состоящие из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и звуков. Работа по принципу “пою-играю” побуждает слух ученика к активному вниманию, вносит в урок элемент творчества. Сначала дети играют одним пальцем, затем важно использовать пятипальцевую позицию, которая позволяет отрабатывать аппликатурное правило, когда соседние звуки исполняются соседними пальцами, через звук – через палец и т.д.
Предварительно анализируем – определяем сколько звуков в данной попевке и как они расположены между собой, показываем направление движения мелодии рукой (элемент “пою – слышу”). Надо при этом обратить внимание ученика на то, что мелодия может двигаться плавно, скачками, она может быть восходящей или нисходящей. Подбирая мелодию от всех белых клавиш, отрабатывается элемент “слышу – играю”. Таким образом, этот опыт подбора по слуху становится и первым опытом транспонирования. Транспонирование играет большую роль в развитии слуха и координации движения на фортепиано. Все подобранные мелодии записываются в тетрадь (элемент “вижу – слышу”).
Как подбор по слуху, так и транспонирование предполагает знание тональностей, поэтому важно познакомиться с квинтовым кругом мажорных тональностей. Дети уже знают, что существует два основных лада – Dur и moll. Тональность – это высота лада. В каждой тональности есть определенное количество знаков. Только в одной мажорной и одной минорной знаки отсутствуют (C-Dur, а-moll). Порядок расположения мажорных тональностей (диезных вверх по квинтам, а бемольных вниз по квинтам) называется квинтовый круг.
На этом этапе дети уже знают, что гамма – это последовательность звуков по ступеням, всего их семь. Ступень – это звук лада, у которого есть свое выразительное “лицо”, “характер”, “поведение”. Ступень – это живой звук, у которого появилась “душа”. Он может быть либо твердым, либо мягким, то толкает движение, то останавливает его (устойчивые и неустойчивые звуки). Ступени имеют порядковые номера и обозначаются римскими цифрами. Определение ступени, с которой начинается песня, является обязательным моментом при транспонировании.
Важным этапом подбора песни по слуху является гармонизация мелодии. Первый опыт подбора аккомпанемента должен быть простым – один звук, либо бурдон. Далее необходимо включать в работу песни с использованием главных ступеней лада. Дети знают, что каждая ступень имеет номер, а вот три из них называются по именам. Это главные ступени, где
- I ступень – ТОНИКА - T
- IVступень – СУБДОМИНАНТА - S
- Vступень – ДОМИНАНТА - D
Учащиеся подбирают сопровождение к мелодии в виде басов.
Левая рука в пятипальцевой позиции: 1-й палец играет тонику, 4-й – доминанту, 5-й – субдоминанту. (Рис.1)
Рис.1
Затем составляем и записываем схему, в которой верхняя строчка для правой руки обозначает ступени мелодии, а нижняя строчка для левой руки обозначает басы. По этой схеме видно, что 1.3.5 ст. соответствуют тонике, 2.5.7 ст. – доминанте, 1,4,6 ст. – субдоминанте.(Рис.2)
Как было уже сказано, и мелодию, и басы необходимо играть в пятипальцевой позиции, в трех или пяти тональностях, так как транспонирование способствует установлению связи между движением и слухом – весь игровой процесс начинает подчиняться музыкально-слуховым представлениям.
Затем следует научиться строить и играть квинты, которые бывают белые - от белых клавиш, черные - от черных и разноцветные - от си и си-бемоль. После этого намного легче дети строят на клавиатуре трезвучия, добавляя третьим пальцем терцию. Сложное, но интересное задание: сыграть любое трезвучие, определив на слух мажор это или минор, превратить его в противоположное.
Когда технически ученики готовы к игре трезвучий, можно использовать различные варианты сопровождения: (Рис.2)
Рис.2
Постепенно ученики начинают играть песенки, выходящие за рамки 5-ти пальцевой позиции: “Жили у бабуси”, “Маленькой ёлочке”, “Мишка с куклой” в сопровождении трезвучий.
Было бы уместно на данном этапе рассказать о том, что гармонией в музыке называют взаимосвязь аккордов в их последовательности. Отношения созвучий между собой во многом определяются той ролью (функцией), которую они играют в ладу. Существует три основных ладовых функции:
- T – устойчивость
- S – слабая неустойчивость
- D – сильная неустойчивость.
При подборе гармоний, если нужно придать звучанию остроту, устремленность к тонике, надо использовать доминанту. Если же вы услышали в мелодии мягкость, сглаженность интонации, нужно подкрепить ее субдоминантой. Для примера можно сравнить песни с гармонизацией T-D (“Бульба”) и T-S (“Свет Иван”).
На следующем этапе обучения учащиеся осваивают фактурное сопровождение, которое позволяет играть более сложный и интересный репертуар. Здесь важным условием является наличие стройной системы в расположении музыкального материала. На каждую гармоническую последовательность изучается группа песен со стандартной гармонизацией.
Сначала используем автентический оборот (T53 – D6), соединение аккордов в тесном расположении, соединение гармоническое. Ученики сами находят самый близкий доминантовый аккорд к тоническому трезвучию и выводят правило гармонического соединения – общий звук (V ступень) остается на месте, остальные звуки идут на секунду вниз. (Рис.3)
Рис.3
Предлагается подобрать фактурное сопровождение к мелодиям “Бульба”, “Аннушка”, “Весёлые утята”, “Добрый жук”, “Начинаем перепляс”, “Куда пропал мой любимый щенок”, “Гусята” в мажоре; “Кузнечик”, “Летка-енька” - в миноре. Для закрепления этого оборота необходимо поиграть восходящую гармоническую секвенцию.
Плагальный оборот (T53 – S64) осваиваем по той же схеме: записываем в тетрадь правило – 1 ступень (общий звук) остается на месте, остальные идут на секунду вверх. К песенкам “Свет Иван”, “Русская”, “Эй, ухнем” подбираем аккорды. Сначала “столбами”, потом пробуем фактурные варианты (к этому времени первокурсники знакомы с жанровой фактурой – марш, полька, вальс, песня). Фактурные варианты записываем в тетрадь, они используются в самостоятельной работе.
Освоение гармонической секвенции T53-S64 помогает закрепить навык и, кроме того, расширяет круг песен, которые играют ученики. Большое значение при соединении аккордов в правой руке имеет двигательная сторона процесса, поэтому для того чтобы сделать упражнения удобными для рук, пианистичными, тщательно продумывается аппликатура. Постоянное внимание к аппликатуре приводит к тому, что интервальная структура аккорда и соединения аккордов запоминаются не только головой, слухом, но и пальцами. Это ведет к формированию так называемой “слышащей руки”.
Для закрепления материала дается следующая таблица:
Секвенция – повторение музыкального построения на другой высоте.
Мелодическая | Гармоническая |
|
|
Восходящая | Нисходящая |
|
|
Диатоническая | Хроматическая |
|
|
Модулирующая – каждое звено секвенции это доминанта к новой тонике |
Освоив полный оборот (T – S – D - T) , подбираем песни “Коробейники”, “Генералы”, “Динь-динь”, “Колыбельная”.
Учащихся следует познакомить с необходимыми правилами гармонизации: смена аккордов происходит не слишком часто, обычно на сильные доли такта; в очень медленных темпах смена гармонии в мелодии возможна на каждую долю; затакт чаще всего не гармонизуется; следует избегать по возможности параллельных квинт и октав.
Окончание музыкального построения (периода, предложения) будет ярче, если употребить “волшебный аккорд”, который называется кадансовый квартсекстаккорд (обозначаетсяК64). Он как бы предупреждает слушателя о том, что сейчас наступит конец в звучании. К64 – это, по сути, тоника, в басу которой взята V ступень лада. После него обычно берется D53, причем К64 обязательно ставится на более сильной доле. ( “Мой костёр”, “Маленькая страна”).
В этих песнях играем мелодию в правой руке, аккорды - в левой, причем, в этом случае лучше использовать в левой руке трезвучия в основном виде, а потом можно предложить сыграть четырёхручный ансамбль – в первой партии мелодия в октаву, во второй – басы и аккорды с плавным голосоведением, используя обращения трезвучий.
Особую значимость при комплексном подходе обучения детей музыке приобретает пение с аккомпанементом. Можно пользоваться песенниками и сборниками с мелодической нотацией и буквенными обозначениями аккордов (Allegro Т. Смирновой). Ученики знакомятся с буквенными обозначениями: мажорные трезвучия обозначаются прописной буквой латинского алфавита, например: A (ля-мажор), C (до-мажор). Минорное – Am (ля-минор), Cm (до-минор). Альтерированные звуки – со знаками диез и бемоль. Септаккорды – цифрой 7, например А7, С7. Предлагается работа по следующему плану:
- Сыграть мелодию песни с аккомпанементом.
- Проанализировать гармонии и поставить функции.
- Подобрать соответствующий характеру песни фактурный аккомпанемент.
На следующем этапе полный оборот учащиеся играют в другом мелодическом положении на примере уже выученных песен, так как полезно возвращаться к пройденному материалу на другом уровне. Получается спиралеобразная система обучения. Так сопровождение к песням “Коробейники” и “Мой костёр” можно начинать с Т64 или Т6.
Переходя к изучению побочных ступеней лада, важно объяснить, что трезвучия на этих ступенях играют в музыке очень большую выразительную роль, они создают колорит, вносят в музыкальный язык разнообразие оттенков, богатство красок.
Построив трезвучия на каждой ступени гаммы, необходимо назвать номер ступени, определить мажор или минор звучит. Здесь важно обратить внимание учеников на то, что главные трезвучия определяют лад, т. е. если в мажорном ладу они мажорные, то трезвучия побочных ступеней – минорные, и наоборот.
Затем, научившись соединять тонику с побочными ступенями с помощью плавного соединения, где два общих звука остаются на месте, а третий идет вверх в соединении Т – VI, и вниз в соединении T – III, ученики играют эти гармонические обороты в пройденных тональностях и подбирают аккорды к мелодиям: “El condor paso”, “Замыкая круг”, “Ничего на свете лучше нету”.
Для закрепления этой темы предлагается ряд мелодий, к которым нужно подобрать сопровождение с использованием побочных ступеней (“Эстонская”, “Испанская”, “В горнице”, “Мой мир”, “Осень”, “Let it be” и т.д.)
На примере песни “Вдоль да по речке” впервые используются аккордовые звуки вместе с мелодией в правой руке, в левой ограничиваемся только басами. В такой фактуре можно играть и другие мелодии, например, песню “Это знает всякий” сыграет ученик, технически подготовленный к сложной аккордовой фактуре.
Наиболее заинтересованным ученикам можно предложить подобрать любую песню с магнитофона.
На следующем этапе усложняется фактура. В правой руке исполняется мелодия с аккордовыми звуками, а в левой - арпеджированное сопровождение, охватывающее диапазон в две октавы. Всё это требует достаточно хорошей технической подготовки (“На улице дождик”, песня из мюзикла “Notrdam de Parie”)
Далее усложнение фактуры происходит ещё и путём использования септаккордов, ведь на каждой ступени гаммы можно построить септаккорд (аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям). Они вносят в звучание неустойчивость, необычный колорит. Их можно вставить в уже знакомую нам секвенцию. А потом использовать эту секвенцию в песнях “Маленький принц” “Родная песенка”, “Снеженика”.
Говоря о функциональной роли каждого трезвучия в тональности, необходимо осознание того, что кроме доминантового трезвучия существует еще более напряженный аккорд – это доминантовый септаккорд (D7). Он образуется от прибавления к трезвучию доминанты четвертого звука, отстоящего на малую терцию выше квинтового тона (напоминаю, что нижний звук трезвучия называют примой или основным тоном, средний - терцией, верхний - квинтой). Крайние звуки D7 описывают малую септиму, что и определило наименование созвучия – малый мажорный септаккорд. Кроме того, как диссонирующий интервал септима усиливает неустойчивость. Найти название звука септимы легко, опустившись на Б2 ниже основного тона, т.е. к субдоминанте. Доминантовый септаккорд может быть полным (четырехзвучным) и неполным (без квинты). Чаще всего используется неполный септаккорд. Закрепляется материал в игре различных гармонических оборотов, например, полный оборот с D7, модулирующая секвенция D7 – Т.
Затем изучаем отклонения и модуляции в тональности первой степени родства. Изучение модуляции можно начать со знакомства с самым простым ее видом – сопоставлением двух тональностей. Это могут быть параллельные, одноименные, тональности первой и пятой ступени: “Во саду ли в огороде”, “Ах вы сени”, “Песенка чебурашки”.
Необходимо обратить особое внимание на подбор аккомпанемента к мелодиям, содержащим модуляцию или отклонение. Мы говорим, прежде всего, о выразительном значении отклонений. Они вносят разнообразие в звучание, усиливают неустойчивость, способствуют развитию, подчеркивают кульминацию. Сначала изучается модуляция или отклонение из минора в параллельный мажор. Как известно, модуляция происходит через доминанту новой тональности, например, модуляция в параллельный мажор осуществляется через гармонию седьмой натуральной ступени, являющейся пятой ступенью параллельного мажора. При изучении отклонения можно предложить учащимся гармоническое упражнение, которое нужно играть в различных тональностях.
Предлагается следующий план работы над аккомпанементом в песнях, содержащих отклонение:
- Сыграть мелодию песни.
- Проанализировать гармонический план мелодии и подобрать аккорды.
- Сыграть мелодию песни с басовым голосом или с аккордами.
- Спеть мелодию песни с аккомпанементом гармонического вида.
- Исполнить песню с аккомпанементом в фактуре, соответствующей ее характеру.
Примеров отклонения в параллельный мажор много: “Лошадка-жизнь”, “Священная война”, “Дороги” и т.д.
При отклонении в тональность субдоминанты в миноре повышается третья ступень:
В мажоре признаком отклонения в тональность субдоминанты является седьмая пониженная ступень.
Предложенные упражнения играть в различных тональностях и в различных фактурных вариантах. Затем подобрать аккомпанемент к мелодиям “Любовь останется”, “Конопатая девчонка”.
Отклонение в тональность доминанты изучаем на примере песен “Случайный вальс”, “Домбайский вальс”, “Москвичи”. В момент отклонения повышается четвертая ступень исходной тональности.
Художественно-завершенный вид придают песне вступление и заключение. Сочиняя их, ученик проявляет свою творческую инициативу. Самым простым вариантом вступления и заключения является музыкальный материал припева, который звучит в инструментальном изложении. Более сложный вариант – сочинение мелодии на основе различных гармонических построений: кадансового оборота, развернутой гармонической последовательности и секвенционной последовательности.
Итак, можно предложить следующий алгоритм:
Использованный в подборе аккомпанемента к песням, гармонический стереотип постоянно закрепляется в пройденных тональностях, в ритмических и фактурных вариантах.
Транспонирование песен приводит ученика к уверенной ориентации на клавиатуре.
Постоянный анализ произведений изучаемого репертуара, осознание гармонической вертикали способствует лучшему запоминанию текста, помогает при чтении с листа.
Если дети научились подбирать мелодии и сопровождение к ним по слуху, аккомпанировать себе, то эти умения обязательно будут востребованы дома на семейных праздниках или в школьной самодеятельности, при этом:
- развиваются музыкальные способности – мелодический и гармонический слух;
- развивается техника;
- улучшается ориентировка на клавиатуре;
- появляется уверенность в себе;
- удовлетворяется потребность в достижении собственной значительности (ведь человек за инструментом в любой компании чувствует себя нужным, востребованным).
- когда подросток видит, что его музицирование может доставить удовольствие родным, друзьям, что благодаря своим музыкальным достижениям он становится интереснее в их глазах, у него растёт чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность.
- эта творческая деятельность развивает такие качества как воображение, мышление, активность, самостоятельность.
Итак, занимаясь домашним музицированием, мы ставим задачу приблизить обучение игре на фортепиано запросам детей и их родителей, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни.
Литература
- Калугина М., Халабузарь П. “Развитие творческих навыков аккомпанемента”.
- Мальцев С. “Раннее обучение гармонии – путь к детскому творчеству”.
- Беленькая М. Г., Ильинская С.В. “Музыкальная копилка. Детский песенник”
- Подвала В. “Давайте сочинять музыку”.