Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по теме “Расположение прямых на плоскости”
- Проверить умения учащихся изображать некоторые геометрические фигуры
- Проверить знания учащимися основных свойств этих фигур
- Развивать мышление, память, продолжить работу над развитием речи
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, товарищескую поддержку
- Прививать интерес к предмету.
Методы и приемы: словесный, наглядный.
Тип: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, инструменты для черчения.
Ход урока
1 ЭТАП. Организационный момент.
Учитель: “Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами Михаила Ломоносова: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”.
Как вы понимаете это изречение?”
2 ЭТАП. Комбинированная работа класса (работа у доски, работа по карточкам, устная работа с классом).
Работа у доски (к доске вызываются четверо учащихся, которые выполняют разноуровневую работу):
- (Уровень А) Из данной точки на данную прямую опустить перпендикуляр.
- (Уровень А) Через данную точку провести прямую, параллельную данной.
- (Уровень В) Построить отрезок А1В1, симметричный отрезку АВ, относительно данной точки.
- (Уровень С) Построить отрезок А1В1, симметричный отрезку АВ, относительно данной прямой.
Работа по карточкам (поуровневая работа выполняется учащимися на местах):
- Карточка №1 (уровень А) Построить точки А(-3;5), В(4;6), С(8;-3), Д(-2;-4) на координатной плоскости.
- Карточка №2 (уровень С) Найти расстояние от точки А до прямой а.
- Карточка №3 (уровень С) Построить треугольник А1В1С1, симметричный треугольник АВС, относительно данной точки А.
- Карточка №4 (уровень А) Какие точки принадлежат данной прямой, какие ей не не принадлежат?
- Карточка №5 (уровень В) Построить в системе координат отрезок АВ, если А(-4;5) и В(6;-2). Найти координаты точек пересечения данного отрезка с осями координат.
Устная работа с классом.
Какое животное называют “украшением” Африки?
Ответы:
- 0,9 - сахарная белка.
- 1,9 - золотистая кошка.
- 2,1 - гиена.
Дополнительный материал.
Золотистая кошка – самый красивый представитель кошачьего семейства. Это очень свирепое и хитрое животное. Она издает жуткий свирепый вопль; он начинается как рокочущий стон, все нарастающий и обрывается режущим ухо визгом, очень злобным.
Золотистая кошка может разодрать человека в самое малое время. Имеет огромную силу в ногах.
Итоги 2 этапа. Фронтальный опрос:
- Какие прямые называются пересекающимися? параллельными? перпендикулярными?
- Какие пары углов образуются при пересечении двух прямых? Назовите их свойства.
- По данным рисункам определите вид симметрии. Какие фигуры симметричны друг другу?
- Что называется расстоянием от точки до прямой?
- Из чего состоит координатная плоскость? Как называются координаты точки?
- Что называется биссектрисой? диагональю?
3 ЭТАП. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач по готовым чертежам:
2. В устной форме чтение графика “Изменения температуры в течение суток”.
Вопрос: “Можно ли по заданному значению одной величины найти соответствующее значение другой величины?”
3. Работа по учебнику №966: АВ и СD - перпендикулярные прямые, пересекающиеся в точке О. Прямые ЕF и СD, пересекаясь в точке О, образуют угол в 350. Найдите градусную меру углов: АОС, АОF и СОЕ.
4. Соревнование по рядам
На заготовленных листочках с изображением координатной плоскости каждая парта строит по одной точке и передает по цепочке по ряду.
1 ряд. Красивая птица, живущая в Африке, которая не умеет летать, но быстро бегает.
(2;-8)> (1;-7)> (2;0)> (4;5)> (4;9)> (6;10)> (2;11)> (2;5)> (0;8)> (-4;6)
(-3;3)> (-2;3)> (-3;1)> (-1;1)> (0;0)> (0;-8)> (2;-8)
Ответ: страус.
2 ряд. Что потеряла Золушка на балу у короля?
(-2;3)> (-3;0)> (-2;4)> (-1;-4)> (0;-1)> (4;-4)> (6;-4)> (8;-4)> (9;-4)>
(4;-3)> (2;-1)> (4;-1)> (5;0)> (3;1)> (4;-1)> (-1;2) > (-2;3)
Ответ: туфелька.
3 ряд. Житель пустыни, питающийся колючками, который может обходиться без воды долгое время
(6;-1)> (6;3)> (-1;7)> (-5;4)> (-5;10)> (-6;10)> (-6;9)> (-8;7)> (-8;4)>
(-7;5)> (-7;-6)> (-6;-6)> (-6;-1)> (1;-1)> (3;-2)> (3;-6) > (4;-6) )> (4;1)>
(5;1)> (5;-1)> (6;-1)
Итоги 3 этапа:
- Как называется первая координата точки? вторая?
- Как называется расстояние между концами отрезка?
- Прибор для измерения углов.
- Один из углов 500, а другой 1000. Являются ли они смежными?
- Как могут располагаться точки и прямые взаимно на плоскости?
- Верно ли утверждение: если а || в и в || с, то а || с?
- В какой координатной четверти располагаются следующие точки: (-5;0), (-3;-4), (5;6), (0;-3), (2;0), (4;-3)?
- Верно ли утверждение: если а и в, то а?
- Могут ли два смежных угла быть равными 650 и 1150?
- Сколько прямых можно провести через одну точку? через две точки?
- Один из углов, которые получаются при пересечении двух прямых, равен 350.
- Чему равны остальные углы?
- Верно ли утверждение: если смежные углы равны, то они прямые?
- Может ли угол между стороной угла и его биссектрисой быть тупым?
- Как узнать расстояние между параллельными прямыми?
- Как найти расстояние от точки до прямой?
- Какая переменная изображается по оси ОХ при построении графиков?
- Когда фигуры равны?
4 ЭТАП. Итог урока.
5 ЭТАП. Домашнее задание: дается поуровневое по вариантам.
Используемая литература:
- Рабочая тетрадь. Математика для 6 класса. Алматы “Атамура” 2002 г.
- Математика. Приложение к газете “Первое сентября” №19, 2003 г.