Урок математики в 1-м классе по теме: "Величины. Свойства величин". Образовательная программа "Школа 2100"

Разделы: Начальная школа


Тема: Величины. Свойства величин.

Цели:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме «Величины»; формировать навыки сложения и вычитания единиц массы, объёма, длины; продолжить работу над задачами (нахождение целого по известным частям, нахождение части по известному целому и другой части, на разностное сравнение).

Развивающие: развивать мыслительные операции сравнения, систематизации, обобщения; навыки счёта; геометрические понятия; каллиграфические навыки; умения употреблять в речи математическую терминологию; преобразовывать, видоизменять заданную фигуру (трансфигурация); обогащать словарный запас школьников.

Воспитательные: воспитывать сотрудничество, чувство взаимопомощи, максимальную работоспособность.

Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон «Математика 1 класс. 3 часть», лента цифр, индивидуальные кассы, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации к задачам, демонстрационные спички, счётные палочки, карточки «Слова- величины», опоры «Величины», видеофрагмент «Магазин», раздаточный материал к практической работе.

Ход урока:

I. Организационный момент. Этап положительного самоопределения в учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-  На уроке нам нужно хорошо поработать. Что вам для этого необходимо? -  Нам необходимы внимание, умение работать дружно, аккуратно работать в тетради.
-  Под каким девизом вы любите работать? -  Хорошая работа идёт в таком порядке: сообразил, проверил, написал.

II. Актуализация знаний.

1) Работа над формированием каллиграфии.

- Определите закономерность и продолжите числовой ряд: 70 71 72 …

- Какие числа назвали?

73 74 75 76 77

- Двузначные числа.

- Какая цифра повторяется в этих числах? - Повторяется цифра 7.
- Давайте вспомним как правильно пишется цифра 7 (плакатик с цифрой).

- Цифру 7 начинай писать от середины верхней линии клетки. Первый элемент – волнистая линия, второй элемент – из уголка клетки на середину нижней линии, третий элемент – прямая палочка посередине.

- Найдите и подчеркните в ряду лишнее число.

- Почему ты так думаешь?

Дети пишут в воздухе.

Запись чисел в тетради.

- Лишнее число – 70.

- Число 70 – круглое.

- Что вы знаете о числе 7? - Число 7 – однозначное, нечётное. Соседи числа 7 – число 6 – предыдущее, число 8 – последующее.
Послушайте сообщение о числе 7. - В древности число 7 считали магическим. Возможно, это объяснялось тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через 7 отверстий в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Города Рим и Киев построены на семи холмах. Неслучайно в радуге 7 цветов, в неделе 7 дней, на свете 7 чудес. Волшебное число 7 упоминается в сказках. Люди, имена которых состоят из семи букв нередко становятся хорошими учителями.
3 ученика работают по карточкам.

2) Устный счёт.

Индивидуальная работа по карточкам.
·1 Ритмический счёт через 7. 1 – топнуть правой ногой, 2 – левой ногой; 3 – хлопнуть по правой ноге, 4 – по левой ноге; 5 – дотронуться до плеч; 6 – хлопнуть в ладоши.

Называют вслух – 7, 14, 21.

·2 Работа с индивидуальными кассами.

-  Какое число следует при счёте за числом 7?

-  Какое число стоит при счёте перед числом 6?

-  Какое число больше 6 на 2?

-  Какое число меньше 4 на 2?

-  Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 9. Покажите задуманное число.

-  От задуманного числа я вычла 4 и получила 3. Покажите задуманное число.

Показывают ответы цифрами из кассы.

8

5

8

2

6

7

·3 Логическая задача (рисунок):

Груша тяжелее, чем апельсин, а апельсин тяжелее яблока. Что тяжелее: груша или яблоко?

- Как ты догадался?

-  Я знаю, что апельсин легче груши, но тяжелее яблока. Значит груша тяжелее яблока.
·4 Головоломка с палочками.

Сложите из палочек такую фигуру (на доске квадрат из демонстрационных палочек).

-  Как называется фигура?

-  Докажите.

-  Сколько всего квадратов?

-  Покажите.

-  Уберите 4 палочки так, чтобы осталось два квадрата.

- Ребята- консультанты, помогите мне проверить выполненное задание.

Ученики работают с палочками.

 

Эта фигура называется квадрат.

У квадрата 4 стороны, 4 угла, 4 вершины и все стороны равны.

Всего 5 квадратов (показывают у себя на парте, один ученик – у доски).

Дети- консультанты проходят по ряду и проверяют задание.

Подходят ко мне, докладывают.

Один ученик снимает палочки (модель квадрата на доске)

·5 Расшифруйте слово:

3+3
7 - 2
9 - 5
6+3
4 - 1
6 - 5
1+6

Я открываю буквы.

-  Сегодня на уроке мы поиграем в покупателей (видеофрагмент из магазина).

-  Мы должны быть грамотными покупателями. Для этого нужно хорошо уметь считать, сравнивать, знать величины.

Дети читают пример, говорят ответ.

Хором читают слово «Магазин».

III. Работа по закреплению темы «Величины».

Подводящий диалог.

-   Продолжим разговор о величинах.

На доске карточки: масса, цвет, длина, запах, объем, аппетит, время, температура.

 
-  Найдите среди этих слов только те, которые обозначают величины и убери лишние слова. Ученик убирает карточки со словами: запах, цвет, аппетит.
-  Почему ты убрал эти карточки? -  Это не величины.
-  Что такое величина? -  Величина – это то, что можно измерить и результат измерения записать числом.
- Какую из этих величин мы ещё не изучали?

-  Эти величины мы будем изучать позже.

-  Не изучали время и температуру.
-  С какими величинами мы встречаемся, когда что- то покупаем в магазине? -  Масса, длина, объём.
  • Отправляемся в первый отдел магазина.

-  Прочитайте его название.

(На доске картинка с подписью отдела «Продукты»).

-  Будем покупать сахар и муку.

 
-  Откройте учебники на странице 16, задание №3.

-  В пакете А сахар, в пакете Б – мука. В каких единицах измеряется масса?

-  Масса измеряется в килограммах, граммах, центнерах, тоннах.
-  Какими единицами будем измерять массу сахара и муки? -  Килограммами.
-  Чему равна масса пакета А?

Я прикрепляю табличку на маленькой доске: А=2кг+1кг=3кг

- Масса пакета А равна 3кг. 2кг + 1кг=3кг.
-  Чему равна масса пакета Б? -  Масса пакета Б равна 4кг. 5кг- 1кг=4кг.
-  Для чего рядом с пакетом Б поставили гирю в 1кг? -  Чтобы уравновесить чашки весов.
-  На какой чашке весов находится пакет А? -  На правой чашке весов.
-  На какой чашке находится пакет Б?

-   Подпишите буквы на пакетах.

-  На левой чашке весов.
-  Что нужно сделать, чтобы уравновесить пакеты? - На правую чашку весов поставить гирю в 1кг.
  • Решение примеров на сложение и вычитание единиц массы.

У доски: 2кг+5кг- 3кг.

Второй пример решают самостоятельно: 9кг- 4кг+1кг.

Взаимопроверка.

Дети поднимают знак «Мы готовы».

Читают пример – говорят ответ.

IV. Динамическая физминутка.

Мы идём в магазин покупать продукты.
Обезьянка продаёт овощи и фрукты.
Маше – дыни, Паше – киви, а Марине – апельсины.
Раз, два, раз, два – возвращаться нам пора.

  • Догадайтесь, в какой отдел магазина мы сейчас пойдём.

Под ярким объявлением стекло,
Хрусталь, фарфор большое
Оживление, идёт горячий спор.
Слышим гомон мы повсюду,
Покупаем мы посуду.
Ложки, вилки покупай, чайник, чтобы ставить чай.

- Идем в отдел «Посуда».
  • Работа над задачей №4.

(на доске наглядность - 2 чайника)

-  Прочитайте условие.

-  Прочитайте вопросы

Читают задачу вслух.
-  Что известно? Что нужно узнать? Известен объём чайников.

- Находим целое.

-  Что находим? Как найти целое? - Чтобы найти целое, надо сложить части.
-  Как узнать, сколько литров воды входит в оба чайника? - Надо к двум прибавить три.
- Какая схема подходит к этому вопросу? Дети выбирают схему (на доске графические схемы к задачам).
- Запишем решение. Ученик на доске записывает решение. Все остальные – в тетради.  2+3=5(л.)
- Как узнать, на сколько второй чайник вместительнее? -  Надо из большего вычесть меньшее.
- Как можно заменить слово «вместительнее»? - Словом «больше».
- Какая схема подойдёт к этому вопросу? Дети выбирают графическую схему.
- Запишем решение. Ученик записывает на доске решение и ответ. 3- 2=1(л.)

Ответ: 5 литров, на 1 литр больше.

V. Офтальмологическая гимнастика.

В руках учителя зеленый сигнальный знак.

Дети водят глазами по его направлению.

  • Отдел «Галантерея». (на доске иллюстрации)

- Послушайте, что означает это слово. В этом нам поможет толковый словарь.

Дети читают хором.

Ученик читает: Галантерея – мелкие принадлежности туалета, личного обихода (перчатки, ленты, нитки, пуговицы и т.д.)

  • Практическая работа.

-  В этот отдел мы возьмём с собой любимую куклу всех девчонок – Барби. Будем покупать кружева, чтобы украсить её наряд.

- Для украшения бального наряда для Барби купили кружева. Измерьте, сколько?

Дети измеряют кружева.
-  2см кружев пошло на украшение воротника, 3см на отделку пояска. Остальное – на отделку рукавов. Сколько см кружев пошло на отделку рукавов? - Купили 9 см кружев.
- Выберите схему, которая подходит к задаче, отметьте на схеме условие. У каждого ученика карточка со схемами. Выбирают подходящую схему на карточке, заполняют условие и вопрос.
- А теперь отрежьте кружева, которые пойдут на воротник, на отделку пояса и узнайте, сколько см пойдёт на отделку рукавов? Отрезают кружева, измеряя при помощи линейки.
-  Запишите решение задачи в карточке. 9 - 2 - 3 = 4(см)

Ответ: 4см.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности)

- Что нового узнали на уроке?

- Где могут вам пригодиться эти знания?

- Всё ли у вас получалось на уроке?

VII. Домашнее задание.

Потренируйте своё логическое мышление. Стр. 17 №8.