Тема: Величины. Свойства величин.
Цели:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме «Величины»; формировать навыки сложения и вычитания единиц массы, объёма, длины; продолжить работу над задачами (нахождение целого по известным частям, нахождение части по известному целому и другой части, на разностное сравнение).
Развивающие: развивать мыслительные операции сравнения, систематизации, обобщения; навыки счёта; геометрические понятия; каллиграфические навыки; умения употреблять в речи математическую терминологию; преобразовывать, видоизменять заданную фигуру (трансфигурация); обогащать словарный запас школьников.
Воспитательные: воспитывать сотрудничество, чувство взаимопомощи, максимальную работоспособность.
Оборудование: учебник Л.Г. Петерсон «Математика 1 класс. 3 часть», лента цифр, индивидуальные кассы, карточки для индивидуальной работы, иллюстрации к задачам, демонстрационные спички, счётные палочки, карточки «Слова- величины», опоры «Величины», видеофрагмент «Магазин», раздаточный материал к практической работе.
Ход урока:
I. Организационный момент. Этап положительного самоопределения в учебной деятельности.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
- На уроке нам нужно хорошо поработать. Что вам для этого необходимо? | - Нам необходимы внимание, умение работать дружно, аккуратно работать в тетради. |
- Под каким девизом вы любите работать? | - Хорошая работа идёт в таком порядке: сообразил, проверил, написал. |
II. Актуализация знаний.
1) Работа над формированием каллиграфии.
- Определите закономерность и
продолжите числовой ряд: 70 71 72 … - Какие числа назвали? |
73 74 75 76 77 - Двузначные числа. |
- Какая цифра повторяется в этих числах? | - Повторяется цифра 7. |
- Давайте вспомним как правильно
пишется цифра 7 (плакатик с цифрой). - Цифру 7 начинай писать от середины верхней линии клетки. Первый элемент – волнистая линия, второй элемент – из уголка клетки на середину нижней линии, третий элемент – прямая палочка посередине. - Найдите и подчеркните в ряду лишнее число. - Почему ты так думаешь? |
Дети пишут в воздухе. Запись чисел в тетради. - Лишнее число – 70. - Число 70 – круглое. |
- Что вы знаете о числе 7? | - Число 7 – однозначное, нечётное. Соседи числа 7 – число 6 – предыдущее, число 8 – последующее. |
Послушайте сообщение о числе 7. | - В древности число 7 считали магическим. Возможно, это объяснялось тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через 7 отверстий в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот). Города Рим и Киев построены на семи холмах. Неслучайно в радуге 7 цветов, в неделе 7 дней, на свете 7 чудес. Волшебное число 7 упоминается в сказках. Люди, имена которых состоят из семи букв нередко становятся хорошими учителями. |
3 ученика работают по карточкам. 2) Устный счёт. |
Индивидуальная работа по карточкам. |
·1 Ритмический счёт через 7. | 1 – топнуть правой ногой, 2 – левой
ногой; 3 – хлопнуть по правой ноге, 4 – по левой
ноге; 5 – дотронуться до плеч; 6 – хлопнуть в
ладоши. Называют вслух – 7, 14, 21. |
·2 Работа с индивидуальными кассами. - Какое число следует при счёте за числом 7? - Какое число стоит при счёте перед числом 6? - Какое число больше 6 на 2? - Какое число меньше 4 на 2? - Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 9. Покажите задуманное число. - От задуманного числа я вычла 4 и получила 3. Покажите задуманное число. |
Показывают ответы цифрами из кассы. 8 5 8 2 6 7 |
·3 Логическая задача (рисунок): Груша тяжелее, чем апельсин, а апельсин тяжелее яблока. Что тяжелее: груша или яблоко? - Как ты догадался? |
- Я знаю, что апельсин легче груши, но тяжелее яблока. Значит груша тяжелее яблока. |
·4 Головоломка с палочками. Сложите из палочек такую фигуру (на доске квадрат из демонстрационных палочек). - Как называется фигура? - Докажите. - Сколько всего квадратов? - Покажите. - Уберите 4 палочки так, чтобы осталось два квадрата. - Ребята- консультанты, помогите мне проверить выполненное задание. |
Ученики работают с палочками.
Эта фигура называется квадрат. У квадрата 4 стороны, 4 угла, 4 вершины и все стороны равны. Всего 5 квадратов (показывают у себя на парте, один ученик – у доски). Дети- консультанты проходят по ряду и проверяют задание. Подходят ко мне, докладывают. Один ученик снимает палочки (модель квадрата на доске) |
·5 Расшифруйте слово: 3+3 Я открываю буквы. - Сегодня на уроке мы поиграем в покупателей (видеофрагмент из магазина). - Мы должны быть грамотными покупателями. Для этого нужно хорошо уметь считать, сравнивать, знать величины. |
Дети читают пример, говорят ответ. Хором читают слово «Магазин». |
III. Работа по закреплению темы «Величины».
Подводящий диалог. - Продолжим разговор о величинах. На доске карточки: масса, цвет, длина, запах, объем, аппетит, время, температура. |
|
- Найдите среди этих слов только те, которые обозначают величины и убери лишние слова. | Ученик убирает карточки со словами: запах, цвет, аппетит. |
- Почему ты убрал эти карточки? | - Это не величины. |
- Что такое величина? | - Величина – это то, что можно измерить и результат измерения записать числом. |
- Какую из этих величин мы ещё не
изучали? - Эти величины мы будем изучать позже. |
- Не изучали время и температуру. |
- С какими величинами мы встречаемся, когда что- то покупаем в магазине? | - Масса, длина, объём. |
- Прочитайте его название. (На доске картинка с подписью отдела «Продукты»). - Будем покупать сахар и муку. |
|
- Откройте учебники на странице 16,
задание №3. - В пакете А сахар, в пакете Б – мука. В каких единицах измеряется масса? |
- Масса измеряется в килограммах, граммах, центнерах, тоннах. |
- Какими единицами будем измерять массу сахара и муки? | - Килограммами. |
- Чему равна масса пакета А? Я прикрепляю табличку на маленькой доске: А=2кг+1кг=3кг |
- Масса пакета А равна 3кг. 2кг + 1кг=3кг. |
- Чему равна масса пакета Б? | - Масса пакета Б равна 4кг. 5кг- 1кг=4кг. |
- Для чего рядом с пакетом Б поставили гирю в 1кг? | - Чтобы уравновесить чашки весов. |
- На какой чашке весов находится пакет А? | - На правой чашке весов. |
- На какой чашке находится пакет Б? - Подпишите буквы на пакетах. |
- На левой чашке весов. |
- Что нужно сделать, чтобы уравновесить пакеты? | - На правую чашку весов поставить гирю в 1кг. |
У доски: 2кг+5кг- 3кг. Второй пример решают самостоятельно: 9кг- 4кг+1кг. |
Взаимопроверка. Дети поднимают знак «Мы готовы». Читают пример – говорят ответ. |
IV. Динамическая физминутка.
Мы идём в магазин покупать продукты.
Обезьянка продаёт овощи и фрукты.
Маше – дыни, Паше – киви, а Марине – апельсины.
Раз, два, раз, два – возвращаться нам пора.
Под ярким объявлением стекло, |
- Идем в отдел «Посуда». |
(на доске наглядность - 2 чайника) - Прочитайте условие. - Прочитайте вопросы |
Читают задачу вслух. |
- Что известно? Что нужно узнать? | Известен объём чайников. - Находим целое. |
- Что находим? Как найти целое? | - Чтобы найти целое, надо сложить части. |
- Как узнать, сколько литров воды входит в оба чайника? | - Надо к двум прибавить три. |
- Какая схема подходит к этому вопросу? | Дети выбирают схему (на доске графические схемы к задачам). |
- Запишем решение. | Ученик на доске записывает решение. Все остальные – в тетради. 2+3=5(л.) |
- Как узнать, на сколько второй чайник вместительнее? | - Надо из большего вычесть меньшее. |
- Как можно заменить слово «вместительнее»? | - Словом «больше». |
- Какая схема подойдёт к этому вопросу? | Дети выбирают графическую схему. |
- Запишем решение. | Ученик записывает на доске решение и
ответ. 3- 2=1(л.) Ответ: 5 литров, на 1 литр больше. |
V. Офтальмологическая гимнастика.
В руках учителя зеленый сигнальный знак.
Дети водят глазами по его направлению.
- Послушайте, что означает это слово. В этом нам поможет толковый словарь. |
Дети читают хором. Ученик читает: Галантерея – мелкие принадлежности туалета, личного обихода (перчатки, ленты, нитки, пуговицы и т.д.) |
- В этот отдел мы возьмём с собой любимую куклу всех девчонок – Барби. Будем покупать кружева, чтобы украсить её наряд. - Для украшения бального наряда для Барби купили кружева. Измерьте, сколько? |
Дети измеряют кружева. |
- 2см кружев пошло на украшение воротника, 3см на отделку пояска. Остальное – на отделку рукавов. Сколько см кружев пошло на отделку рукавов? | - Купили 9 см кружев. |
- Выберите схему, которая подходит к задаче, отметьте на схеме условие. | У каждого ученика карточка со схемами. Выбирают подходящую схему на карточке, заполняют условие и вопрос. |
- А теперь отрежьте кружева, которые пойдут на воротник, на отделку пояса и узнайте, сколько см пойдёт на отделку рукавов? | Отрезают кружева, измеряя при помощи линейки. |
- Запишите решение задачи в карточке. | 9 - 2 - 3 = 4(см) Ответ: 4см. |
VI. Итог урока (рефлексия деятельности)
- Что нового узнали на уроке?
- Где могут вам пригодиться эти знания?
- Всё ли у вас получалось на уроке?
VII. Домашнее задание.
Потренируйте своё логическое мышление. Стр. 17 №8.