Словарная работа на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Как показывает практика, занятия русским языком не всегда неизменно привлекают к себе внимание учащихся. Нередко русский язык представляется определенному кругу школьников неинтересным, отсюда и низкая активность учащихся на уроке и большое количество ошибок.

Наблюдения за учебным процессом показывают, что активность учащихся на уроке зависит от средств и методов обучения.

Для того чтобы уроки русского языка не были скучными, однообразными я, как и многие учителя, подбираю увлекательный, но в тоже время познавательный дидактический материал, который привлекает внимание каждого ученика.

Использую на уроках разнообразные виды работ: игры, головоломки, ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, метаграммы, загадки, пословицы, поговорки, отрывки из произведений, стихотворений, басен, сказок, перфокарты, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, памятки, опорные схемы, кодоскоп, творческие работы, иллюстрацию.

Все это активизирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание участвовать в учебном процессе, вселяет уверенность в свои силы, способствует находчивости и сообразительности учеников.

Применения каждого вида работы зависит от темы урока, от того на каком этапе урока они будут использованы, от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.

В своей статье я остановлюсь на проведении одного из этапов урока. Это организация словарной работы. Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа должна носить не случайный, эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс.

Я расскажу лишь о тех видах словарной работы, которые использовала в своей практической работе и которые дают положительный результат.

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант

Показываю детям карточку – слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

2. Картинный диктант

1) Показываю детям картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.

2) Показываю картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают дети проверяют.

3) Закрываю только безударную гласную, дети записывают слова, затем букву открываю.

3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Предлагаю детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие.

Например:

1) Использую карточки-картинки. Запишите в первый столбик слова – названия животных, во второй слова – названия птиц.

2) Или карточки – слова. Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную – "О", во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную – "А".

3) Или диктую слова вслух. В левый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – кто? (Москва, фабрика, рабочий и др.)

4) Использую кодоскоп. На пленке записан текст. Даю задание, выписать из текста словарные слова.

Урожай!  урожай! Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор!

На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева).

4. Диктант с использованием загадок.

1) Читаю детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем пишут ее.

2) Читаю детям загадку, а отгадку – словарное слово дети записывают самостоятельно.

3) Подбираю загадки требующие хорового ответа.

Например:

Трещало с самого утра

- Пор-р-ра! Пор- р-ра!

А это- пора?

Такая с ней морока, когда трещит …… (Сорока).

4) Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищу.

5. Диктант по памяти.

1) Запишите по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата), или названия одежды (пальто, сапоги).

2) Записать слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е,о,а,и,я).

3) Пишу слова на доске. Ученики повторяют слова, слова закрываются дети пишут их по памяти.

4) Текст пишу либо на доске, либо на пленке и использую кадоскоп. Даю задание назовите из текста все словарные слова, запомните их. Текст закрываю, дети пишут их по памяти. Затем кладу пленку с выписанными словарными словами, дети проверяют себя.

Например: Текст "Школа".

С какой радостью мы возвратились осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать.

6. Диктант с комментированием.

Диктую слова из "Словаря" один ученик комментирует его написание, все записывают.

7. Творческий диктант.

1) Замените развернутое определение одним словом.

Например: а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).

б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)

2) Показываю детям картинку, например с изображением лисицы, медведя. Даю задание: Расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.

3) На доске пишу предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".

а) Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.

б) Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.

в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.

Кроме различных видов диктантов использую и такие приемы работы над словарем.

1. При знакомстве с новым словом работу организую так:

1) чтение слова с доски или с карточки;

2) обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением; 3) проговаривание слова вслух;

4) письмо в тетрадях;

5) разбор по составу;

6) подбор родственных слов;

7) составление с этим словом словосочетания или предложения (устно или письменно).

2. Словарную работу сочетаю с минуткой чистописания. При написании строчных букв пишу словарные слова начинающиеся с этой буквы. Например: м …(молоток) и т.п.

3. К доске вызываю 2-3 учеников. Они и весь класс пишут слова под диктовку учителя. После окончания работы к доске выходят 2-3 "учителя" и проверяют работу учеников.

4. Подбираю слова, в которых надо вставить одинаковую букву (а, о, е). Вставьте одну букву.

5. Группирую слова по темам "одежда", "мебель", "звери", "птицы". Говорю дети: Сегодня мы будем писать слова из темы "Звери". Можно это задание выполнять так:

1) Диктую слова, ученики их записывают или

2) вспоминают слова самостоятельно и записывают, или 3) называют слова вслух и записывают;

4) вывешиваю слова – карточки с закрытой безударной гласной по теме, дети записывают слова и вставляют нужную букву;

5) аналогично организуется работа с карточками – картинками.

6. Группирую по буквам. Например: Сегодня мы будем писать слова начинающиеся на букву "К". Работу можно провести так:

1) найдите слова на эту букву в словаре, запишите их;

2) вспомните и запишите словарные слова начинающиеся с этой буквы;

3) можно организовать коллективную работу, дети называют слово, а потом записывают;

4) можно использовать слова – карточки. На доску вывешиваются слова в том числе начинающиеся на эту букву, с закрытой безударной гласной. Выпишите слова начинающиеся на букву "К";

5) аналогично можно организовать работу с карточками – картинками.

7. Использую перфокарты. Они позволяют проверить знания всех учащихся, при малой затрате времени.

8. Работа с кроссвордом.

1) Узнай какие слова надо вписать. Запиши словарное слово;

2) Разгадайте кроссворд "Спрятанные слова";

3) Кроссворды типа "Заполните таблицу";

4) Составь свой кроссворд предложи его товарищу.

9. При знакомстве с новыми словами использую небольшие шутливые стихи. Например: При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

Что за ли? В звуках нету смысла
Что за мон? Но едва шепнут лимон – сразу станет кисло.

При изучении слова "топор" считалку И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор
С топором пошел во двор
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор.
Поищи и ты топор.

10. Использую и такие задания.

Подберите дома:

  • Загадки, отгадками к которым являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищам.
  • Пословицы, в которых встречаются слова из "Словаря". Проговорите их вслух.
  • Отрывки из художественных произведений в содержании которых есть слова из "Словаря".
  • Названия художественных произведений которые являются словарными словами.

11. Задания типа "Ответь на вопросы":

1) Кто живет в лесу?

2) Кто следит за чистотой в классе?

3) Что дает нам корова? и т.п.

Такое задание выполняем по разному.

а) 3-4 вопроса пишу на доске, ученики записывают в тетради полные ответы.

б) Диктую вопросы, дети записывают полные ответы.

в) Диктую вопросы, дети пишут только ответы, словарные слова.

12. Задания типа "Допиши предложение" .

1) Весело чирикает … (воробей)

2) В лесу живут … и … (заяц и медведь) и т. п.

Такой вид работы тоже проводим по разному.

На доске записываю 3-4 предложения, а ученики вместо точек дописывают словарные слова.

Слова для вставок пишу на доске. Диктую предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

13. Задание "Цепочка слов". Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: береза, автобус, сахар, рисунок, колхоз и т.д.

14. Задание. Под каждой буквой столбик слов. Называю или пишу на доске несколько букв и предлагаю детям под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Работу можно организовать так:

  • Коллективно
  • Самостоятельно

Учитель перечисляет слова, дети записывают слово в нужный столбик.

Коллективно эту работу можно провести так: на доске цветок, на его лепестках словарные слова с пропущенной безударной гласной, ученик срывает лепесток, говорит слово вслух и записывает его в нужный столбик, ученики в тетради.

к м с
Капуста медведь собака

15. Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его. Предлагаю слова.

1) Зима, мороз, коньки, каток.

2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

16. Запишите словарные слова

1) Петя с вечера собирается в школу. Он кладет в портфель… Дети записывают. (Карандаш, пенал, тетрадь).

2) Таня пошла на огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, помидоры, морковь).

Для активизации словарной работы использую игры.

  • Игра "Не подведи свой ряд". На доске записаны слова в 3 столбика. Ученики с каждого ряда встают по одному и вставляют буквы. Побеждает тот, чей ряд справится быстрее.
  • Игра "Забей гол". На доске ворота, внутри них словарные слова с пропущенной безударной гласной. К доске выходят 2 команды, у каждой мячи (круг с записанной в ней гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.
  • Игра "Догадайся". Иногда словарную работу начинаю с таких слов:

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки
От слов начала откусили,
Из книжек в норку утащили.

На доске записаны слова:

… льто

… нал

… пор

  • Игра "Подскажи словечко".

. е … (пенал) . о … (мороз)

. е …. (ребята) . о …. (колхоз)

. е …. (мебель) . о ….. (воробей)

  • На тему "Птицы":

. о . … (воробей)

. о . .. (ворона)

. е … (петух)

в … ок

г … д

д … вня

  • Игра "Волшебные яблоки".

На доске написаны слова:

л . сица

м . роз

р . бята

м . шина

за .ц

Рядом яблоня на ней яблоки на некоторых из них написаны буквы (а, е, и, я, о)

Говорю детям: Это не простые яблоки, а волшебные, сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.

  • Игра "Буквы заблудились". Помогите буквам встать на свои места. Какие слова получились?

т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь)

м, л, о, к, о (молоко)