ЦЕЛИ:
- Закрепление формирования артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях и связной речи.
- Формирование фонематического слуха и звукового анализа.
- Развитие пространственной ориентации и координации тонких движений кисти и пальцев рук.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
- Развитие самоконтроля и взаимоконтроля.
ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные зеркала, картинки со звуками [Р], [Р'], карточки с цифрами, карточки со словами, карточки со схемами слов, карточки-светофоры, мяч, фишки для звуко-буквенного анализа, мягкие игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Можно сесть тому, кто придумает и правильно произнесет слово со звуками [Р], [Р'] (в начале, середине и конце слова).
II. Повторение пройденного.
1. Ребята, давайте вспомним, какие упражнения помогли нам научиться правильно произносить звуки [Р], [Р'].
Ответы детей: “Лошадка”, “Маляр”, “Автомат”, “Пулемет”,
“Барабанщики”.
Дети выполняют эти упражнения перед зеркалом.
2. А теперь давайте покажем, как мы научились правильно выговаривать звуки [Р], [Р']. Заведем “моторчики”.
Дети произносят изолированный звук [Р] хором, по цепочке, индивидуально.
3. Ребята, а теперь вспомните, пожалуйста, при помощи каких органов речевого аппарата мы научились правильно выговаривать звуки [Р], [Р'].
Ответы детей: губы, зубы, язык, небо, альвеолы.
Дети произносят перед зеркалом звуки [Р], [Р'] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата:
- рот приоткрыт;
- губы разомкнуты;
- кончик языка поднят к альвеолам.
III. Основная часть. Объявление темы.
- Ребята, как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о звуках [Р], [Р']. Тема нашего занятия “Автоматизация звуков [Р], [Р'] в слогах, словах, предложениях, связной речи”.
1. Развитие фонематического слуха.
- А теперь, ребята, давайте проверим, умеем ли мы определить на слух место звука в слове. Давайте поиграем с вами в игру. Я буду показывать вам картинки со звуками [Р], [Р'], а вы должны найти место этих звуков в слове и поднять карточку с соответствующей цифрой:
- ракета (1),
- карандаш (3),
- кролик (2),
- помидор (7),
- матрешка (4),
- барабан (3),
- огурец (4),
- компьютер (9).
2. Характеристика звука.
- А теперь я предлагаю вам немного поговорить о звуке [Р].
Давайте попробуем дать характеристику этому звуку. Какой он?
Ответы детей: Звук [Р]– согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
- Перед какими гласными звук [Р] бывает твердым ?
Ответы детей: А, О. У, Ы, Э.
- Перед какими гласными звук Р бывает мягким ?
Ответы детей: Я, Е, Ю, И, Е.
А теперь давайте поиграем в игру “Светофор”. Я буду показывать вам картинки со звуками [Р], [Р'], а вы будете “включать светофоры”. Если в слове есть твердый звук [Р] вы “зажигаете” синий свет. Если в слове есть мягкий звук [Р'], вы “зажигаете” зеленый свет.
ФИЗМИНУТКА. Выполнение движений с проговариванием слов:
Каждый день по утрам делаем зарядку
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба на месте),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания),
Прыгать и скакать (прыжки на месте).
3. Связь звука и буквы.
- Ребята, мы с вами все время говорим о звуках [Р], [Р'].
А скажите, пожалуйста, какой буквой обозначаются эти звуки на письме ?
Ответы детей: Буквой [Р] (Эр).
- Правильно. А теперь давайте на ленте букв найдем букву “Р” и немного поговорим о ней. Посмотрите, пожалуйста, на эту букву и скажите, на что она похожа, попробуем немного пофантазировать.
Ответы детей.
- А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос:
“Чем отличается звук от буквы?”
Ответы детей:
Звук я слышу, произношу,
Букву вижу, читаю, пишу.
- А сейчас мы попробуем написать букву “Р” в воздухе. Сначала мы напишем ее плечом, потом локтем, потом кистью, потом пальцем.
4. Автоматизация звуков [Р], [Р'] в слогах. Игра с мячом. Условия игры: я бросаю вам мяч и при этом произношу открытый слог. Вы возвращаете мне мяч и произносите закрытый слог. И наоборот. (слоги со звуками [Р], [Р']).
5. Автоматизация звуков [Р], [Р'] в словах. Звуко-буквенный анализ слов.
- Найти в предложениях слова со звуками Р], [Р'] и произнести их правильно. Определить место звука в слове.
- Подобрать к заданной схеме одно из трех слов и объяснить свой выбор.
- Составить схему для заданного слова (работа с фишками).
6. Автоматизация звуков [Р], [Р'] в предложениях (скороговорках, чистоговорках).
Дети произносят скороговорки и чистоговорки со звуками [Р], [Р'] (домашнее задание).
7. Автоматизация звуков [Р], [Р'] в связном тексте.
Рассказ “Моя любимая игрушка”. Детям заранее было дано задание придумать небольшой рассказ о своей любимой игрушке. Условие: в рассказе должно быть как можно больше слов со звуками [Р], [Р']. Дети рассказывают о своих любимых игрушках и при этом не забывают правильно произносить слова со звуками [Р], [Р'].
ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Логопед подводит итог занятия.