Раздается звонок.
Учитель. Скорее! Скорее! Проходите все на свои места.
Раздается второй и третий звонок (дает учитель).
Учитель. Представление начинается.
Гаснет свет. Слышится музыка.
На экране телевизора показывается отрывок из
кинофильма “Золушка” (отрывок с разговором
Золушки и ее крестной – феи:
– Ох, крестная! Как бы я хотела хоть одним
глазком посмотреть…)
Учитель. Ребята! А вы любите эту сказку? Какие герои вам больше всего нравятся? Чем? Кто может объяснить: почему Золушку так зовут? Открываем запись на доске и читаем хором:
Она красива и мила,
Имя ей дала зола.
Учитель. А есть в этой сказке такие герои, которые вам не нравятся? Почему?
Дети. Мачеха и ее дочки. Они жадные и
злые.
– А я знаю, кто написал эту сказку!
Мнения детей разделились между Ш. Перро и Г-Х. Андерсеном, поэтому мы достаем сборники сказок, которые есть в любой школьной библиотеке, и выясняем: кто же написал одну из любимых детских сказок.
Учитель. Вы, ребята, наверное, уже догадались, какая тема сегодняшнего занятия?
Дети. Да! Мы будем говорить о сказках.
Учитель. Попробуйте угадать, что говорил по поводу сказок А.С. Пушкин.
АКЗАКС ЬЖОЛ, АД В ЙЕН КЕМАН,
МЫРБОД МАЦДОЛОМ КОРУ.
Ответ: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок” (читаем каждое слово наоборот).
Учитель. Вам интересно узнать, чему хотят научить нас сказки, о которых мы будем говорить сегодня? Откройте “Азбуку” на с. 42 (внизу). Каких персонажей из сказки “Золушка” мы здесь можем найти, и чем они заняты?
По ходу работы по картинке учебника на доске появляются имена или названия сказочных персонажей.
Дети. Золушка, которая горюет над своей туфелькой, и злая мачеха, которая готовит работу для падчерицы (значение слова выясняем, слово выписываем на доску с незнакомыми словами для дальнейшей работы с ним на занятии по ТОТ ХОРОШ, КТО ЛИЦОМ ПРИГОЖ, А ТОТ ХОРОШ, КТО ДЛЯ ДЕЛА ГОЖ. развитию речи).
Учитель. А что это за девицы-красавицы на картинке, которые играют часиками? Косы у них длинные, на головках коронки, кра-са-вицы писаные!
Дети. А мне они не нравятся. У одной нос
длинный, некрасивый, а другая толстая.
– Они плохие, потому что они злое задумали.
Учитель. Ребята, а так всегда бывает: если некрасивый – значит, плохой, а раз красавец – значит, обязательно хороший?
Дети. Нет. Я смотрел сказку про Бабу
Ягу. Она там была с длинным носом, горбатая, но
веселая и помогла потом молодцу.
– А еще в одной сказке была красавица царевна,
которая все любовалась на себя в зеркало, а у нее
тоже была падчерица. И эта царевна заставила
отвести девушку в лес, на съедение волкам (по
ходу обсуждения выясняем автора сказки и ее
название).
Учитель. Значит, в некрасивом человеке
может биться доброе, благородное сердце.
Но бывает и наоборот: человек красивый внешне – а
поступки совершает дурные, некрасивые, злые.
Значит, не в красоте дело.
Посмотрите, какие пословицы выросли сегодня на нашем Дереве мудрости.
Читаем пословицы и пробуем объяснить их смысл:
- С ВИДУ ГЛАДОК, А НА ЗУБ НЕСЛАДОК.
- РОДИЛАСЬ ПРИГОЖА, ДА ПО НРАВУ НЕГОЖА.
- ПЛОХА РОЖА, ДА ДУША ГОЖА.
- НЕ ТОТ ХОРОШ, КТО ЛИЦОМ ПРИГОЖ, А ТОТ ХОРОШ, КТО ДЛЯ ДЕЛА ГОЖ.
Дети. Вот так и было с чудовищем. Видите его вот там, в кустах (дети возвращаются к страничке “Азбуки”). Он был очень страшный и боялся показываться на глаза красавице, а на самом деле был очень добрый.
Учитель. Назовите остальных персонажей сказки про чудовище. И давайте вспомним ее название.
Дети вспоминают название сказки “Аленький цветочек”, учитель подсказывает ее автора С. Аксакова.
Учитель. Кому из этих героев сказок вы сочувствуете и почему? Почему только одно слово на доске написано с большой буквы?
МАЧЕХА ЗОЛУШКА ЧУДОВИЩЕ ДОЧЬ КУПЦА
– Составьте у себя на парте звуковую схему имени понравившегося героя (мы обычно делаем это с помощью кирпичиков Лего-конструктора).
На доске трое учащихся составляют схемы к записанным словам: “Золушка”, “мачеха”, “чудовище”.
Учитель. К какому герою какая схема подойдет? Докажите.
Дети. Слово “чудовище” легко
отличить. Оно из четырех слогов, а остальные из
двух.
– Еще у него второй слог ударный, а у других
первый.
– А в слове “мачеха” звуков меньше, чем в слове
“Золушка”.
– Еще – слово Золушка пишется с большой буквы.
– В слове “мачеха” есть мягкий согласный, а в
слове “Золушка” – нет.
Учитель. Угадайте: какое слово загадал ваш сосед по парте (работа в парах, проверка правильности составления схем).
Физкультминутка
Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.
(Руки к плечам, потом вверх, потом снова к плечам, потом в стороны.)
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: нет!
(Вращение головой в стороны.)
Энергично, как всегда,
Головой покажем: да!
(Наклоны назад, вперед.)
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.
(Приседания.)
Раз, два, три, чеканим шаг.
Подает учитель знак.
Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура!
(Стихи взяты из сборника “Физкультурные минутки” О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой)
Учитель. Пока мы с вами делали зарядку, Золушка переоделась, села в карету и отправилась на бал. И мы давайте отправимся за ней.
Чтение предложений на с. 42 “Азбуки”.
– Бал. Бал? Бал!!
Учитель. Прочитайте слова под верхней картинкой про себя. Что можете про них сказать?
Дети. Это предложения. Их целых три.
Учитель. Докажите. Что еще можно сказать про эти предложения?
Дети. Их нужно по-разному читать. Первое предложение простое (уточняем его название). Второе предложение вопросительное, а третье – очень восклицательное.
Учитель. Кто хочет прочитать нам первое предложение? Кто – второе? Кто – третье? Понравилось, как ребята прочитали?
Дети. Да. Миша так громко обрадовался в третьем предложении. Молодец!
– Дама была на балу?
– Да-да! Дама была на балу.
– И мы!
– И мы!
– И мы!
Дети упражняются в чтении предложений.
Чтение про себя, вслух, по ролям (особенно удаются
роли мышей в последних трех предложениях).
За каждое чтение по ролям – благодарность
зрителей (громко хлопаем в ладоши).
Учитель. А по какому случаю могут даваться балы, проводиться праздники?
Дети. Новый год, День рождения, свадьба…
Учитель. Давайте представим себе, что у кошки и кота на картинке тоже праздник. Они пригласили своих друзей на новоселье. Гости пришли на новоселье с подарками. Но только такое условие игры: Кошке дарим предметы с названием из двух слогов, а Коту – из трех.
Дети.
диван чашка ложка лампа кровать |
молоток креслице пылесос тарелка кастрюля |
Можно приготовить картинки или на отдельных карточках написать названия предметов (в зависимости от уровня подготовки детей). |
Учитель. Подарки приняты с благодарностью, а теперь веселимся.
Физкультминутка
Танец под музыку (мы очень любим “Танец утят”).
Учитель. О чем же мы сегодня беседовали на уроке? Чем интересным занимались? Что нового узнали?
Дети. Мы говорили про сказки. Были на
празднике у Кота и Кошки. Смотрели кино.
– Говорили о добрых и злых людях и о том, что
некрасивые люди тоже могут быть добрыми.
– Красота не главное, пусть лучше будут добрые и
помогают друг другу.
– Играли в театр. Узнали новые пословицы.
– Из Лего-конструктора составляли схемы слов.
Учитель. Молодцы! Вы были очень внимательны, много запомнили. Мне очень понравилось с вами беседовать. Я думаю, что разговор о добре и зле мы с вами еще продолжим. А сейчас идем отдыхать на перемену.